Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем активнее осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованная деятельность, которая позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т.д., также она позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
ЦЕЛЬ работы
- помощь в развитие творческих и речевых способностей детей дошкольного возраста.
- развитие партнёрские отношения с родителями в сфере творческо-речевой деятельности детей
Решала следующие задачи:
– учить детей диалогу;
– стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).
– научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики;
– обогащать и активизировать словарь детей;
– развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
– Развивать речевой аппарат детей и совершенствовать интонационную выразительность;
– воспитывать правильное звукопроизношение.
Основные направления работы:
- театральная игра;
- ритмопластика;
- культура и техника речи;
- основы театральной культуры;
- работа над спектаклем;
Работа в данном направлении выстраивается в несколько этапов, на каждом этапе решаются определенные задачи, соответствующие возрасту детей.
Как же организовать этот процесс поэтапно?
1.Сначала необходимо прочитать сказку, обсудить ее.
2.Выделить характерные черты присущие каждому из героев.
3. Заучивание роли.
4. Драматизация сказки с включением в её содержание самых разнообразных видов игр на развитие речи.
Сегодня я предлагаю вам посмотреть, как в процессе театрализации я развиваю речь детей.
Мы попробуем разыграть сказку «Как слуга Петр за зельем ходил». Но сначала давайте попробуем расслабиться и получить удовольствие от нашего с вами общения.
(загадки)
для этого мне нужна помощь 5 человек.
(Раздача ролей. Карточки лежат на столе, участники выбирают себе роль)
Вед: Дорогие участники в процессе театрализации вы должны эмоционально произносить свои слова, появляющиеся на экране, а также обыграть эмоции своего персонажа.
Но сначала давайте потренируем свою дикцию с помощью скороговорок (развиваем речевой аппарат)
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
Саша сама — само совершенство, а еще самосовершенствуется!
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Повторите вместе со мной: Хохлатые хохотушки хохотом хохотали!
Вы скажите - восторгом!
Вы скажите - робко!
Вы скажите хитро!
Вы скажите с испугом!
Замечательно!
Итак, приступим к сказке: В некотором царстве жил – был царь. И был он несчастен, потому что злой волшебник проклял его. Однажды ему приснился сон, что есть такое зелье, которое поможет снять это проклятье, но находится оно далеко и путь туда опасен. И сказал царь своему верному слуге Петру: «Если найдешь это зелье и вылечишь меня, то отдам тебе полцарства.
И пошел слуга за зельем. Шел он через леса дремучие, поля бескрайние, горы высокие. День шел, два шел, измаялся весь. Вдруг видит, стоит избушка. Постучался, зашел в избу и видит. Сидит печальная старушка (показать эмоцию печаль).
Петр: Здравствуй, бабуля! Пусти переночевать.
Бабуля: Здорово сынок! Заходи, коль не шутишь. Вот только помоги к моим словам подобрать слова близкие по значению, - тогда я тебя и накормлю и спать уложу. А мои слова таковы:
Солнечный – ответ ясный;
Грустный – ответ печальный;
Сказочный – волшебный;
Смелый – храбрый;
Умный – мудрый.
Старушка поблагодарила Петра и выполнила свое обещание.
На следующий день Петр продолжил свой путь через лес и встретил там лешего. Леший поздоровался с ним и спросил.
Леший: Куда путь держишь?
Петр очень удивился тому, что в лесу, оказывается, живут такие воспитанные лешие и ответил.
Петр: Я иду за зельем, но не знаю, как через этот лес пройти.
Леший пообещал показать дорогу, если Петр выполнит его задание: вставит в предложения пропущенные слова:
1 …(Каким?) утром мы отправились в …(какой?) лес за грибами.
2 … (Какой?) лес был наполнен …(Каким?) щебетом птиц.
3 Вдруг налетел …(Какой?) ветер.
4 … тучи нависли над землей, блеснула … молния, раздался … удар грома.
Петр без труда выполнил это задание. Леший его поблагодарил и показал дорогу, дав совет:
- Будь осторожен. Зелье, которое тебе нужно, находится у самого Змея Горыныча! Остерегайся его!
Пошел слуга дальше, вышел из леса и оказался около реки, через которую нужно перейти, только наступил на мостик, забурлила она, и из воды появился водяной
Петр: Здравствуйте!
Водяной: Здорово! Куда путь держишь?
Петр: Иду к Змею Горынычу за волшебным зельем, которое проклятье снимет с нашего царя.
Водяной: Я тебя пропущу если ты мне поможешь отгадать загадки, но они не простые, а зашифрованные.
Петр: Хорошо, давай помогу.
(разгадывание загадок, зашифрованных в мнемотаблицах на экране)
И пошел слуга дальше и день идет, и два идет, наконец видит: на высокой горе Змей Горыныч сидит призадумавшись.
Петр: Что призадумался Горыныч?
Горыныч: Не мешай мне, я думаю.
Петр: О чем ты думаешь, может я помогу?
Горыныч: Да я решил на старости лет в школу поступить, и для этого нужно лимерик составить, а я не знаю, что это такое.
Петр решил помочь Змею Горынычу, но в обмен на волшебное зелье, которое поможет царю – батюшке проклятье снять. Делать нечего, позлился, позлился Горыныч, но согласился.
Петр: Лимерик – это такое стихотворение, которое из 5 строк, в нем обыгрывается какая – либо нелепица.
Например: Один старичок на Багамах
Валялся в еловых пижамах,
Он ел свое манго
Под музыку танго –
Счастливый старик на Багамах.
или
Жила – была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней не встречался,
От души восхищался:
«До чего же эта дама приятная».
Правила написания лимериков
Хоть сочинение стихотворных шуток и проявляет свои творческие способности, без определенных правил здесь не обойтись:
- рифмоваться между собой должны первая, вторая и пятая строки, и отдельно- третья с четвертой;
- в первой сроке нужно познакомить читателей с героем и местом его проживания;
- вторая строка всегда рассказывает о действиях, совершенных придуманным персонажем, или о событиях, которые с ним произошли;
- ну а дальше нужно сочинить окончание приключений, что, как мне кажется — самое интересное.
Алгоритм
1 строчка –Кто и откуда?
2 строчка – Что сделал?
3-4 строчка – Что из этого получилось?
5 строчка – Реакция на этот поступок.
(Жила – была лягушка – поскакушка,
Прожорливое брюшко.
Пошла она скакать,
С жучками, мухами плясать.
Вот какая лягушка – поскакушка!)
Обрадовался змей Горыныч такому веселому лимерику и дал Петру не только волшебное зелье, но и крутой автомобиль.
Песня с ускорением «Колесики, колесики и красивый руль…»
Добрался до дворца царского и сразу в хоромы к царю батюшке поспешил.
Как узнал царь, что его слуга зелье раздобыл, обрадовался, заплясал от счастья, отдал ему полцарства и дочь – красавицу в жены. И стал слуга Петр пол царством управлять, и получил он прозвище Петр мудрый за ум, который проявил, царя спасая.
Тут и сказочки конец.
Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Таким образом, можно разыграть любое произведение, дополнив его играми направленными на развитие речи, давая детям возможность самостоятельно думать рассуждать, воображать.
На память о нашей встрече хочется подарить вам брошюры со сказками речевого содержания, которые Вы сможете использовать в своей работе.