«Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста»
"Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься."
Китайское изречение
2 слайд:
Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
3 слайд:
Рефлексия – возврат назад. Термин ввел классик природосообразной педагогики Джон Локи, который дал такое определение рефлексии: «Наблюдение ума за своей собственной деятельностью».
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека!
4 слайд:
Цель рефлексии - вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии.
При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1) физическую (успел – не успел);
2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть, как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
- РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
- РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
- РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
5 – 8 слайды:
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
1. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
- красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение;
- красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
- синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
- зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
- жёлтый – приятное, спокойное настроение;
- фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
- серый – замкнутость, огорчение;
- чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
- коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
6 слайд:
«Солнышко»:
Мое настроение похоже на:
- солнышко;
- солнышко с тучкой;
- тучку;
- тучку с дождиком;
- тучку с молнией.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
- Зелёной – побольше таких дел;
- Жёлтой – понравилось, но не всё;
- Красной – дело не понравилось.
7 слайд:
«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.
«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.
8 слайд:
«Моё состояние»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
9 слайд:
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Эффективен прием незаконченного предложения (клеше):
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
- сегодня я узнал…
- было интересно узнать…
- было трудно выполнять…
- теперь я могу решать.
- я научился…
- у меня получилось…
- я смог…
- я попробую сам…
10 слайд:
Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом:
- Что у тебя получилось лучше всего?
- Кто помог тебе сегодня?
- Что у тебя не получилось и почему?
- Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
- Что еще не получается?
- Кого бы ты хотел(а) поблагодарить за работу на занятии? И т.д.
11 слайд:
«Метод пяти пальцев»:
Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг(ла)?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог(ла)? Чем порадовал(ла)?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал(а) для своего здоровья?
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).
Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.
12слайд: Рефлексия для педагогов
«Архиватор 3, 2, 1»
- Назовите 3 момента, понравившихся больше всего.
- Назовите 2 момента, которые будете использовать в своей работе.
- Назовите 1 момент, который побуждает (вызывает желание) задать вопрос.
13 слайд:
«Конверты»:
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Я задумалась…
- В следующий раз мне хотелось бы…
Таким образом, можно определить два направления в развития рефлексии в дошкольном возрасте:
- В первом случае работа взрослого должна быть направлена на то, чтобы ребенок овладел деятельностью, достиг цели, проявлял активность (сначала совместную со взрослым, а затем и собственную).
- Второе направление в развитии рефлексии ребенка связано с примерами рефлексии взрослого, который становится образцом для подражания и тем самым прививает ребенку навык осознанного отношения к своим решениям и действиям.
14 слайд:
Спасибо всем за внимание! Успехов, терпения и радости в общении с детьми!
Презентация создана с гиперссылками и управляющим кнопками