kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бецова Валентина Валентиновна

ГККП ДО №8 «Сказка»

Воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск

Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»

     На сегодняшний день проблема психологического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР), приобретают все большую актуальность в связи с резким увеличением их числа.  Для эмоционального портрета ребенка с ЗПР характерны пониженный фон настроения, бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству.

      Я  работаю на коррекционной группе. Мою группу посещают дети с диагнозом ЗПР. Ещё в самом начале работы  передо мной встал вопрос, как лучше создать условия и распределить работу, чтобы достичь максимальных результатов в развитии и обучении этих дошкольников.

    Поэтому приходится изучать много литературы и выбирать то, что подходит именно для этих детей.  Развитие познавательных процессов ребёнка не может существовать без развития его эмоциональной сферы. И посмотрите, ведь действительно, от того как дошкольник эмоционально настроен на занятиях, как умеет контролировать свои эмоции зависят и результаты по решению интеллектуальных заданий. А из психологии мы знаем, что дети с ЗПР значительно отличаются эмоциональными реакциями от детей с нормальным уровнем развития.

     На мой взгляд, использование народной сказки в работе с данной категорией детей может оказаться эффективным средством в развитии их эмоциональной устойчивости через:

1)  Знакомство детей с эмоциональными характеристиками героев народных сказок, потешек, загадок.

2) Создание детьми с помощью инсценировок эмоционального образа положительных и отрицательных героев сказок, потешек, загадок.

3) Развитие способности у ребенка через работу с образами регулировать свои негативные эмоции (агрессию, тревожность, страх).

    Поэтому работу я организовываю с учетом возрастных особенностей детей, в доступной и интересной для них форме,  установив эмоциональный контакт между всеми участниками.

     Считаю, что достичь эмоциональной устойчивости можно через выразительность движений и действий, здесь ребёнок раскрывает свои чувства и воздействует на других.

    Именно, вот эти моменты учитываются мною  при использовании в работе народной сказки.

     Именно  народная сказка очень подходит для развития эмоциональной сферы у детей в моей группе.

     Во-первых, сказки дети очень любят слушать, так как в дошкольном возрасте особенно сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

    Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребёнка.   Через сказки дети в дошкольном возрасте осваивают мир, познают людей и нюансы человеческих отношений.

    Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле,  о жизни и смерти.

    Я использую сказкотерапию в работе с детьми   для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

     И как оказалось, сказкотерапия показала себя весьма результативно  в работе с детьми с задержкой психического развития. Сказка позволила научить детей с ЗПР не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побудила их к речевому контакту.

    Работу  с каждой сказкой  я провожу в три этапа:

- на первом – знакомство со сказкой, её героями, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев;

- на втором этапе – вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение, уметь расслаблять мышцы под релаксационную музыку;

- на третьем этапе – играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки, под музыку дети продолжают учиться напряжению и расслаблению мышц, контролируют это. 

    В течение  этого времени дошкольники рисуют героев  сказки, мастерят героев, слушают музыку, ассоциируемую с персонажами и событиями сказки. Хоть мы и знаем, что из-за особенностей эмоциональной сферы у детей с ЗПР создаются трудности,  при проведении диагностики детей,  из  рисунков, поделок можно сделать выводы об их эмоциональном развитии, об их отношениях к героям сказки и т.д. Также   периодически можно проводить тест «Рисунок семьи», который тоже  рассказывает об эмоциональном состоянии ребёнка.

    Используя результаты диагностики, наблюдений я делаю выводы, как дальше работать, в каком направлении развивать эмоциональную сферу у детей с ЗПР с помощью народных сказок.

      Уверена,  что сказка помогает мне в разных ситуациях при воспитании, развитии и обучении дошкольников.  Результаты по развитию эмоциональной сферы у наших детей в группе уже есть.

    В коллективе детей нет агрессивных дошкольников, замкнутых тоже, большинство детей умеют контролировать свои эмоциональные состояния. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Это позволило им активно участвовать в разыгрывание сценок не только в группе, но и на утренниках, и делать  это очень эмоционально.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»»

Бецова Валентина Валентиновна

ГККП ДО №8 «Сказка»

Воспитатель

Западно-Казахстанская область

Город Уральск



Консультация «Использование народной сказки в развитии эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР»


На сегодняшний день проблема психологического сопровождения детей с задержкой психического развития (ЗПР), приобретают все большую актуальность в связи с резким увеличением их числа. Для эмоционального портрета ребенка с ЗПР характерны пониженный фон настроения, бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально-экспрессивных средств общения; неадекватные формы эмоционального реагирования на изменение ситуации (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству.

Я работаю на коррекционной группе. Мою группу посещают дети с диагнозом ЗПР. Ещё в самом начале работы передо мной встал вопрос, как лучше создать условия и распределить работу, чтобы достичь максимальных результатов в развитии и обучении этих дошкольников.

Поэтому приходится изучать много литературы и выбирать то, что подходит именно для этих детей. Развитие познавательных процессов ребёнка не может существовать без развития его эмоциональной сферы. И посмотрите, ведь действительно, от того как дошкольник эмоционально настроен на занятиях, как умеет контролировать свои эмоции зависят и результаты по решению интеллектуальных заданий. А из психологии мы знаем, что дети с ЗПР значительно отличаются эмоциональными реакциями от детей с нормальным уровнем развития.

На мой взгляд, использование народной сказки в работе с данной категорией детей может оказаться эффективным средством в развитии их эмоциональной устойчивости через:

1) Знакомство детей с эмоциональными характеристиками героев народных сказок, потешек, загадок.

2) Создание детьми с помощью инсценировок эмоционального образа положительных и отрицательных героев сказок, потешек, загадок.

3) Развитие способности у ребенка через работу с образами регулировать свои негативные эмоции (агрессию, тревожность, страх).

Поэтому работу я организовываю с учетом возрастных особенностей детей, в доступной и интересной для них форме, установив эмоциональный контакт между всеми участниками.

Считаю, что достичь эмоциональной устойчивости можно через выразительность движений и действий, здесь ребёнок раскрывает свои чувства и воздействует на других.

Именно, вот эти моменты учитываются мною при использовании в работе народной сказки.

     Именно народная сказка очень подходит для развития эмоциональной сферы у детей в моей группе.

Во-первых, сказки дети очень любят слушать, так как в дошкольном возрасте особенно сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребёнка. Через сказки дети в дошкольном возрасте осваивают мир, познают людей и нюансы человеческих отношений.

Кроме того, сказки закладывают в детской душе представления о добре и зле, о жизни и смерти.

Я использую сказкотерапию в работе с детьми для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов.

И как оказалось, сказкотерапия показала себя весьма результативно в работе с детьми с задержкой психического развития. Сказка позволила научить детей с ЗПР не только переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побудила их к речевому контакту.

Работу с каждой сказкой я провожу в три этапа:

- на первом – знакомство со сказкой, её героями, обсуждение с детьми поступков героев, самих героев, умение по музыке узнавать, кому она принадлежит, эмоционально передавать состояния героев;

- на втором этапе – вспомнить сказку, её героев, уметь представить себя на месте персонажей, имитировать их поведение и настроение, уметь расслаблять мышцы под релаксационную музыку;

- на третьем этапе – играем в эту сказку, каждый выбирает роль героя и эмоционально передаёт характер его в процессе показа сказки, под музыку дети продолжают учиться напряжению и расслаблению мышц, контролируют это. 

В течение этого времени дошкольники рисуют героев сказки, мастерят героев, слушают музыку, ассоциируемую с персонажами и событиями сказки. Хоть мы и знаем, что из-за особенностей эмоциональной сферы у детей с ЗПР создаются трудности, при проведении диагностики детей, из рисунков, поделок можно сделать выводы об их эмоциональном развитии, об их отношениях к героям сказки и т.д. Также  периодически можно проводить тест «Рисунок семьи», который тоже рассказывает об эмоциональном состоянии ребёнка.

Используя результаты диагностики, наблюдений я делаю выводы, как дальше работать, в каком направлении развивать эмоциональную сферу у детей с ЗПР с помощью народных сказок.

Уверена, что сказка помогает мне в разных ситуациях при воспитании, развитии и обучении дошкольников.  Результаты по развитию эмоциональной сферы у наших детей в группе уже есть.

В коллективе детей нет агрессивных дошкольников, замкнутых тоже, большинство детей умеют контролировать свои эмоциональные состояния. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дали детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Это позволило им активно участвовать в разыгрывание сценок не только в группе, но и на утренниках, и делать  это очень эмоционально.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бецова Валентина Валентиновна

Дата: 15.03.2016

Номер свидетельства: 306196


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства