ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ
К.Г-к. Мерзлякова
Муниципальное казённое дошкольно бразовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №9 "Сказка" города Лесосибирска.
г.Лесосибирск Россия.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
По мнению Виноградовой Н.А и Панковой Е.П, проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Киселева Л.С. считает, что особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, имеет форму интегрированного обучения, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Тема эта весьма актуальна по ряду причин:
- во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию;
- во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления;
- в-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта;
- самое главное — это взаимодействие с родителями воспитанников.
При организации своей работы опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов Л. С. Киселёвой, Т. А. Данилиной, М. П. Зуйковой, Е. С. Евдокимовой, В. Н. Журавлёвой, Т. Г. Казаковой,
Мною был реализован проект на тему «Сказка, сказка, прибаутка».
За основу проекта взяла высказывание великого педагога В.А. Сухомлинского: «Если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение - это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу».
Содержание проекта:
Определяющим фактором успешной работы воспитателя с родителями считается изменение тактики взаимодействия с семьей. Сотрудничество не должно быть ограничено только беседой, при которой семья рассматривается лишь как объект воздействия. Необходимо использовать другие формы сотрудничества, при которых семья – это субъект воздействия. Самым важным является привлечение родителей к участию в деятельности группы, активизация их творческого потенциала. Одной из таких форм взаимодействия воспитателей, детей и родителей стал проект «Сказка, сказка, прибаутка».
Актуальность:
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научности знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать, творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие личности превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки – сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передают им нравственные традиции, учат законам красоты и добра.
Проблема:
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи оставляют желать лучшего. Именно это подтолкнуло на мысль о создании совместного проекта с родителями «Сказка, сказка, прибаутка». В современном мире, родители мало времени уделяют чтению сказок, которые являются одним из самых доступных средств, для духовно-нравственного развития ребенка и формирования гуманных чувств.
Цель: создание условий для духовно-нравственного развития дошкольников через взаимодействие с семьей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
-
развивать речь детей, образность речи, обогащать словарный запас, использовать «сказочные» языковые средства;
-
развивать традиции семейного чтения. Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты и средства.
-
продолжать развивать познавательную сферу детей, гармонизацию их психического развития.
-
содействовать развитию способностей детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
-
воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам, родителям и педагогам, согласованно выполнять общую работу.
-
формировать умение и желание выступать перед сверстниками и взрослыми.
-
учить детей понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.
-
привлечь родителей к активному участию в жизнедеятельности группы, раскрыть творческие способности родителей и детей.
Развитие театрализованной деятельности, накопление эмоционально – чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия взрослых, что становится возможным при выполнении следующих условий:
-
единства социально – эмоционального и когнитивного развития;
-
насыщения этой деятельности интересными и эмоционально- значимым для детей содержанием;
-
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
-
совместного участия в данном процессе детей и взрослых.
Вид проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Направленность развития деятельности: комплексная (познавательно- речевая, изобразительная, театрализованная).
Этапы работы над проектом:
1
Определение темы, проблемы, цели и задач проекта.
2
Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.
3
Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
4
Создание картотеки дидактических игр, упражнений, этюдов.
5
Анкетирование родителей.
6
Работа по плану с детьми, родителями.
7
Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
8
Создание видео-фильма.
Предварительная работа с родителями.
1. Совместно с родителями был организован круглый стол: «Сказка ложь, да в ней намек».
2. Была Оформлена папка- передвижка: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
3. Выставка рисунков: «Наш любимый сказочный герой».
4. Акция «Подари книгу детскому саду».
5. Изготовление театров из нестандартного оборудования.
Совместно с родителями были сшиты костюмы к сказке «Волк и лиса», приобретена сказка «Три медведя», сшиты куклы, сделан «пальчиковый театр» и театр на бутылочках. Было проведено анкетирование, в результате выявлено: 75 % родителей не читают книг своим детям, 1% - показывают театр дома, остальные 24% - читают детям сказки, не беседуя после прочтения с детьми.
Результаты работы над проектом:
- дети принимают участие во всех мероприятиях. Слушают сказки в исполнении педагога. Рассматривают иллюстрации в книгах;
- рассказывают знакомые сказки с опорой на иллюстрации;
- разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, придумывают новые, свои сказки;
- дети стали дружнее, чаще приходят друг другу на помощь;
- родители приняли активное участие в постановке сказки. Изготовили костюмы, распределили роли и порадовали своих детей выступлением в детском саду.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы. А также, родители стали больше читать детям и приобретать много новой и полезной литературы.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С. Кисилёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. - 4-е изд., испр.и доп.- М.: АРКТИ, 2006. - 96с. (Развитие и воспитание).
3. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост.: Т.В. Меркулова, Е.А. Дубинина, Т.А. Котова, К.Ю. Белая. - (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ»). - М.: Школьная Пресса, 2010. - 64 с. - («Дошкольное воспитание и обучение — приложение к журналу «Воспитание школьников»; Вып. 235).