Проект в средней группе «Русские народные традиции и культура»
Проект в средней группе «Русские народные традиции и культура»
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди другихнародов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект в средней группе «Русские народные традиции и культура»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»
Проект на тему:
«Русские народные традиции и культура»
в средней группе «Ромашка».
Воспитатель:
Евстигнеева Е.А.
Муз.руководитель:
Порохова Н.Л.
г. Таганрог
2019 год
Актуальность: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди другихнародов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Цель: сформировать понятие о русскомнародном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.
3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
Продолжительность проекта: среднесрочный(4недели)
Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями.
Условия реализации: детский сад, семья.
Участники: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Тематика: познавательный, творческий проект.
Продукт реализации проекта: Оснащение группы, создание уголка
План работы на 1 неделю
Сбор материала для реализации проекта.
Подбор музыкальных произведений и танца для проекта.
Разработка конспекта занятий.
Презентации.
План на 2 неделю:
«Русские народные традиции и культура»
Заочная экскурсия в русскую крестьянскую избу ( презентация)
Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы.
2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.
3. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
План на 4 неделю: «Сказки»
1. Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.
1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.
2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.
3. Пробуждать интерес к сказкам.
4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
2. Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»
Цели и задачи:
•воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;
•создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством);
•закрепление знаний русских народных сказок;
•приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
•развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
Разучивание элементов русского народного танца.
3. Выставка «Предметы старины», и работ детей.
Цель:
1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину.
2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.
Познавательная викторина «Наш дом –Россия»
Цели и задачи:
• создание условий для совершенствования и обобщения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»);
• повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа;
• воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою страну и народ;
• приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;
• развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.
Семейные посиделки.
Цель:
1. Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении.
3. Дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц.
4. Пробудить интерес к русским народным играм.
Консультации для родителей.
«Воспитание детей на традициях народной культуры»
«Фольклор в воспитании детей»
Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»
группа общеразвивающей направленности от 4- до 5-ти лет
№ 1 «Кроха»
Бородкина Нина Владимировна, воспитатель
2015
Актуальность
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Тип проекта:
по методу – познавательный, творческий;
по характеру контактов – открытый;
по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Планируемый результат:
Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
Расширить представление о народном искусстве;
Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап - основной
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием технических средств обучения, далее ТСО).
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ТСО).
Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД:
Непосредственная образовательная деятельность по рисованию «Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Задачи: Учить расписывать матрешку красками. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!» (с применением ТСО).
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа. Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Дидактические игры:
«Чей сувенир?» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.
Разучивание потешки:
«Мышка». Цель: Знакомство с жанром устного народного творчества. Учить детей выразительно рассказывать потешку, развивать память, связную речь.
3 этап - заключительный
Итоговое мероприятие:
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в музей предметов национального быта и культуры разных народов».
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи: Расширение представлений о народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.
Исполнение детьми детских частушек.
Цель: Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Организация в группе выставки – музея предметов народного быта и культуры.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
Познакомились с народными пословицами, поговорками;
У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;
Совместно с родителями в группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.