kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста»

"Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься."

                                         Китайское изречение

2 слайд:

     Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности.

      Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

      Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.

3 слайд:

      Рефлексия – возврат назад. Термин ввел классик природосообразной педагогики Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью».

      Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

          Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.

          Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека!

4 слайд:

             Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

        Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии.

      При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1)      физическую (успел – не успел);

2)      сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3)      интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4)      духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

 Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
  • РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  • РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

5 – 8 слайды:

      Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.  

1. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:

  • красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;
  • красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
  • синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
  • зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
  • жёлтый – приятное, спокойное настроение;
  • фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • серый – замкнутость, огорчение;
  • чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
  • коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

6 слайд:

«Солнышко»:

Мое настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел;                
  • Жёлтой – понравилось, но не всё;
  • Красной – дело не понравилось.  

7 слайд:

«Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

8 слайд:

«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.

                                                                                  Комфортно

                                               Уверен в своих силах

                                   Хорошо

                        Плохо

Крайне скверно

9 слайд:

           Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий. 

           Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

           Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. 

Эффективен прием незаконченного предложения (клеше):

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно узнать…
  • было трудно  выполнять…
  • теперь я могу решать.
  • я научился…
  • у меня получилось…
  • я смог…
  • я попробую сам…

10 слайд:

Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом:

  • Что у тебя получилось лучше всего?
  • Кто помог тебе сегодня?
  • Что у тебя не получилось и почему?
  • Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
  • Что было самым трудным?
  • Что было самым интересным?
  • Что еще не получается?
  • Кого бы ты хотел(а) поблагодарить за работу на занятии? И  т.д.

11 слайд:

«Метод пяти пальцев»:

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос в соответствии с выбранным пальцем.

М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?

Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг(ла)?

С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?

У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог(ла)? Чем порадовал(ла)?

Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал(а) для своего здоровья?

        Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).

      Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

        Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

       Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.

          Однако процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

12слайд:             Рефлексия для педагогов

«Архиватор 3, 2, 1»

  • Назовите 3 момента, понравившихся больше всего.
  • Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
  • Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.

13 слайд:

 «Конверты»:

  • Мне понравилось…
  • Мне не понравилось…
  • Я задумалась…
  • В следующий раз мне хотелось бы…

Таким образом, можно определить два направления в развития рефлексии в дошкольном возрасте:

  • В первом случае работа взрослого должна быть направлена на то, чтобы ребенок овладел деятельностью, достиг цели, проявлял активность (сначала совместную со взрослым, а затем и собственную).
  • Второе направление в развитии рефлексии ребенка связано с примерами рефлексии взрослого, который становится образцом для подражания и тем самым прививает ребенку навык осознанного отношения к своим решениям и действиям.

14 слайд:

Спасибо всем за внимание! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!

Презентация создана с гиперссылками и управляющим кнопками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"»

Развитие рефлексии  у детей  дошкольного возраста © Горбовская И. М. учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5» г. Усолье-Сибирское

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

© Горбовская И. М.

учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 5»

г. Усолье-Сибирское

Виды рефлексии Что такое рефлексия? Содержание Копилка рефлексии на занятиях по ФГОС Рефлексия  для педагогов

Виды рефлексии

Что такое рефлексия?

Содержание

Копилка рефлексии

на занятиях

по ФГОС

Рефлексия

для педагогов

«Рефлексия – наблюдение ума за своей  собственной деятельностью»  Джон Локи  Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

«Рефлексия – наблюдение ума за своей собственной деятельностью» Джон Локи

Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.

Цель рефлексии Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п. Виды рефлексии 1. Физическая (успел – не успел); 2. Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно); 3. Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); 4. Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Классификация I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. II. Рефлексия деятельности. III. Рефлексия содержания учебного материала.

Цель рефлексии

Вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.

