Проект "Здоровое питание "Что пожуёшь, - так и поживёшь""
Проект "Здоровое питание "Что пожуёшь, - так и поживёшь""
Проект очень интересный и жизненный.
В современном мире большое внимание уделяется проблеме правильного питания. Было выяснено, что для каждого человека существует свой индивидуальный рацион питания, который зависит от его возраста, веса, здоровья, физических нагрузок и других факторов.
В данном проекте рассмотрим с вами следующие вопросы:
Основные принципы правильного и здорового питания;
Необходимые для здоровья человека витамины (в каких продуктах они содержатся);
Рацион питания детей от рождения до 18 лет;
Рацион питания людей с острыми и хроническими заболеваниями
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Здоровое питание "Что пожуёшь, - так и поживёшь""»
МАОУ Липихинская основная общеобразовательная школа
Проект
на тему:
Подготовила проект: ученица 4 класса.
Учитель:Торопова Ирина Васильевна
В современном мире большое внимание уделяется проблеме правильного питания. Было выяснено, что для каждого человека существует свой индивидуальный рацион питания, который зависит от его возраста, веса, здоровья, физических нагрузок и других факторов.
В данном проекте рассмотрим с вами следующие вопросы:
Основные принципы правильного и здорового питания;
Необходимые для здоровья человека витамины (в каких продуктах они содержатся);
Рацион питания детей от рождения до 18 лет;
Рацион питания людей с острыми и хроническими заболеваниями
I.Этап Организационный
1. Проблема (почему?)
Есть такая пословица:
«Человек есть то, что он ест».
Вот какое важное место в жизни человека занимает еда
Если человек питается разнообразной , здоровой пищей, то он остается здоровым до глубокой старости, но вокруг нас столько разнообразных вкусностей, что просто трудно выбрать здоровые правильные продукты.
2.Цель.
Понять, как лучше питаться – вкусно или правильно и как еда влияет на здоровье человека.
3. Задачи
1. Развивать самостоятельность, настойчивость в поисках ответов на поставленный вопрос
2. Развивать умения работать с разными источниками информации
3. Учить применять информационные технологии для оформления результата своей деятельности
1 . Можешь ли ты с уверенностью сказать:
«Я много знаю о правильном питании»?
2. Хочешь ли ты получить новые полезные знания о культуре питания?
3. Можешь ли ты самостоятельно составить меню на день с учетом своих возрастных и индивидуальных особенностей?
4. Можешь ли ты объяснить понятия калории и калорийность блюда?
5. Знакомо ли тебе понятие«вредные и полезные продукты»?
Анкета для учащихся
Основные функции питания. Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Наукой твердо установлены три функции питания.
Первая функция заключается в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими веществами, к которым прежде всего относятся белки, в меньшей степени – минеральные вещества, жиры и в ещё меньшей степени – углеводы. Потребность в пластических веществах пищи варьирует в зависимости от возраста: у детей такая потребность повышена, а у пожилых людей понижена.
Третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности.
Четвертая функция была выявлена учеными сравнительно недавно. Она заключается в выработке иммунитета, как неспецифического, так и специфического. Было установлено, что величина иммунного ответа на инфекцию зависит от качества питания и особенно от достаточного содержания в пище калорий, полноценных белков и витаминов.
Умеренность
Она необходима для соблюдения ба-ланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизне -деятельности энергией. Установлено, что в среднем при основном обмене за трачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. У людей, постоянно испы- тывающих физические нагрузки, основ- ной обмен, как правило, повышается в пределах 30%.
Режим питания
Режим питания человека обычно регулируется аппе- титом. Но необходимо иметь в виду, что аппетит сохраняется даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможе нием.
Разнообразие
Население нашей планеты ис -пользует для питания тысячи пи – щевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров, углеводов, витаминов, мин веществ и воды. Оптимальным в рационе здорового человека считается соотношение белков, жи ров и углеводов, близкое к 1:1,2:4.
Основные функции питания. Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Наукой твердо установлены три функции питания.
Первая функция заключается в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими веществами, к которым прежде всего относятся белки, в меньшей степени – минеральные вещества, жиры и в ещё меньшей степени – углеводы. Потребность в пластических веществах пищи варьирует в зависимости от возраста: у детей такая потребность повышена, а у пожилых людей понижена.
Третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности.
