роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви
к Родине».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,
говорил Аристотель.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.
Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей — это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Данная песня стала уже классикой. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!
И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова
«Мы с мамою нашей большие друзья»).
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, которые вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Айыртау ауданы Айыртауский район
«Родничок» балабақшасы Ясли-сад «Родничок»
Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
(доклад)
Музыкальный руководитель: Золотова А. В.
2015г.
Роль музыки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви
к Родине».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно- музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования»,
говорил Аристотель.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовать его нравственный и духовный мир. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко используется многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на занятиях и в утренней гимнастике.
Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Следующим этапом в этом направлении является использование музыки при ознакомлении с образом Родины.
Для ребёнка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребёнка-дошкольника – это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей — это слово «мама» - самое прекрасное на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью:
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Данная песня стала уже классикой. Более сложные чувства у старших дошкольников. Это гордость за свою маму:
Пускай узнает ветер, и звёзды, и моря,
Что лучше всех на свете мамочка моя!
И чувство дружелюбия: мама – старший друг и товарищ (песня Ю. Слонова
«Мы с мамою нашей большие друзья»).
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка, ближе ему и легче для его восприятия. сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В детском саду это достигается разными средствами. В том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, которые вызывают у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности и доброты. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы.
Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми, как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времён и о тех временах.
Совместное решение задач нравственно- патриотического воспитания педагогами всего детского сада, даёт ощутимые результаты: музыка прочно входит в быт детей, занимает значительное место в их жизни.