Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»
Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»
Бецова Валентина Валентиновна
ГККП ДО №8 «Сказка»
Воспитатель
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»
На сегодняшний день проблема психологического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР), приобретают все большую актуальность в связи с резким увеличением их числа. Для эмоционального портрета ребенка с ЗПР характерны пониженный фон настроения, бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству.
Я работаю на коррекционной группе. Мою группу посещают дети с диагнозом ЗПР. Ещё в самом начале работы передо мной встал вопрос, как лучше создать условия и распределить работу, чтобы достичь максимальных результатов в развитии и обучении этих дошкольников.
Поэтому приходится изучать много литературы и выбирать то, что подходит именно для этих детей. Развитие познавательных процессов ребёнка не может существовать без развития его эмоциональной сферы. И посмотрите, ведь действительно, от того как дошкольник эмоционально настроен на занятиях, как умеет контролировать свои эмоции зависят и результаты по решению интеллектуальных заданий. А из психологии мы знаем, что дети с ЗПР значительно отличаются эмоциональными реакциями от детей с нормальным уровнем развития.
На мой взгляд, использование народной сказки в работе с данной категорией детей может оказаться эффективным средством в развитии их эмоциональной устойчивости через:
1) Знакомство детей с эмоциональными характеристиками героев народных сказок, потешек, загадок.
2) Создание детьми с помощью инсценировок эмоционального образа положительных и отрицательных героев сказок, потешек, загадок.
3) Развитие способности у ребенка через работу с образами регулировать свои негативные эмоции (агрессию, тревожность, страх).
Поэтому работу я организовываю с учетом возрастных особенностей детей, в доступной и интересной для них форме, установив эмоциональный контакт между всеми участниками.
Считаю, что достичь эмоциональной устойчивости можно через выразительность движений и действий, здесь ребёнок раскрывает свои чувства и воздействует на других.
Именно, вот эти моменты учитываются мною при использовании в работе народной сказки.
Именно народная сказка очень подходит для развития эмоциональной сферы у детей в моей группе.
Во-первых, сказки дети очень любят слушать, так как в дошкольном возрасте особенно сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребёнка. Через сказки дети в дошкольном возрасте осваивают мир, познают людей и нюансы человеческих отношений.
Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о жизни и смерти.
Я использую сказкотерапию в работе с детьми для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.
И как оказалось, сказкотерапия показала себя весьма результативно в работе с детьми с задержкой психического развития. Сказка позволила научить детей с ЗПР не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побудила их к речевому контакту.
Работу с каждой сказкой я провожу в три этапа:
- на первом – знакомство со сказкой, её героями, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев;
- на втором этапе – вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение, уметь расслаблять мышцы под релаксационную музыку;
- на третьем этапе – играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки, под музыку дети продолжают учиться напряжению и расслаблению мышц, контролируют это.
В течение этого времени дошкольники рисуют героев сказки, мастерят героев, слушают музыку, ассоциируемую с персонажами и событиями сказки. Хоть мы и знаем, что из-за особенностей эмоциональной сферы у детей с ЗПР создаются трудности, при проведении диагностики детей, из рисунков, поделок можно сделать выводы об их эмоциональном развитии, об их отношениях к героям сказки и т.д. Также периодически можно проводить тест «Рисунок семьи», который тоже рассказывает об эмоциональном состоянии ребёнка.
Используя результаты диагностики, наблюдений я делаю выводы, как дальше работать, в каком направлении развивать эмоциональную сферу у детей с ЗПР с помощью народных сказок.
Уверена, что сказка помогает мне в разных ситуациях при воспитании, развитии и обучении дошкольников. Результаты по развитию эмоциональной сферы у наших детей в группе уже есть.
