Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
С 2020 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями речи и недостатком словарного запаса. Речь – это важная функция человека, при помощи которой он познаёт мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Опыт работы воспитателя
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Трубчевского детского сада комбинированного вида «Дельфин»
Дедущенковой О. Н.
на тему
«Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
С 2020 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями речи и недостатком словарного запаса. Речь – это важная функция человека, при помощи которой он познаёт мир. Основная цель моей работы – это развитие речи в целом через творческие способности детей путём организации театрализованной деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Мой опыт показывает, что дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Я считаю, что одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей - к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи я создаю такие условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В своей группе я создала насыщенную развивающую предметно-пространственную среду: книжный уголок, театральный уголок, речевой уголок, уголки сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с социальной действительностью. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности, я использую, знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Уголок театрализованной деятельности
Мои наблюдения показывают, что в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
По мнению основателя русской актерской школы К. С. Станиславского, «природа театра и его искусства сплошь основана на общении действующих лиц между собою и каждого с самим собою, …на сцене происходит взаимное и непрерывное общение, так как игра артистов состоит почти исключительно из диалогов».
Работу по развитию речи через театрализованную деятельность начинаю с младшего дошкольного возраста. Она заключается в следующем: я побуждаю детей к общению с помощью игр (игра “Кто мы такие?”, “Назови мне свое имя”, сказка-потешка “Кисонька-Мурысонька”, “Лошадка” А. Барто). Сначала учу детей находить выразительные средства в интонации (показ сказки “Теремок”, где обращаю внимание детей на имитацию голосов животных). Затем учу детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки (“Прогулка в лесу”, где даю понятия о том, как шумит ветер, падают и шуршат под ногами листья). Учу произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно. Ша-ша- ша-наша Маша хороша и т.д.).
В средней группе продолжаю работать над интонационной выразительностью речи, закрепляю умения в сочетании движения и речи (игры на пальцах «Сороконожка», «Сенокос»), закрепляю умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией, закрепляю умения выразительно произносить предложенную фразу. Например, прошу произнести фразу «Не забудьте покормить рыбок» весело, грустно, с состраданием. В средней группе дети более эмоциональны,
выразительны в своих действиях, поэтому для развития эмоций провожу такие этюды («Вкусная конфета», «Солнышко», «Котята»).
В старших и подготовительных группах уделяю большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности, продолжаю работать над развитием монологической и диалогической речи. Провожу словесные игры «Укрась слово», «Я иду в поход и беру с собой», «Кузовок». В старших группах привлекаю детей к режиссёрской работе (например, игра «Встречи героев», «Новые сказки», «Цепочка сказок»).
Проживая и переживая с героями различные ситуации, недоступные в реальной жизни, ребенок познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений и частично переносит их в повседневную деятельность.
По-моему, мнению театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Она развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Каждый образ, созданный ребёнком, неповторим. Для того, чтобы создать нужный образ, необходимо правильно организовать театрализованную игру. Основными требованиями являются:
- содержательность и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации воспитательно-образовательного процесса;
- максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
В процессе работы над ролью использую следующие приемы:
-составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
-сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;
-анализ придуманных поступков;
-работа над сценической выразительностью: мимика, жесты, интонация, движения.
Я считаю, что театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Организовывать театрализованные игры нужно обязательно в сотрудничестве с родителями. Родители всегда являются активными участниками и помощниками в создании условий для постановки спектакля, в подготовке атрибутов, костюмов, различных видов театра. Только работая в тесном сотрудничестве со своей коллегой по группе, можно добиться положительных результатов в своей работе. Работая над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», я разработала перспективное планирование по театрализованной деятельности.