Виды рефлексии

1. Физическая (успел – не успел);

2. Сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

3. Интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4. Духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Классификация

I. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

II. Рефлексия деятельности.

III. Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия  настроения и эмоционального состояния Характеристика цветов Макса Люшера:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Характеристика цветов Макса Люшера:

  • радостное, восторженное настроение;
  • нервозное, возбужденное состояние, агрессия;
  • грустное настроение, пассивность, усталость;
  • активность , но при насыщении цвета – беззащитность;
  • приятное, спокойное настроение;
  • беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
  • замкнутость, огорчение;
  • унылое настроение, отрицание, протест;
  • пассивность, беспокойство и неуверенность.
Рефлексия  настроения и эмоционального состояния «Солнышко» «Светофор» Дети сигналят карточками: Зелёной – побольше таких дел; Желтой – понравилось, но не все; Красной – дело не понравилось.     Мое настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Солнышко»

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

  • Зелёной – побольше таких дел;
  • Желтой – понравилось, но не все;
  • Красной – дело не понравилось.  

Мое настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.

Рефлексия  настроения и эмоционального состояния «Ёлочка настроения» «Цветик-многоцветик» Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Ёлочка настроения»

«Цветик-многоцветик»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

Рефлексия  настроения и эмоционального состояния «Моё состояние» Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Моё состояние»

Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки

Комфортно

Уверен в своих силах

Хорошо

Плохо

Рефлексия  деятельности и содержания учебного материала Эффективен прием незаконченного предложения (клеше):  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало  фразы из рефлексивного экрана :

Рефлексия деятельности и содержания учебного материала

Эффективен прием незаконченного предложения (клеше):

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана :

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно узнать…
  • Было трудно выполнять…
  • Теперь я могу решать..
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую сам…
Рефлексия  деятельности и содержания учебного материала Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом:

Рефлексия деятельности и содержания учебного материала

Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы,

предложенные педагогом:

  • Что у тебя получилось лучше всего?
  • Кто помог тебе сегодня?
  • Что у тебя не получилось и почему?
  • Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
  • Что было самым трудным?
  • Что было самым интересным?
  • Что еще не получается?
  • Кого бы ты хотел(а) поблагодарить за работу на занятии? И т.д.
Рефлексия  деятельности и содержания учебного материала «Метод пяти пальцев»: Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос в соответствии с выбранным пальцем. М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии? Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг(ла)? С (средний) – состояние духа. Каким было настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог(ла)? Чем порадовал(ла)? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал(а) для своего здоровья?  

Рефлексия деятельности и содержания учебного материала

«Метод пяти пальцев»:

  • Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос в соответствии с выбранным пальцем.
  • М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
  • Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг(ла)?
  • С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
  • У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог(ла)? Чем порадовал(ла)?
  • Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал(а) для своего здоровья?

 

Рефлексия для педагогов  «Архиватор 3, 2, 1»  Назовите 3 момента, понравившихся больше всего. Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе. Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.

Рефлексия для педагогов

«Архиватор 3, 2, 1»

  • Назовите 3 момента, понравившихся больше всего.
  • Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
  • Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.

Рефлексия для педагогов    «Конверты»   Мне понравилось… Мне не понравилось… Я задумалась… В следующий раз мне хотелось бы…

Рефлексия для педагогов

«Конверты»

Мне понравилось…

Мне не понравилось…

Я задумалась…

В следующий раз мне хотелось бы…

Спасибо всем за внимание! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!

Спасибо всем за внимание!

Успехов, терпения и радости в общении с детьми!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация "Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста"

Автор: Горбовская Ирина Михайловна

Дата: 16.03.2016

Номер свидетельства: 306516

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Круглый стол для родителей «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» "
    ["seo_title"] => string(82) "krughlyi-stol-dlia-roditieliei-rol-ighry-v-razvitii-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "211161"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431554400"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Презентация на тему: "Роль сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи детей ""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_na_temu_rol_siuzhetno_rolevoi_igry_v_razvitii_sviaznoi_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "634787"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1688846397"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Семья как важный компонент в воспитании детей."
    ["seo_title"] => string(51) "siem-ia-kak-vazhnyi-komponient-v-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "255304"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447910919"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Досугово-образовательная программа лагеря с дневным пребыванием"
    ["seo_title"] => string(66) "dosughovoobrazovatielnaiaproghrammalaghieriasdnievnympriebyvaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "307901"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458474473"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства