kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В музыкальной образовательной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическая область направлена на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, восприятия музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности, в процессе которой у ребёнка появляются первые эмоции, отклик на восприятие музыки. Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическая область направлена на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, восприятия музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности, в процессе которой у ребёнка появляются первые эмоции, отклик на восприятие музыки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста В музыкальной образовательной деятельности»

Развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В музыкальной образовательной деятельности


В дошкольном возрасте развиваются все психические процессы, появляется первый багаж знаний, умений, навыков у ребёнка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном возрасте. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регулировании его высших психических функций и поведения в целом. По словам Л. С. Выготского, эмоциональное развитие детей одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка. Развитие эмоциональной сферы дошкольников происходит в процессе воспитания и развития во всех образовательных областях, и в течение всего дошкольного периода, но более всего эмоциональное развитие проявляется на музыкальных занятиях в детском саду. Музыка всегда занимала особое место в воспитании подрастающего поколения, особенно в воспитании детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическая область направлена на формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, восприятия музыки, реализацию самостоятельной творческой деятельности, в процессе которой у ребёнка появляются первые эмоции, отклик на восприятие музыки. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Эмоциональная отзывчивость на музыку одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности ребенка, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Через восприятие музыки ребенок учиться эмоционально, отзываться на услышанные им музыкальные произведения. Именно в процессе слушания, ребенок осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятиевоспринимает средства музыкальной выразительности.

Для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста целесообразно:

- знакомить их с разнообразным репертуаром;

-обогащать слуховой опыт ребенка; 

-развивать умение формировать оценочные суждения о музыке в целом;

-умение эмоционально реагировать на музыку, уметь передать музыкальный образ в движении и танце.

Помимо слушания и восприятия музыки, ребенок должен принимать активное участие в непосредственно самой музыкальной деятельности, например занятие танцами, пение, освоение ритмических упражнений, участие в театрализации и т. д.

Достаточно личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.

Игры на развитие Мимики и пантомимики

Цель: учить детей изображать отдельные черты характера с помощью мимики и пантомимики.

«Три характера»

Дети слушают три пьесы Д.Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса» и «Резвушка» вместе с музыкальным руководителем, дают оценку их поведению.

Три ребёнка договариваются между собой, кто какую девочку будет изображать, остальные по их мимике и пантомимике пытаются догадаться, кто их них Плакса, Злюка и Резвушка.

«Ябедник» (музыка Слонимского «Ябедник»)

Проигрывается ситуация:

Дети будто бы рисуют, один ребёнок им мешает, они его прогоняют. Мальчик бежит к воспитательнице и говорит (жестами), что его обидели.

В цирке (музыка Кабалевского «Клоуны»)

После прослушивания и разбора пьесы детям предлагается изобразить по очереди (в соответствии с музыкой) двух клоунов – одного весёлого, озорного, и второго, у которого ничего не получается.

Упрямые дети (музыка Леднева «Упрямец»)

а) Мама зовёт ребёнка спать, а он «не хочу, не буду», топает ногой.

б) Лиса ведёт зайца в нору, чтобы там его съесть, заяц упирается, топает ногами, не идёт.

Обезьянки и мама (музыка Джеплина «Рэгтайм»)

Дети – обезьянки кривляются, балуются перед зеркалом, с окончанием музыки приходит их мама, они сразу становятся «умными-разумными»

«Рассмешите Несмеяну» (любая русская народная плясовая)

Воспитатель надевает кокошник – это Несмеяна. Дети пытаются её рассмешить. Кому удается рассмешить, тот становится Несмеяной.

«Таня - плакса» (по стихотворению А.Барто)

Изобразить: «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик, тише Танечка, не плач, не утонет в речке мяч».

Три подружки (автор Чистякова)

Жили – были три подружки: свинка – Хрюшка, кошка – Мурка и утка – Крякушка. Однажды летом они пошли гулять. На них были новые платья и мамы наказали им строго – настрого не пачкаться и далеко друг от друга не уходить.

Но мурка побежала догонять птичку, (музыка Александрова «Кузнечик») зацепилась ха пенёк и разорвала платье.

А Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже. ( музыка П.И. Чайковского «Сладкая грёза»)

Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи.

Вот идут они домой, опустив головы, и громко плачут.

Мамы встретили их у дома, страшно удивились, рассердились и хотели их наказать.

Но когда узнали, Как Крякушка спасала Хрюшку, перестала браниться и даже похвалили её.

«Остров плакс» (музыка Кабалевского «Плакса»)

Путешественник попал на остров, где живут одни плаксы. Он старается их утешить, но дети отталкивают его и продолжают реветь.

Новая кукла (музыка Чайковского «Новая кукла»)

Девочке подарили новую куклу, она рада, кружится, танцует с ней.

Золотые капельки (музыка Христова «Золотые капельки»)

Идет тёплый летний дождь. В лужах пляшут пузырьки. Солнце выглянуло, и дождик стал золотой. Дети подставляют лицо тёплому дождику. Им приятно и весело.

Раздумье (музыки Львова – Компанейца «Раздумье»)

Мальчик собирал грибы и заблудился в лесу. Наконец – то он вышел на дорогу, но не знает, в какую сторону идти.

«Кукла болеет» (музыка Чайковского «Болезнь куклы»)

Тихо. Тихо, Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети делятся на пары. Один ребёнок – больная кукла, второй ребёнок (девочки) – лежат и жалеют куклу.

«Заколдованный ребёнок»

Он не может говорить. На все вопросы детей отвечает жестами.

«Зайчик дразнит медвежонка» (музыка Кабалевского)

Дети делятся на пары – зайка и мишка. Им предлагается изобразить неуклюжего медведя, которого передразнивает зайчишка.