В коллективе детей нет агрессивных дошкольников, замкнутых тоже, большинство детей умеют контролировать свои эмоциональные состояния. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Это позволило им активно участвовать в разыгрывание сценок не только в группе, но и на утренниках, и делать это очень эмоционально.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»»
Бецова Валентина Валентиновна
ГККП ДО №8 «Сказка»
Воспитатель
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»
На сегодняшний день проблема психологического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР), приобретают все большую актуальность в связи с резким увеличением их числа. Для эмоционального портрета ребенка с ЗПР характерны пониженный фон настроения, бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству.
Я работаю на коррекционной группе. Мою группу посещают дети с диагнозом ЗПР. Ещё в самом начале работы передо мной встал вопрос, как лучше создать условия и распределить работу, чтобы достичь максимальных результатов в развитии и обучении этих дошкольников.
Поэтому приходится изучать много литературы и выбирать то, что подходит именно для этих детей. Развитие познавательных процессов ребёнка не может существовать без развития его эмоциональной сферы. И посмотрите, ведь действительно, от того как дошкольник эмоционально настроен на занятиях, как умеет контролировать свои эмоции зависят и результаты по решению интеллектуальных заданий. А из психологии мы знаем, что дети с ЗПР значительно отличаются эмоциональными реакциями от детей с нормальным уровнем развития.
На мой взгляд, использование народной сказки в работе с данной категорией детей может оказаться эффективным средством в развитии их эмоциональной устойчивости через:
1) Знакомство детей с эмоциональными характеристиками героев народных сказок, потешек, загадок.
2) Создание детьми с помощью инсценировок эмоционального образа положительных и отрицательных героев сказок, потешек, загадок.
3) Развитие способности у ребенка через работу с образами регулировать свои негативные эмоции (агрессию, тревожность, страх).
Поэтому работу я организовываю с учетом возрастных особенностей детей, в доступной и интересной для них форме, установив эмоциональный контакт между всеми участниками.
Считаю, что достичь эмоциональной устойчивости можно через выразительность движений и действий, здесь ребёнок раскрывает свои чувства и воздействует на других.
Именно, вот эти моменты учитываются мною при использовании в работе народной сказки.
Именно народная сказка очень подходит для развития эмоциональной сферы у детей в моей группе.
Во-первых, сказки дети очень любят слушать, так как в дошкольном возрасте особенно сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребёнка. Через сказки дети в дошкольном возрасте осваивают мир, познают людей и нюансы человеческих отношений.
Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о жизни и смерти.
Я использую сказкотерапию в работе с детьми для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.
И как оказалось, сказкотерапия показала себя весьма результативно в работе с детьми с задержкой психического развития. Сказка позволила научить детей с ЗПР не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побудила их к речевому контакту.
Работу с каждой сказкой я провожу в три этапа:
- на первом – знакомство со сказкой, её героями, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев;
- на втором этапе – вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение, уметь расслаблять мышцы под релаксационную музыку;
- на третьем этапе – играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки, под музыку дети продолжают учиться напряжению и расслаблению мышц, контролируют это.
В течение этого времени дошкольники рисуют героев сказки, мастерят героев, слушают музыку, ассоциируемую с персонажами и событиями сказки. Хоть мы и знаем, что из-за особенностей эмоциональной сферы у детей с ЗПР создаются трудности, при проведении диагностики детей, из рисунков, поделок можно сделать выводы об их эмоциональном развитии, об их отношениях к героям сказки и т.д. Также периодически можно проводить тест «Рисунок семьи», который тоже рассказывает об эмоциональном состоянии ребёнка.
Используя результаты диагностики, наблюдений я делаю выводы, как дальше работать, в каком направлении развивать эмоциональную сферу у детей с ЗПР с помощью народных сказок.
Уверена, что сказка помогает мне в разных ситуациях при воспитании, развитии и обучении дошкольников. Результаты по развитию эмоциональной сферы у наших детей в группе уже есть.
В коллективе детей нет агрессивных дошкольников, замкнутых тоже, большинство детей умеют контролировать свои эмоциональные состояния. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Это позволило им активно участвовать в разыгрывание сценок не только в группе, но и на утренниках, и делать это очень эмоционально.