Проект по познавательному развитию «Хлеб – всему голова»
Проект по познавательному развитию «Хлеб – всему голова»
С рождения ребенок является первооткрывателем. Наилучшим образом решается задача поиска ответа на вопрос с помощью метода проектов, в основе которого лежит определенная проблема. При разработке и реализации проектов я стремились к тому, чтобы ребенок воспринимал нужные ему знания, изучаемая проблема бралась из реальной жизни и значима для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности, проявлений творчества и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Я выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по познавательному развитию «Хлеб – всему голова» »
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17
Проект
«Хлеб – всему голова»
Актуальность:
С рождения ребенок является первооткрывателем. Наилучшим образом решается задача поиска ответа на вопрос с помощью метода проектов, в основе которого лежит определенная проблема. При разработке и реализации проектов я стремились к тому, чтобы ребенок воспринимал нужные ему знания, изучаемая проблема бралась из реальной жизни и значима для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности, проявлений творчества и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Я выбрали эту тему потому, что в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Его земной заряд для всех - как энергия Солнца, как Свет и Воздух. Поэтому хлеб и бесценен. И вспоминать об этом надо не только в трудную годину, а помнить - всегда! Я хочу воспитать детей, любящих, уважающих, знающих каким способом получают муку, хлеб и уважающих труд хлеборобов, а также вызвать бережное отношение к хлебу. Ведь мы видим как дети сейчас относятся к хлебу, и я надеюсь воспитать в детях уважение к труду пекарей, хлеборобов через беседы, чтение художественной литературы, практическую деятельность. Участие детей в проекте «Хлеб – всему голова» позволит максимально обогатить знания и представления детей об зерновых культурах, их свойствах, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- формирование у детей первоначальных представлений о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел на стол человека;
- формирование элементарных экологических знания об особенностях выращивания зерновых растений, доступных пониманию ребенку-дошкольнику;
- формирование умений и навыков наблюдений за прорастанием семян в разных условиях и почвах;
- формирование умение пользоваться речью-доказательством для обоснования своих суждений о хлебе и хлеборобах, для оценки результатов труда, значимости его и ценности;
- развитие познавательных интересов к миру природы; к профессиям, которые
связанны с выращиванием хлеба;
- развитие творческих способностей, используя в работе продукты питания (мука, макаронные изделия).
- воспитание эмоционально - положительного, бережного, заботливого отношения к природе в целом, к хлебу.
Участники проекта:дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Основные формы организации проекта:
- НОД;
- оснащение предметно-развивающей среды;
- работа с родителями.
Обеспечение:
- методическое:
Логинова В.И «Детство» - программа развития и воспитания в детском саду». СПб, 2002.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в подготовительной группе. Воронеж, 2005.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Методические советы к программе «Детство». СПб, 2001.
Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М., 1992.
Михайлова З.А. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. СПб, 2000.
Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.
Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство»). Волгоград, 2006.
Морозова И.А., Пушкарева Л.А. Ознакомление с окружающим миром. М., 2006.
Журналы:
Дошкольное воспитание
Ребенок в детском саду
Обруч
Дошкольная педагогика
Управление ДОУ
Интернет.
материально-техническое:
картинки, иллюстрации, репродукции картин, продукты хлеборобства (зерно, мука, крупа, макаронные изделия), солома, бумага, карандаши, ножницы, акварельные краски, гуашь, фломастеры, оборудование и атрибуты для экспериментирования, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и подвижных игр.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
- пополнение и активизация словарного запаса, овладение речью-доказательством, умение верно обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством зерна и хлеба;
- сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь;
- умение устанавливать связи между разными видами труда;
- освоение приемов и способов экспериментирования;
- развитие элементарных представлений о хозяйственной деятельности человека, воспитание экономного использования хлеба;
- познакомить детей с особенностями выращивания зерновых растений, находить признаки сходства и отличия зерновых культур, воспитывать бережное отношение к хлебу;
- научить проводить элементарную опытническую работу (прорастание семян в разных условиях), освоение способов работы разными инструментами, орудиями труда;
- творческое самовыражение детей.
Ход проекта
1 этап, подготовительный (разработка проекта),
срок с 21.09.2012г. по 16.10.2012г.:
деятельность педагогов:
определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, игрушек, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности;
совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
- определение круга актуальных и посильных задач.
2 этап, исследовательский (выполнение проекта),
срок с 19.10.2012г. по 16.04.2013г.:
- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с
помощью взрослого и самостоятельно.
Раздел программы
Формы и методы работы
Социально-нравственное воспитание, познавательно - речевое развитие
НОД и мастер-класс: «Почему зерно в землю сеют?», «Хлеб – всему голова», «Спасибо всем, кто хлеб растит», «Земля на зернышке стоит».
КВН « Хлеб- всему голова»
Беседа «Как выращивают хлеб».: «Что за зернышко такое, не простое - золотое» Этические беседы на основе прочитанных художественных произведений: Г.Х. Андерсен «О девочке, которая наступила на хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб». К. Паустовский «Теплый хлеб».
Наблюдения за прорастанием семян в разных условиях.
Художественно-творческая деятельность
Аппликация «Макаронные портреты».
Лепка из соленого теста.
Рисование по мокрому «Хлебное поле с васильками».
Конструирование из строительного материала «Машины-помощники».
Рассматривание репродукций картин русских художников: Ш.Шишкин «Рожь», Н. Купреянов «Вспашка», «Посев», «Уборка», И. Репин «Л. Толстой на пашне», А. Васнецов «Жнецы», Т. Яблонская «На колхозном току».
Музыкально-театрализованная деятельность
Драматизация русской народной сказки «Колобок».
Беседа-инсценировка «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко».
Художественная литература
Чтение и обсуждение:
Произведения мордовской национальной литературы для детей:
Т. Тимохина «Пирожки с заплатками», сказка «Каша-хвальбуша», колядка «Коляда! Бабушка испекла пирожки».
Украинская народная сказка «Колосок»,
Я. Дягутите «Колыбельная», «Руки человека»,
Белорусская народная сказка «Легкий хлеб»,
В. Гнеру «Хлеб с росой»,
Г. Юрмин «Комбайнер»,
Английская народная сказка «Дочка пекаря»,
М. Паустовский «Теплый хлеб»,
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»,
И. Пермяк «Колосок»,
Е. Носова «Тридцать зерен»,
Л. Воронкова «На дальнем поле»,
Я. Тайц «Я здесь».
Игровая деятельность
Дидактические игры «Что нужно для работы хлебороба», «Что из чего?», «Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Как хлеб на стол пришел?», «Кто больше назовет», «От зернышка до булочки».
Сюжетно-ролевые игры и подвижные игры: «Хлебный магазин», «Пшеница и хлебороб».
3 этап, заключительный (обобщающий),
срок с 19.04.13г. по 17.09.13г.:
- анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
- обобщение результатов работы, формулировка выводов;
- обобщение собранного в процессе работы над проектом материалов, открытие в группе мини-музея хлеба.
Выставка семейного творчества «Хлеб – всему голова»