Актуальность: дошкольники очень выборочно едят каши, супы, овощи (морковь, свеклу, капусту), сыр и яблоки. Сок, компот или витаминные напитки тоже пьют неохотно, предпочитая воду. При этом, мы слышим, как в общении с родителями они просят купить конфеты, шоколад, сосиски и газированную воду.
Проблема: как вызвать интерес к простой и здоровой пище, научить понимать ее ценность для организма?
Цель проекта: расширить знания детей о пользе продуктов и поддержать их желание питаться правильно.
Задачи проекта:
Пробудить у дошкольников интерес к здоровому питанию.
Формировать у дошкольников знания о пользе продуктов, витаминах и их влиянии на организм человека, а также о вреде некоторых продуктов.
Воспитывать валеологическую культуру, в т.ч. культуру питания, применяя правила этикета за столом. Воспитывать бережное отношение к продуктам.
Укреплять взаимодействие и сотрудничество педагогов и семьи, родителей и ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект " Мы за здоровое питание"»
Проект
Проект «Мы за здоровое питание».
Автор проекта:
учитель-дефектолог
Толовенкова Лариса Сергеевна
Участники проекта:
Гагарина Р. М.,
воспитатель
дети старшей группы и их родители
Северск
2017
Проект «Мы за здоровое питание»
Информационная карта проекта
Тема проекта: «Здоровое питание»
Актуальность: дошкольники очень выборочно едят каши, супы, овощи (морковь, свеклу, капусту), сыр и яблоки. Сок, компот или витаминные напитки тоже пьют неохотно, предпочитая воду. При этом, мы слышим, как в общении с родителями они просят купить конфеты, шоколад, сосиски и газированную воду.
Проблема: как вызвать интерес к простой и здоровой пище, научить понимать ее ценность для организма?
Цельпроекта: расширить знания детей о пользе продуктов и поддержать их желание питаться правильно.
Задачипроекта:
Пробудить у дошкольников интерес к здоровому питанию.
Формировать у дошкольников знания о пользе продуктов, витаминах и их влиянии на организм человека, а также о вреде некоторых продуктов.
Воспитывать валеологическую культуру, в т.ч. культуру питания, применяя правила этикета за столом. Воспитывать бережное отношение к продуктам.
Укреплять взаимодействие и сотрудничество педагогов и семьи, родителей и ребенка.
Типпроекта:
по методу: информационно – практико – ориентированный.
по количеству участников: комплексный
по продолжительности: краткосрочный (1 месяц, октябрь 2017г.)
Виды детской деятельности:
- коммуникативная: общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми
- чтение, восприятие художественной литературы: слушание, ситуативные разговоры, беседы, обсуждение и рассуждение, разучивание, декламация.
- игровая: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры
- познавательно-исследовательская, продуктивная: экспериментирование с материалами, продуктами питания, моделирование.
- двигательная: подвижные игры, физминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика.
- Учебно-методическое: выставка книг о продуктах и питании, учебно-методические пособия, фотографии, открытки, иллюстрации, презентации, подборка видео и музыкальных фрагментов, интернет-ресурсы.
Предполагаемые результаты:
Достаточный уровень знаний детей о пользе и вреде (некоторых) продуктов питания, важности правильного питания.
У дошкольников сформированы начала личностного и нравственного отношения к продуктам.
Улучшение качества взаимодействия с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса. Укрепление внутрисемейных отношений.
Продукт проектной деятельности: тематическая выставка «О вкусной и здоровой пище», семейная презентация для детей группы «Наши лучшие рецепты», рисунки для конкурса «Мое любимое блюдо», коллективная выставка «Веселый огород», участие в празднике «Осенняя ярмарка», совместное изготовление лэпбука «Разговор о правильном питании»
Презентацияпроекта: выставка рисунков, фотографий, книг, презентация для дошкольников параллельной группы.
Работа над проектом
этап. Целеполагание.
Актуальность
Исследования ученых и практиков показывают, что уровень здоровья современных детей снижается, увеличивается склонность к заболеваемости, зачастую это заболевания обмена веществ (эндокринные, аллергические, кожные). Хорошее самочувствие и успешность человека во многом зависит от состояния его здоровья, как физического, так и психологического, которое, в свою очередь, на 50% зависит от образа жизни.
Именно поэтому одной из важных является сохранение здоровья дошкольников в процессе обучения, воспитания и игры. А поскольку фундаментом гармоничного развития является дошкольный возраст, укреплением и сохранением здоровья необходимо заниматься уже в детском саду.
Немаловажным для нас было повысить качество общения родителей и детей в данном контексте. Из бесед с родителями мы выяснили, что дети высказывают некоторые нежелательные предпочтения и дома. Следует отметить, что некоторые ребята нашей группы имеют нарушения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от определенных продуктов и блюд, некоторым, наоборот, требуется постоянное пищевое подкрепление. Мы решили восполнить пробел в вопросах питания вместе.
Постановка проблемы
В настоящем проекте мы обратились к теме здорового питания. При беседе-опросе мы выяснили, что дети не обладают достаточными знаниями по этой теме. Так, в частности, они уверены, что витамины бывают только в виде сиропа, таблеток или фигурок зверей, типа «Джунгли»
Ребята не смогли объяснить, как помогают и как могут навредить продукты, не знают, чем полезны овощи, почему вредно есть на ночь и т.д.
Где живут витамины? Зачем есть кашу? Какому органу полезна морковь? На эти и некоторые другие вопросы мы решили ответить вместе.
