kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Необходимость преемственности детского сада и школы».

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.».

Н. К. Крупская

 

Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления, органическую связь детского сада и школы; предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся; осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе.

* Специальная готовность определяется наличием у ребёнка представлений, знаний и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика.

* Общая готовность определяется физическим и психическим развитием ребёнка. Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья, нормальные данные антропометрии (рост, вес, окружность грудной клетки), достаточное развитие культурно-гигиенических навыков, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, выносливость; хороший уровень развития двигательной сферы; готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу: доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, организаторские умения.

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
- Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;

- Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
- Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу первого класса, какие встречают трудности;

- Посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
 

По мнению учителей, первоклассник, прежде всего должен быть самостоятельным, ответственным, «наигранным» в дошкольном детстве и уметь работать с полученной информацией. Воспитатели же первостепенное значение придают как общему развитию детей, так и приобретению ими специальных знаний. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и родителей. Какие условия будут в школе, к чему готовиться заранее. Наша задача показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг.

Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимная организация «круглых столов», мастер-классов, организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и дошкольного учреждения является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи:

– все лучшее, что может дать семья - любовь, забота, уход, личное пример,тесное общение - детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием.

– и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе - самостоятельность, интерес к знаниям, организованность, общение в коллективе - должно находить опору и продолжение в семье. Только тогда улучшится качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении; будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

В нашем учреждении совместно с дошкольниками и учениками школы

- Был проведен конкурс поделок и рисунков. В процессе подготовки дети сдружились. Многие являлись выпусниками нашей группы и очень тепло отзывались о времени пребывания в д/с, делились яркими воспоминаниями, своими любимыми занятиями, вместе играли в подвижные и настольные игры, строили постройки и т.д. - Ученики пришли к нам в группу со сказкой "Теремок".

- Школьники делают поделки в технике оригами для дошкольников (птиц, самолеты, лягушки и др.) и обучают наших детей.

- Проводится экскурсия воспитанников д/с в школу. Дети побывают в классе, посидят за партами – начнут воспринимать себя в новой для них роли.

- Дети рисовали школу - какой они её видят, а ученики – свои воспоминания детского сада; совместная выставка рисунков.

- Дошкольники посетили урок, а ученики пришли на занятия - играли в знакомые игры и выполняли вместе задания, помогая друг другу. Задавали друг другу вопросы.

- Школьники учавствуют в практических занятиях детского сада по ознакомлению с окружающим, музыкальной деятельности, читают стихи, рассказывают рассказы природоведческого содержания и т.д.

- Школьники рассказывают о том,чем заняты в школе – больше знаний и умений, любознательность, интерес.

- Проводили совместные мероприятия: «Масленица», «Минута славы», праздники - где в роли гостей выступали ученики.

- Изготовление поздравлений к праздникам и игрушек «Своими руками».

- На выпускном празнике – школьники поют и танцуют.

Всё это вызывает у наших ребят желание пойти в школу, интерес к приобретению знаний, убирает страх и вселяет уверенность в свои силах. Таким образом происходит воспитание у детей интереса к школе; воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста. Дети приходят в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы с учителем – не приходится приывкать – более быстрая адаптация. Учителю легче найти подход к каждому первокласснику, заранее узнавая детей, их возможности и потенциал.

 

За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Необходимость преемственности детского сада и школы».»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

прогимназия №130 г. Санкт-Петербург

воспитатель Гюннинен Вера Владимировна


«Необходимость преемственности детского сада и школы».



«Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».

Н. К. Крупская


Преемственность в системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления, органическую связь детского сада и школы; предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся; осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе.

** Специальная готовность определяется наличием у ребёнка представлений, знаний и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика.

** Общая готовность определяется физическим и психическим развитием ребёнка. Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья, нормальные данные антропометрии (рост, вес, окружность грудной клетки), достаточное развитие культурно-гигиенических навыков, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, выносливость; хороший уровень развития двигательной сферы; готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.

Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.

Важным компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу: доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, организаторские умения.

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.
Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.
Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:
- Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;

- Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;
- Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу первого класса, какие встречают трудности;

- Посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.

Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

По мнению учителей, первоклассник, прежде всего должен быть самостоятельным, ответственным, «наигранным» в дошкольном детстве и уметь работать с полученной информацией. Воспитатели же первостепенное значение придают как общему развитию детей, так и приобретению ими специальных знаний. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и родителей. Какие условия будут в школе, к чему готовиться заранее. Наша задача показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг.

Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимная организация «круглых столов», мастер-классов, организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и дошкольного учреждения является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи:

– все лучшее, что может дать семья - любовь, забота, уход, личное пример,тесное общение - детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием.

– и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе - самостоятельность, интерес к знаниям, организованность, общение в коллективе - должно находить опору и продолжение в семье. Только тогда улучшится качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении; будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.

Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

В нашем учреждении совместно с дошкольниками и учениками школы

- Был проведен конкурс поделок и рисунков. В процессе подготовки дети сдружились. Многие являлись выпусниками нашей группы и очень тепло отзывались о времени пребывания в д/с, делились яркими воспоминаниями, своими любимыми занятиями, вместе играли в подвижные и настольные игры, строили постройки и т.д. - Ученики пришли к нам в группу со сказкой "Теремок".

- Школьники делают поделки в технике оригами для дошкольников (птиц, самолеты, лягушки и др.) и обучают наших детей.

- Проводится экскурсия воспитанников д/с в школу. Дети побывают в классе, посидят за партами – начнут воспринимать себя в новой для них роли.

- Дети рисовали школу - какой они её видят, а ученики – свои воспоминания детского сада; совместная выставка рисунков.

- Дошкольники посетили урок, а ученики пришли на занятия - играли в знакомые игры и выполняли вместе задания, помогая друг другу. Задавали друг другу вопросы.

- Школьники учавствуют в практических занятиях детского сада по ознакомлению с окружающим, музыкальной деятельности, читают стихи, рассказывают рассказы природоведческого содержания и т.д.

- Школьники рассказывают о том,чем заняты в школе – больше знаний и умений, любознательность, интерес.

- Проводили совместные мероприятия: «Масленица», «Минута славы», праздники - где в роли гостей выступали ученики.

- Изготовление поздравлений к праздникам и игрушек «Своими руками».

- На выпускном празнике – школьники поют и танцуют.

Всё это вызывает у наших ребят желание пойти в школу, интерес к приобретению знаний, убирает страх и вселяет уверенность в свои силах. Таким образом происходит воспитание у детей интереса к школе; воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста. Дети приходят в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы с учителем – не приходится приывкать – более быстрая адаптация. Учителю легче найти подход к каждому первокласснику, заранее узнавая детей, их возможности и потенциал.


За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Необходимость преемственности детского сада и школы».

Автор: Гюннинен Вера Владимировна

Дата: 13.03.2021

Номер свидетельства: 575351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
    ["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "178149"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424781893"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду "
    ["seo_title"] => string(53) "fizkul-turno-ozdorovitiel-naia-rabota-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "121550"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413992952"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Преемственность и взаимосвязь в работе учителей – логопедов в системе детский сад – школа. "
    ["seo_title"] => string(97) "prieiemstviennost-i-vzaimosviaz-v-rabotie-uchitieliei-loghopiedov-v-sistiemie-dietskii-sad-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "171644"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423688800"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Преемственность предшкольной подготовки и 1 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "prieiemstviennost_priedshkol_noi_podghotovki_i_1_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "383860"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485367360"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе. "
    ["seo_title"] => string(108) "prieiemstviennost-v-doshkol-nom-i-shkol-nom-obrazovanii-kak-zalogh-uspieshnoi-adaptatsii-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "244469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445946987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства