«Необходимость преемственности детского сада и школы».
«Необходимость преемственности детского сада и школы».
«Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.».
Н. К. Крупская
Преемственностьв системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления, органическую связь детского сада и школы; предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся; осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе.
* Специальная готовность определяется наличием у ребёнка представлений, знаний и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика.
* Общая готовность определяется физическим и психическим развитием ребёнка. Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья, нормальные данные антропометрии (рост, вес, окружность грудной клетки), достаточное развитие культурно-гигиенических навыков, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, выносливость; хороший уровень развития двигательной сферы; готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу: доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, организаторские умения.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников. Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт. Формысвязи между этими педагогическими коллективами разнообразны: - Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;
- Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах; - Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу первого класса, какие встречают трудности;
- Посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
По мнению учителей, первоклассник, прежде всего должен быть самостоятельным, ответственным, «наигранным» в дошкольном детстве и уметь работать с полученной информацией. Воспитатели же первостепенное значение придают как общему развитию детей, так и приобретению ими специальных знаний. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и родителей. Какие условия будут в школе, к чему готовиться заранее. Наша задача показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг.
Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимная организация «круглых столов», мастер-классов, организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и дошкольного учреждения является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи:
– все лучшее, что может дать семья - любовь, забота, уход, личное пример,тесное общение - детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием.
– и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе - самостоятельность, интерес к знаниям, организованность, общение в коллективе - должно находить опору и продолжение в семье. Только тогда улучшится качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении; будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
В нашем учреждении совместно с дошкольниками и учениками школы
- Был проведен конкурс поделок и рисунков. В процессе подготовки дети сдружились. Многие являлись выпусниками нашей группы и очень тепло отзывались о времени пребывания в д/с, делились яркими воспоминаниями, своими любимыми занятиями, вместе играли в подвижные и настольные игры, строили постройки и т.д. - Ученики пришли к нам в группу со сказкой "Теремок".
- Школьники делают поделки в технике оригами для дошкольников (птиц, самолеты, лягушки и др.) и обучают наших детей.
- Проводится экскурсия воспитанников д/с в школу. Дети побывают в классе, посидят за партами – начнут воспринимать себя в новой для них роли.
- Дети рисовали школу - какой они её видят, а ученики – свои воспоминания детского сада; совместная выставка рисунков.
- Дошкольники посетили урок, а ученики пришли на занятия - играли в знакомые игры и выполняли вместе задания, помогая друг другу. Задавали друг другу вопросы.
- Школьники учавствуют в практических занятиях детского сада по ознакомлению с окружающим, музыкальной деятельности, читают стихи, рассказывают рассказы природоведческого содержания и т.д.
- Школьники рассказывают о том,чем заняты в школе – больше знаний и умений, любознательность, интерес.
- Проводили совместные мероприятия: «Масленица», «Минута славы», праздники - где в роли гостей выступали ученики.
- Изготовление поздравлений к праздникам и игрушек «Своими руками».
- На выпускном празнике – школьники поют и танцуют.
Всё это вызывает у наших ребят желание пойти в школу, интерес к приобретению знаний, убирает страх и вселяет уверенность в свои силах. Таким образом происходит воспитание у детей интереса к школе; воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста. Дети приходят в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы с учителем – не приходится приывкать – более быстрая адаптация. Учителю легче найти подход к каждому первокласснику, заранее узнавая детей, их возможности и потенциал.
За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Необходимость преемственности детского сада и школы».
«Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».
Н. К. Крупская
Преемственностьв системе народного образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления, органическую связь детского сада и школы; предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся; осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе. Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
Необходимо различать специальную и общую готовность ребенка к учению в школе.
** Специальная готовность определяется наличием у ребёнка представлений, знаний и умений, которые составляют основу изучения прежде всего таких школьных учебных предметов, как родной язык, математика.
** Общая готовность определяется физическим и психическим развитием ребёнка. Физическая готовность - это хорошее состояние здоровья, нормальные данные антропометрии (рост, вес, окружность грудной клетки), достаточное развитие культурно-гигиенических навыков, сопротивляемость неблагоприятным воздействиям, выносливость; хороший уровень развития двигательной сферы; готовность руки к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом и др. Физически развитый ребенок легче справляется с трудностями, связанными с систематическим обучением в школе.