2 этап. Подготовительный
- разработать план, темы и сценарии бесед с детьми по теме проекта
- подобрать иллюстрации, документы, фотографии, слайды, видео и фонотеку - подобрать детскую художественную литературу (стихи, прозу) по теме - провести опрос среди родителей о семейных рецептах
- подготовить картотеку подвижных игр, материал для изобразительной и трудовой деятельности.
этап. Выполнение проекта.
Был разработан план проекта, Работа над проектом велась по всем образовательным областям (см. таблицу «Системная паутинка»)
Системная паутинка
Познавательное развитие
ведущая деятельность – познавательно - исследовательская,
формы: НОД, беседы, опрос
обсуждение, рассуждения, рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий, открыток по теме.
дидактические игры
эксперименты
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникация
ведущая деятельность – коммуникативная,
формы: рассуждения, беседы, рассказы-описания, рассказы по серии картинок, по сюжетным картинкам, ответы на вопросы.
речевые игры
Социализация
ведущая деятельность – игровая (индивидуальная и групповая формы).
Сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры с правилами
Художественно – эстетическое и речевое развитие
Чтение художественной литературы
ведущая деятельность - чтение, формы: слушание, беседы по содержанию, заучивание, декламация.
просмотр мультфильмов, видео и слайд-презентаций
чтение литературы по теме.
Труд
ведущая деятельность - трудовая,
формы: дежурство, помощь на огороде ДОУ, на площадке, изготовление атрибутов к играм, открыток, поделок.
Художественное творчество
ведущая деятельность - продуктивная
формы: рисование, аппликация, лепка, изготовление украшений для ярмарки.
Выставка в группе
Музыка
ведущая деятельность - музыкально-художественная, формы: слушание песен, пение, танцы.
Физическое развитие
Физическая культура
ведущая деятельность – двигательная
формы:
подвижные игры со спортивными (эстафеты) и соревновательными элементами.
Здоровье
интеграция разных видов деятельности.
формы:
подвижные игры, выполнение правил техники безопасности при работе с инструментами, беседы о здоровье, соблюдение двигательного режима.
Безопасность
интеграция разных видов деятельности,
формы:
соблюдение правил техники безопасности во время подвижных игр, работе с инструментами, беседы о здоровье.
Формы взаимодействия с семьей и социумом
формы: опрос, беседы, рекомендации для бесед дома, изготовление атрибутов для игр, создание выставки – библиотеки.
Конкурс поделок из овощей.
Режимные моменты
интеграция разных видов деятельности.
этап. Подведение итогов.
В ходе работы над проектом
- Оформлена тематическая выставка в книжном уголке, подготовлена тематическая выставка-композиция в группе (в сотрудничестве с членами семьи, родителями).
- Дети познакомились с интереснымифактами и предметами, связанными с питанием и здоровьем человека, например, почти раритетными книгами по домоводству.
- Словарь воспитанников пополнился новыми словами, смысл которых им стал понятен.
- Организован выход в магазин, аптеку, Детскую городскую библиотеку.
- Семьи активно делились фирменными рецептами, участвовали в осенней ярмарке.
- Изготовлен лэпбук.
Результаты
Заключительная беседа, проведенная в рамках проекта «Здоровое питание» позволила нам сделать следующие выводы:
На сегодняшний день у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья старшей группы на достаточном уровне сформированы компоненты информационной, здоровьесберегающей и социальной компетентностей, а именно:
- появились устойчивые представления детей о полезных и вредных продуктах питания, о пользе здорового образа жизни.
- повысился уровень познавательной активности, многие понятия, термины и явления стали ближе и доступнее.
- представления о правилах поведения за столом и в обществе, выраженных в понятиях: «полезно», «вредно», «съедобно», «несъедобно», «нужно», «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо».
- улучшилось понимание ребенком настроения партнера на вербальном и невербальном уровне; понимание ребенком последствия своих и чужих поступков
- отношение толерантности, отзывчивости, сочувствия, соучастия
- умение находить решение в конфликтных и проблемных ситуациях
- умение принимать участие в коллективных делах, выполнять трудовые поручения.
Недостаточно сформирована коммуникативная компетентность, но медленный темп ее развития обусловлен проблемами в развитии детей в целом.
Фактически, задачу валеологического воспитания на данном этапе можно считать выполненной, так как у детей наблюдается наличие внутренней мотивации и собственного желания вести здоровый образ жизни. Наглядно это выражается в том, что дошкольники лучше стали есть кашу, овощи и сыр.
По результатам наблюдений также мы отметили, что родители с интересом приняли участие в проекте, пополняя развивающую среду группы. Они беседовали с детьми, задавали им вопросы, побуждая их к размышлению и простым рассуждениям, способствуя развитию их познавательной активности.
Уверены, что совместная проектная деятельность дала положительные результаты и планируем продолжать это направление работы.
В результате работы над проектом тематические игры были собраны в папку и на их основе был создан лэпбук, который станет хорошим пособием для актуализации и систематизации знаний дошкольников. Чем нас заинтересовал лэпбук? Он удобен и компактен, многофункционален и позволяет решать коррекционно-развивающие задачи в игровой и доступной форме одновременно нескольким детям.
Пособие представлено в презентации к проекту.
Литература:
Разговор о правильном питании. М., Nestle, 2001.
«Французские дети едят все. И ваши могут.» Карен ле Бийон, 2012.
«Я не хочу кушать» или в поисках детского аппетита» Н. Царенко, 2015.