Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»
Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»
Доклад из опыта работы
«Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений
у детей дошкольного возраста с ОНР»
Сеитова Гульсана Махсотовна, учитель-логопед
ГККП я/сада №29 «Балауса»
«Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».
Г. А. Волкова «Логопедическая ритмика»
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А также, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я пришла к выводу, что использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи очень эффективно, а общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.
Поэтому темой моего творческого поиска является «Использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи».
Что же такое логоритмика? Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, так как звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь.
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.
Цель, которую я ставлю в своей работе – это преодоление речевого нарушения у детей с ОНР путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В образовательные задачи я включаю знакомство с разнообразными движениями, формирование двигательных навыков и умений.
Воспитательные задачам включают воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.
К коррекционным задачам я отношу: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Уверена, что методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
Считаю, что включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению ОНР у дошкольников различного генеза открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям: логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня; продолжительность занятий от 20 до 25 минут в соответствии с возрастной нормой; материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей; наиболее благоприятным для занятий является проведение их с использованием магнитофонной записи или музыкального сопровождения. присутствие воспитателя группы является обязательным; при проведении логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР необходимы учебные задания, связанные с развитием чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями, а также игр по расширению словарного запаса детей.
Работая с детьми с ОНР я использую следующие двигательно-речевые средства логопедической ритмики:
Упражнения на развитие фонационного дыхания.
Упражнения на развитие голоса.
Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
Упражнения на развитие координации движений и речи.
Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной).
Упражнения на развитие речевого внимания.
Пение.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Упражнения с предметами.
Речевые упражнения.
Прежде, чем начать работу по теме творческого поиска «Использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи» мною был разработан перспективный план проведения занятий с детьми с применением логоритмики. В ходе этих занятий дети учились отделять слог от ряда слогов, произносить звуки и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания слитно и неслитно, произносить речевой материал (слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты) в разном темпе, с разной силой и высотой голоса, с разнообразными интонациями, передавать ритмический рисунок слова, фразы. Воспроизведение того или иного речевого материала сопровождалось движениями всего тела, передающими характер произносимых звуков, слогов, слов и фраз.
Слова, словосочетания, фразы, тексты я подбирала с учетом состояния уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков.
Считаю, что одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности обучения дошкольников с ОНР средствами логоритмики стала совместная работа: учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Работе с семьей по развитию речи детей с ОНР я отвожу большое место. Дошкольники вечера и выходные дни проводят дома, поэтому важно использовать это время и для развития речи ребенка. С этой целью мною были разработаны, распечатаны и показаны для каждого родителя специальные упражнения-движения для рук по логоритмике, чтобы они могли заниматься со своим ребенком дома.
Качественный и количественный анализ данных обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР показал, что у детей произошли значительные изменения в восприятии интонационных структур, воспроизведении интонационных структур, восприятии и воспроизведении и логического ударения, высоте и силе голоса, в тембре восприятия и воспроизведении речи.
Таким образом, моя работа по теме творческого поиска «Использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи» убедительно показала, что логоритмика является эффективным средством развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, а логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность.
Поэтому учителям-логопедам, воспитателям, работая с детьми с ОНР, необходимо отбирать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад из опыта работы «Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР»»
Доклад из опыта работы
«Логоритмика как метод преодоления речевых нарушений
у детей дошкольного возраста с ОНР»
Сеитова Гульсана Махсотовна, учитель-логопед
ГККП я/сада №29 «Балауса»
«Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними».
Г. А. Волкова «Логопедическая ритмика»
В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов системы: они мало пользуются прилагательными, наречиями, допускают ошибки в словообразовании и словоизменении, фонетическое оформление речи отстает от возрастной нормы. А также, у детей с ОНР недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки, движения ритмично не организованны, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.
Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я пришла к выводу, что использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи очень эффективно, а общее недоразвитие речи важно выявить в дошкольном возрасте, чтобы вовремя начать коррекционную работу по устранению недостатков речи.
Поэтому темой моего творческого поиска является «Использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи».
Что же такое логоритмика? Логопедическая ритмика — это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой, средствами движения, музыки и речи. Логопедическая ритмика является частью лечебной ритмики, и базируется на использовании связи слова, музыки и движения.
Развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Большую роль в слове, движении, музыке играет ритм, так как звучащий ритм служит средством воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и включение его в речь.
Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления речевых нарушений, где музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью.
Цель, которую я ставлю в своей работе – это преодоление речевого нарушения у детей с ОНР путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В образовательные задачи я включаю знакомство с разнообразными движениями, формирование двигательных навыков и умений.
Воспитательные задачам включают воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.
К коррекционным задачам я отношу: преодоление основного речевого нарушения; развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
Уверена, что методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировку в пространстве; расширять словарь детей и многое другое.
Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка.
Считаю, что включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению ОНР у дошкольников различного генеза открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Логоритмические занятия должны соответствовать следующим требованиям: логоритмические занятия лучше проводить 2 раза в неделю со всей группой детей в первой половине дня; продолжительность занятий от 20 до 25 минут в соответствии с возрастной нормой; материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей; наиболее благоприятным для занятий является проведение их с использованием магнитофонной записи или музыкального сопровождения. присутствие воспитателя группы является обязательным; при проведении логоритмических занятий с детьми старшего возраста с ОНР необходимы учебные задания, связанные с развитием чувства музыкального ритма, метра, темпа в сочетании с разнообразными движениями, а также игр по расширению словарного запаса детей.
Работая с детьми с ОНР я использую следующие двигательно-речевые средства логопедической ритмики:
Упражнения на развитие фонационного дыхания.
Упражнения на развитие голоса.
Упражнения на развитие артикуляции и дикции.
Упражнения на развитие координации движений и речи.
Ритм стихотворной строки (она не должна быть длинной).
Упражнения на развитие речевого внимания.
Пение.
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Упражнения с предметами.
Речевые упражнения.
Прежде, чем начать работу по теме творческого поиска «Использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи» мною был разработан перспективный план проведения занятий с детьми с применением логоритмики. В ходе этих занятий дети учились отделять слог от ряда слогов, произносить звуки и слоги долго и кратко, воспроизводить слогосочетания слитно и неслитно, произносить речевой материал (слоги, слова, словосочетания, фразы, тексты) в разном темпе, с разной силой и высотой голоса, с разнообразными интонациями, передавать ритмический рисунок слова, фразы. Воспроизведение того или иного речевого материала сопровождалось движениями всего тела, передающими характер произносимых звуков, слогов, слов и фраз.
Слова, словосочетания, фразы, тексты я подбирала с учетом состояния уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков.
Считаю, что одним из важнейших условий для обеспечения наибольшей эффективности обучения дошкольников с ОНР средствами логоритмики стала совместная работа: учителя-логопеда, воспитателей и родителей .
Работе с семьей по развитию речи детей с ОНР я отвожу большое место. Дошкольники вечера и выходные дни проводят дома, поэтому важно использовать это время и для развития речи ребенка. С этой целью мною были разработаны, распечатаны и показаны для каждого родителя специальные упражнения-движения для рук по логоритмике, чтобы они могли заниматься со своим ребенком дома.
Качественный и количественный анализ данных обследования детей старшего дошкольного возраста с ОНР показал, что у детей произошли значительные изменения в восприятии интонационных структур, воспроизведении интонационных структур, восприятии и воспроизведении и логического ударения, высоте и силе голоса, в тембре восприятия и воспроизведении речи.
Таким образом, моя работа по теме творческого поиска «Использование логоритмики в работе с детьми с ОНР по развитию связной речи» убедительно показала, что логоритмика является эффективным средством развития темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста, а логоритмические игры развивают не только двигательные умения детей, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать все тело и творчески выразить себя, помогают замкнутым ребятам включиться в совместную деятельность.
Поэтому учителям-логопедам, воспитателям, работая с детьми с ОНР, необходимо отбирать наиболее эффективные методы коррекционной работы, включая логопедическую ритмику.