Баба Яга (музыка Мусоргского, Лядова, Чайковского)

  1. Когда Баба Яга была маленькой (придумать и изобразить какой была Баба Яга, когда она ходила в детский сад, в школу, в какие игры играла)

  2. Бабе Яге очень грустно, Её надо пожалеть. Как?

  3. Забывчивая Баба Яга помнит только своё имя. Детям предлагаем показать добрую, мечтательную, весёлую, озорную Бабу Ягу. Дети «заказывают» музыку для своей Бабы Яги.

Подбираем музыку.

Для изображения предложенных ситуаций (котик плачет, заяц барабанит, лиса крадётся, девочка потерялась, мальчик играет со щенком и т.д.) Дети подбирают соответствующую по ладу музыку из предложенных нескольких фрагментов.

Музыкальный портрет.

После рассматривания репродукции живописного портрета с ярко выраженным эмоциональным настроением, дети из нескольких различных по ладу музыкальных фрагментов выбирают тот, который подходит по настроению к этому портрету.

Выбери музыку.

Для озорного Буратино, Великана, Мальчика – с – пальчик, для маленькой Дюймовочки, Мухи Цокотухи, хитрой лисы Алисы.

Улучшение и коррекция дружеских взаимоотношений важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Музыкальные игры снимают психо-эмоциональное напряжение в группе, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого.

Подвижные музыкальные игры, вызывют:

  • Здоровое эмоциональное возбуждение

  • Устойчивое бодрое настроение

  • Устраняют мышечные зажимы

  • Отвлекают от болезненных мыслей и фантазий

1 Раз, два, три, фигура чувства замри.

Пока звучит музыка, дети двигаются в соответствии с её характером, водящий «заказывает» чувство. С окончанием музыки дети замирают изображая это чувство.

2 Поссорились два петушка (музыка Райчёва)

Дети встают парами сцепляют пальцы рук за спиной, подпрыгивают, пытаясь ударить друг друга резкими движениями плеч вперёд. С окончанием музыки – мирятся.

3 Иголка и ниточка (любая полька)

Один ребенок – иголка, бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, не отставая, пока звучит музыка. С окончание музыки «иголочка» выбирает замену.

4 «Скучно, скучно так сидеть»

Дети сидят на одной стороне зала со скучающим видом.

Ведущий с детьми поет:

Скучно, скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть;

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

С окончанием потешки дети бегут на противоположную сторону зала, занимают свободные стулья.

Проигрывает тот, кто остался без стула, так как стульев стоит на один меньше.

5 Наездники (музыка Шумана «Смелый наездник»)

В зале в случайном порядке расставлены стулья. Дети – наездники садятся на стулья лицом к спине стула. Пока звучит музыка, дети встают и галопом скачут по залу, по большому кругу. С окончанием музыки, садятся на стулья, лицом к спине. Оставшиеся без стула выбывают из игры. Играем до тех пор, пока не останется один стул для самого ловкого наездника.

6 Игра с платком

Предлагаем ребёнку взять платок. Игра состоит в том, чтобы с помощью платка, движений, мимики изобразить под соответствующую музыку:

а) бабочку (музыка С.Майкапара «Мотылёк»)

б) лису (музыка Мильмана «Лиса»)

в) принцессу (музыка В.А. Моцарта «Менуэт»)

г) волшебника (музыка А.Лядова «Музыкальная табакерка»)

д) бабушку (музыка А. Гречанинов «Бабушкин вальс»)

7 Подводный карнавал (музыка Сен – Санса «Аквариум»)

Ведущий предлагает побывать на празднике морского царя Нептуна и превращает всех детей в рыбок, русалок, дельфинов, крабов, морских звёзд, водоросли) Звучит музыка, морские обитатели начинают свой карнавал.

8 Воздушный бал (музыка Грига «Бабочки»)

Ведущий превращает детей в птиц колибри, бабочек, стрекоз. Дети под музыку «летают», кружатся, прыгают, всем легко, весело, радостно.

9 Танец огня ( музыка Свиридова «Время вперед»)

Дети в тесном кругу танцуют руками, изображая костёр. Дует сильный ветер, костёр распадается на искорки, которые летают, кружатся, соединяются друг с другом. Искорки светятся счастьем и добром.

10 Танец морских волн (музыка Римского Корсакова «Море» из симфонической сюиты «Шахерезада»)

Ведущий в соответствии с характером музыки дирижирует «волнами» показывает силу воли и последовательность движений детей: кому встать, кому присесть.

11 Я умею танцевать.

Дети по очереди по одному выходят по центру круга. Говорят: «Я умею танцевать». Сыграйте для меня, пожалуйста, весёлую (задумчивую, медленную, быструю, озорную) музыку, вальс, польку и показывает несколько танцевальных движений. Все дети повторяют за ним.

Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения, различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. Эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, любовь и дружба, умение сочувствовать другому человеку. Все эти составляющие и будут способствовать становлению гармонично развитой личности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Ольга Александровна Бочкова

Дата: 19.08.2022

Номер свидетельства: 611872

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-razvitiie-rieflieksii-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306516"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1458142757"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_iz_opyta_raboty_loghoritmika_kak_mietod_prieodolieniia_riechievykh_narush"
    ["file_id"] => string(6) "389916"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1486650032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста». "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-formirovaniie-osnov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "194092"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427726705"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья на тему: "Использование двигательно- речевой и телесно- ориентированной практики в здоровьеформирующей работе с детьми дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(141) "statianatiemuispolzovaniiedvighatielnoriechievoiitieliesnooriientirovannoipraktikivzdorovieformiruiushchieirabotiesdietmidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "312673"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459364769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства