"Речевое развитие старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
"Речевое развитие старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, бедный и скудный словарный запас. Поэтому свою работу в этом году я направила на развитие речи через театральную деятельность.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Речевое развитие старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"»
Речевое развитие старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
(Слайд 2). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Поэтому развитие речи ребенка любого возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, бедный и скудный словарный запас. Поэтому свою работу в этом году я направила на развитие речи через театральную деятельность.
Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.
Театральное искусство близко и понятно, как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
(Слайд 3)
Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
Развивать связную речь, обогащать словарь детей, активизировать его;
Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
Развивать эмоциональность и выразительность речи, артистические способности через театрализованную игру;
Воспитывать у детей устойчивый интерес к театру, организуя их собственную театрализованную игру;
Обогатить уголок театрализованной деятельности;
Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома детьми.
(Слайд 4)
Этапы работы:
1. Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Определение и содержание форм и методов эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;
3. Создание предметно-развивающей среды для речевого развития средствами театрализованной деятельности;
4. Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
(Слайд 5)
(слайд 6) Предметно-развивающая среда.
По обогащению предметно-развивающей среды были созданы разные виды театров: пальчиковый театр «Смешарики», театр на палочках «Пузырь, Соломенка и лапоть», театр к сказке «По щучьему веленью», дидактические игры «Опиши героя», «Угадай сказку» театр на фаленеграфе, театр - тантамарески, атрибуты и декорации, ширма.
(слайд 7)
Формы и методы работы.
• Прослушивание и просмотр сказок и беседы по ним;
• Игры-драматизации с использованием разных видов театра;
• Упражнения на развитие артикуляционной гимнастики;
• Дидактические игры для обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
• Разыгрывание сказок и инсценировок.
(слайд 8)
Просматривание сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», рисование по сказке. Беседа – главные герои, какой характер у каждого героя, сюжет сказки.
(слайд 9, 10, 11)
Игры – драматизации. Подробнее хочу остановится на игре – драматизации. Это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений. Дети создают свой маленький мир, сами распределяют роли, придумывают сюжет, управляют действиями героев, разговаривают голосами героев, переживают за них.
Во время игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности, его воображение, расширяются знания об окружающем мире.
3. Отгадывание загадок про сказочных героев, домашних и диких животных, птиц.
4. Чтение рассказов и сказок с договариванием.
Дидактические игры и упражнения направлены на развитие речи детей, умение составлять грамматически-правильные предложения, при описании сказочных героев. Подбирать слова противоположные по смыслу, обогащать словарный запас.
Подробно хочу остановится на театре – тантамаресок.
Это стенд с ярким рисунком, котрый содержит либо героя, либо забавный сюжет, а на месте головы персонажей вырезается отверстие.
Театр тантамаресок способствует развитию у дошкольников воображения, связной речи, творческих способностей. Дети учаттся импровизировать, выстраивать диалог, что так же способствует развитию речевой активности детей.
(слайд) Планируемый результат.
• Развитие связной речи, обогащение словарного запаса;
• Использование детьми языковые средства при передаче своих мыслей в различных ситуациях речевого общения;
• Развитиепозитивных качеств характера как: находчивость, смелость, умение работать в коллективе, умение сопереживать. Эстетические потребности личности.
• Участие в театрализованной деятельности: играх-драматизациях, кукольных спектаклях, в театральных постановках.