Четвертая функция была выявлена учеными сравнительно недавно. Она заключается в выработке иммунитета, как неспецифического, так и специфического. Было установлено, что величина иммунного ответа на инфекцию зависит от качества питания и особенно от достаточного содержания в пище калорий, полноценных белков и витаминов.
Энерготраты «стандартного» человека (массой 60 кг) при различных видах деятельности, ккал/ч
Энергетическая ценность некоторых продуктов, ккал на 100 г
Хлеб ржаной
Сон
Отдых лежа без сна
170
Хлеб пшеничный
50
240
65
Пирожные
Чтение вслух
320-540
Сахар
Домашняя работа (уборка)
90
379
120-240
Спокойная ходьба
Молоко
Масло сливочное
59
Быстрая ходьба
190
749
300
Бег трусцой
Сыр российский
371
Масло подсолнечное
360
Ходьба на лыжах
899
420
Езда на велосипеде
Картофель отварной
82
Яблоки
Катание на коньках
210-540
39
180-600
Говядина отварная
Плавание
254
Котлеты говяжьи
180-400
Гребля
220
150-360
Яйца (1 шт.)
Работа в лаборатории стоя
63
Треска отварная
160-170
Работа в лаборатории сидя
78
110
Сок виноградный
Делопроизводство
100
71
Нажать сюда
(ссылки)
Питание детей грудного возраста осуществляется исключительно по своим особенностям:
Необходимо принимать все меры для сохранения у матери грудного молока и обе спечении ребенка хотя бы на первые 5-6 месяцев жизни естественным вскармли ванием.
С 3-недельного возраста все дети нуждаются в пищевых добавках, содержащих минеральные соли, органические кислоты, витамины, пектин. Поэтому им нужно давать в виде питья фруктовые или овощные отвары . А с начала второго месяца жизни дети должны получать фруктовые и овощные соки .
В питание детей старше 1,5 – 2 месяцев нужно включать пюре из яблок, бананов, абрикосов и других фруктов . С 3-3,5 месяца жизни в питание ребенка надо включать ¼ желка куриного яйца , а с 4 месяцев и до 1 года – ½ желтка, сваренного вкрутую.
С 5-5,5 месяца готовят овощное пюре на овощном отваре с добавлением молока, растительного масла, сливок, желтка, позднее – сливочного масла , еще позднее – мясного пюре .
5. С появлением зубов целесообразно вводить в питание салаты из овощей, натертых на мелкой терке. С 5-5,5 месяцев можно добавлять в рацион каши из манной, рисовой, гречневой и овсяной крупяной муки или крупы.
6. В рационе 7-8-месячных детей в качестве третьего прикорма можно использовать цельный кефир . С 7-7,5 месяца можно включать в питание детей мясное пюре , заменяя его с 8-9 месяцев жизни рыбным пюре . С 8 месяцев назначается мясной бульон . В питании детей этого возраста употребляют нежирные сорта говядины, телятину, цыплят, индейку, кролика, а из рыбы – филе трески, окуня, другой нежирной рыбы.
7. Ребенок с зубками после 10 месяцев может уже вместо пюре есть фрикадельки из вареного и провернутого мяса , а затем и мягкие паровые котлеты . Можно использовать и специальные детские мясные и рыбные консервы , и мясомолочные консервы из субпродуктов .
8. К концу первого года жизни многие дети переходят на 4-разовое кормление . Отлучают от груди обычно к 11-12 месяцам.
9. Нельзя перекармливать детей – избыточная полнота ведет к раннему ожирению, сахарному диабету, детской гипертонии, нарушению функции половых желез и другим заболеваниям!
К оглавлению
Малыши быстро растут и развиваются, у них появляется больше зубов, повышается кислотность желудочного сока и активность пищеварительных ферментов, формируется вкус, увеличивается объем желудка, усиливаются двигательные процессы.
После 1-1,5 лет дети должны привыкать к более плотной пище, требующей жевания. Каши надо готовить из разваренной крупы , овощи – тушеные или в виде запеканок с творогом, крупами. Очень полезны сырые, запеченные, тушеные овощи.
Первое место в питании детей занимают молоко и молочные продукты .
С 1,5-2 лет разрешается давать ребенку небольшой кусочек неострого, непряного сыра , в том числе плавленого диетического. Детям этого возраста полезны яйца – вареные или в виде омлетов.
Полезны пшеничный и ржаной хлеб , нежирные сорта мяса и рыбы .
К оглавлению
В этом возрасте питание должно быть ещё более разнообразным. Расширяется набор продуктов, увеличивается их объем, усложняется кулинарная обработка блюд, приближаясь к общепринятой.
Основными в питании остаются молоко и молочные продукты . Очень полезны комплексные закуски из свежих овощей в сочетании с фруктами, ягодами, растительным маслом или сметаной . Овощи можно также отваривать, жарить, тушить.
Из мяса можно готовить котлеты, тушить, отваривать, жарить его. В меню вводится разнообразные блюда из рыбы .
В качестве первого блюда рекомендуются бульоны из мяса, кур, рыбы, овощей, грибов . Можно заправлять их овощами, лапшой, картофелем, крупой и т.д. Шире используются субпродукты.
Полезны каши из всех видов круп , особенно с овощами и фруктами .
Исключается из меню маргарин, жирные сорта мяса и рыбы, копчености, острые приправы и специи!
К оглавлению
У детей в период школьного и подросткового возраста формируется полове развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Нервная система детей этого возраста находится в состоянии значительного напряжения под влияния интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания
Желательно включать в рацион сливочное диетическое масло, сметану .
Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб школьники должны получать ежедневно.
Утром можно дать закуску ( салат или сыр, колбасу ), затем мясное или рыбное блюдо с гарниром или кашу , творожные или яичные блюда, чай, молоко, кофе, хлеб с маслом .
На обед – салат или винегрет , суп, мясо или рыбу с гарниром, компот или сок .
В полдник – молоко, кефир, выпечку, фрукты .
На ужин – блюда из творога, овощей, яиц и питье .
В этом возрасте, к сожалению, дети часто нарушают режим питания, едят беспорядочно, часто всухомятку, на ходу. Эти пагубные привычки оказывают пагубное действие на растущий организм. К режиму питания родители должны приучать детей с раннего детства!
К оглавлению
Прежде всего витамин А содержится в молочных жирах, сливочном масле, яичном желтке, молоке, рыбьем жире и др. В растительных продуктах витамина А нет. Однако многие овощи и другие растительные продукты (морковь, тыква, шпинат, салат, помидоры, абрикосы и др.) содержат в себе желтое красящее вещество – каротин, которое в организме человека превращается в витамин А. Каротин, попадая в печень человека, переходит в активный витамин А. Зерновые культуры бедны каротином. Больше всего его в желтой кукурузе.
Однако 1/3 суточной нормы витамина А организм человека должен получать с молочными продуктами и жирами.
К оглавлению
Все витамины группы В находятся, как правило, в продуктах питания вместе. Их много в ржаном хлебе, в овсяной, гречневой и ячневой крупах. Особенно богаты витамином В1 хлебопекарные и пивные дрожжи. В случае отсутствия в рационе человека витамина В1 развивается заболевание, известное под названием бери-бери. Впервые это заболевание было обнаружено в странах Востока, где большой удельный вес в питании имеет рис. Чем выше сорт риса, тем меньше в нем витамина В1, который содержится в рисовых отрубях и отсутствует в самом зерне.
К оглавлению
Витамин С – противоцинготный. Если в организме мало витамина С, то снижается сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям, появляется сонливость, ослабляется внимание, при чистке зубов появляется боль и кровоточивость десен. При длительном отсутствии в организме витамина С развивается цинга.
Витамин С содержится главным образом в свежих овощах, ягодах и фруктах. Его особенно много в черной смородине, зеленом луке, в ягодах шиповника. Много витамина С в лимонах, апельсинах, салате, помидорах, капусте и других овощах и фруктах. Однако постоянными источниками витамина С являются свежая капуста и картофель.
К оглавлению
При недостаточности витамина D нарушается минеральный обмен. Появляется хрупкость костей, развивается рахит. Происходит потеря аппетита, появляется нервность, потливость, нарушается сон, проявляется неустойчивость к инфекционным заболеваниям.
Витамин D содержится в рыбьем жире, в печени животных и особенно печени рыб, сливочном масле, яичном желтке, молоке.
К оглавлению
Практическая часть
Буклет
Вывод
1.Уметь есть–это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время.
2.Продукты должны быть не только вкусными, но, прежде всего полезными.
3. Лев Николаевич Толстой писал:«Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здорово пищей , то они не знали бы болезней и могли бы жить 120-150 лет».