Под психологической готовностью понимается прежде всего уровень интеллектуального развития, К концу старшего дошкольного возраста дети владеют значительным кругом знаний об окружающем, о жизни людей, о природе. Объем этих знаний определен программой детского сада. Важно, чтобы дошкольники усвоили не отдельные сведения, а овладели системой взаимосвязанных знаний, на основе которых возможно вести предметное обучение в школе. Большое значение имеет развитие познавательных интересов, любознательности. Это основа для формирования у детей в школе разнообразных учебных интересов.
Важным компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является нравственно-волевая готовность. Учебная деятельность требует произвольного внимания, целенаправленного запоминания, умения контролировать свое поведение, дисциплинированности, ответственности, самостоятельности, организованности и т. д. В понятие нравственно-волевой готовности включаются также те моральные качества, которые помогут ребенку войти в новый, школьный коллектив, активно включиться в общественную работу: доброжелательность, отзывчивость, взаимопомощь, организаторские умения.
В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников. Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, с тем чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт. Формысвязи между этими педагогическими коллективами разнообразны: - Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;
- Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду (в начале, середине и конце года), наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах; - Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу первого класса, какие встречают трудности;
- Посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.
В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, посещение библиотеки, мастерской, проведение совместных занятий, утренников, музыкально-литературных вечеров, организация выставок рисунков и поделок, встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада. Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой — необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.
По мнению учителей, первоклассник, прежде всего должен быть самостоятельным, ответственным, «наигранным» в дошкольном детстве и уметь работать с полученной информацией. Воспитатели же первостепенное значение придают как общему развитию детей, так и приобретению ими специальных знаний. При переходе ребенка в школу, даже у самого успешного и развитого, могут возникнуть трудности адаптации. Неизвестность всегда пугает не только детей, но и родителей. Какие условия будут в школе, к чему готовиться заранее. Наша задача показать детям, что в школе их ждут, там они узнают много нового, школа тоже может предложить детям интересный досуг.
Эффективными стали такие формы взаимодействия, как взаимная организация «круглых столов», мастер-классов, организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школы и дошкольного учреждения является сотрудничество с семьей, что позволяет добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников образовательных учреждений и семьи:
– все лучшее, что может дать семья - любовь, забота, уход, личное пример,тесное общение - детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием.
– и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе - самостоятельность, интерес к знаниям, организованность, общение в коллективе - должно находить опору и продолжение в семье. Только тогда улучшится качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении; будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка.
Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя — педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
В нашем учреждении совместно с дошкольниками и учениками школы
- Был проведен конкурс поделок и рисунков. В процессе подготовки дети сдружились. Многие являлись выпусниками нашей группы и очень тепло отзывались о времени пребывания в д/с, делились яркими воспоминаниями, своими любимыми занятиями, вместе играли в подвижные и настольные игры, строили постройки и т.д. - Ученики пришли к нам в группу со сказкой "Теремок".
- Школьники делают поделки в технике оригами для дошкольников (птиц, самолеты, лягушки и др.) и обучают наших детей.
- Проводится экскурсия воспитанников д/с в школу. Дети побывают в классе, посидят за партами – начнут воспринимать себя в новой для них роли.
- Дети рисовали школу - какой они её видят, а ученики – свои воспоминания детского сада; совместная выставка рисунков.
- Дошкольники посетили урок, а ученики пришли на занятия - играли в знакомые игры и выполняли вместе задания, помогая друг другу. Задавали друг другу вопросы.
- Школьники учавствуют в практических занятиях детского сада по ознакомлению с окружающим, музыкальной деятельности, читают стихи, рассказывают рассказы природоведческого содержания и т.д.
- Школьники рассказывают о том,чем заняты в школе – больше знаний и умений, любознательность, интерес.
- Проводили совместные мероприятия: «Масленица», «Минута славы», праздники - где в роли гостей выступали ученики.
- Изготовление поздравлений к праздникам и игрушек «Своими руками».
- На выпускном празнике – школьники поют и танцуют.
Всё это вызывает у наших ребят желание пойти в школу, интерес к приобретению знаний, убирает страх и вселяет уверенность в свои силах. Таким образом происходит воспитание у детей интереса к школе; воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста. Дети приходят в школу без боязни и страхов. Они давно знакомы с учителем – не приходится приывкать – более быстрая адаптация. Учителю легче найти подход к каждому первокласснику, заранее узнавая детей, их возможности и потенциал.
За весь год, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы. С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "178149"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1424781893"
}
}