kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект в средней группе «Русские народные традиции и культура»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект в средней группе «Русские народные традиции и культура»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2»












Проект на тему:

«Русские народные традиции и культура»

в средней группе «Ромашка».











Воспитатель:

Евстигнеева Е.А.

Муз.руководитель:

Порохова Н.Л.






г. Таганрог

2019 год

Актуальность: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием духа, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев). Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста (4-5 лет) через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.

2. Знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Продолжительность проекта: среднесрочный(4недели)

Технологичность: проект доступен и может быть использован воспитателями ДОУ и родителями.

Условия реализации: детский сад, семья.

Участники: дети средней группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Тематика: познавательный, творческий проект.

Продукт реализации проекта: Оснащение группы, создание уголка

План работы на 1 неделю

  • Сбор материала для реализации проекта.

  • Подбор музыкальных произведений и танца для проекта.

  • Разработка конспекта занятий.

  • Презентации.

План на 2 неделю:

«Русские народные традиции и культура»

  1. Заочная экскурсия в русскую крестьянскую избу ( презентация)

Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.

4. Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

6. Воспитывать патриотические чувства.

2. Просмотр презентации «Изба на Руси», сопровождающийся беседой «Как выглядел дом русского крестьянина».

Цель:

1. Закрепить с детьми понятие изба.

2. Познакомить с традициями строительства избы, её внешним и внутренним убранством.

3. Словарная работа: изба, сруб, наличники, половицы, конёк, горница, кровля, крыльцо.

3. Декоративное рисование "Славянские узоры на рубашке".

Цель:

1. Закреплять знания о русских народных промыслах.

2. Учить составлять узор, используя элементы славянской росписи, ее колорит.

3. Закреплять умение рисовать концом кисти геометрические фигуры (ромбы, квадратики, зубцы, спирали).

4. Формировать представление о народном костюме.

5. Воспитывать уважительное отношение к прошлому России.

4. Подвижные, русские народные игры.

Цель:

1. Познакомить детей с играми.

2. Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия (убегать, ловить)

5. Прослушивание и пение русских народных песенок, закличек.

Цель:

Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

6. Аппликация «Русские узоры»

Цель:

1. Ознакомить детей с русским народным орнаментом, раскрыть его характерные черты.

2. Учить композиционному построению аппликации орнаментов из геометрических элементов.

3. Развивать интерес к народному творчеству, изделиям народного искусства.

4. Воспитывать у детей любовь к культуре своего народа

План работы на 3 неделю

«Народная игрушка. Фольклор»

1. Знакомство с народными игрушками, беседа.

Цель:

1. Усвоить первоначальное представление о возникновении игрушек на Руси.

2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.

3. Познакомить детей с игрушками, сделанными из глины, соломы, дерева.

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке».

Цель:

1. Закрепить полученные ранее знание детей о народной игрушке - матрёшке.

2. Декоративное рисование «Весёлые матрёшки»

Цель:

1. Познакомить с совмещенной техникой аппликация и рисование.

2. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

3. Изготовление народной куклы – птички невелички родителями и детьми.

Цель:

1. Познакомить родителей и детей с изготовлением птички невелички.

2. Развивать индивидуальные творческие способности.

3. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.

2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

План на 4 неделю: «Сказки»

1. Чтение русских народных сказок, потешек, небылиц.

1. Создать необходимые условия для знакомства со сказками.

2. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию.

3. Пробуждать интерес к сказкам.

4. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.

2. Познавательная викторина «Что за прелесть, эти сказки?»

Цели и задачи:

•воспитание устойчивого интереса к художественной литературе;

•создание условий для обобщения знаний дошкольников по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе, знакомство с устным народным творчеством);

•закрепление знаний русских народных сказок;

•приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

•развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.

Разучивание элементов русского народного танца.

3. Выставка «Предметы старины», и работ детей.

Цель:

1. Знакомство с предметами домашнего обихода в старину.

2. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

3. Привлечь родителей для сбора вещей для выставки.

Познавательная викторина «Наш дом –Россия»

Цели и задачи:

• создание условий для совершенствования и обобщения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию (ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»);

• повышение интереса дошкольников к истории и культуре русского народа;

• воспитание патриотических чувств, любви к родине, гордости за свою страну и народ;

• приобретение опыта участия в выполнении тестовых заданий, умении выбирать правильный ответ из нескольких предложенных;

• развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста, расширение кругозора.

Семейные посиделки.

Цель:

1. Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении.

2. Познакомить с устным народным творчеством - потешками, песенками, небылицами, скороговорками, сказками, загадками.

3. Дать почувствовать детям добрый юмор, задор небылиц.

4. Пробудить интерес к русским народным играм.

Консультации для родителей.

«Воспитание детей на традициях народной культуры»

«Фольклор в воспитании детей»

Познавательно - информационный проект: «Народная культура и традиции»

группа общеразвивающей направленности от 4- до 5-ти лет

№ 1 «Кроха»

Бородкина Нина Владимировна, воспитатель

2015

Актуальность

     Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

     Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

    Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент.  И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.  Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа  с  раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети   впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Цель проекта:

  • Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.  

Задачи проекта:

  • Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.

  • Развивающие:  Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

  • Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Тип проекта:

  • по методу – познавательный, творческий;

  • по характеру контактов – открытый;

  • по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;

  • по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).

Планируемый результат:

  • Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;

  • Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;

  • Расширить  представление  о  народном искусстве;

  • Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

  • Воспитывать  интерес  к  фольклору, разучить детские  частушки, потешки.

  • Организовать, совместно с родителями, в группе  выставку – музей предметов народного быта и культуры.

Интеграция областей:

 Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

 Проект состоит из 3 этапов:

1 этап - подготовительный

Формулирование цели и определение задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Подбор материалов по теме проекта.

Организация предметно -  развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

Взаимодействие с родителями  с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного  быта и культуры.

2 этап  - основной

Рассматривание иллюстраций, беседы:

«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.  (Просмотр иллюстраций с  использованием технических средств обучения,  далее ТСО).

Цель:  Познакомить детей с русскими народными инструментами.  Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

«Русская народная игрушка», «Народные мастера» -  игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки -  свистульки, матрешки, волчки;  народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ТСО).

 Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?

Чтение художественной литературы:

Русские народные сказки:  «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».

Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества  «сказка», учить  слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

НОД:

Непосредственная образовательная деятельность по рисованию  «Веселые матрешки».

Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.

Задачи: Учить расписывать матрешку красками. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи  «Русская изба!»                  (с применением ТСО).  

Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);  Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.  Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество;  Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.

Дидактические игры:

 «Чей сувенир?» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев

Подвижные игры:

 «Салки»,  «Гуси, гуси..», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;  знакомить с на родными играми;  развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»

Хороводные игры:

«Каравай», «Карусели».

Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры;  знакомить с народными играми;  развивать двигательную активность.

Знакомство с фольклором:

Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.

Разучивание потешки:

 «Мышка».
Цель: Знакомство с жанром устного народного творчества. Учить детей выразительно рассказывать потешку, развивать память, связную речь.

3 этап  - заключительный

Итоговое мероприятие:

 Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в  музей предметов национального  быта и культуры разных народов».

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.  

Задачи:     Расширение представлений о  народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях и обычаях разных  народов; накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства; воспитание интереса к русскому фольклору, приобщение детей к народным играм, хороводам.

Исполнение детьми  детских частушек.

Цель: Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.

Организация в группе выставки – музея предметов народного быта и культуры.

 Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

По реализации проекта были получены следующие результаты:

  • Дети познакомились  с «русской избой», с предметами старинного русского быта;

  • Продолжили знакомиться  с русскими народными играми, научились в них играть.

  • Познакомились с  народными пословицами, поговорками;

  • У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

  • У детей расширились  представления  о  народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);

  • Продолжает воспитываться  интерес  к  фольклору,  дети разучили детские  частушки, потешки;

  • Совместно с родителями в группе организована  выставка – музей предметов народного быта и культуры.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект в средней группе «Русские народные традиции и культура»

Автор: Евстигнеева Елена Александровна

Дата: 25.09.2019

Номер свидетельства: 520918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проект в средней группе «По дорогам сказок»"
    ["seo_title"] => string(41) "proekt_v_srednei_gruppe_po_dorogam_skazok"
    ["file_id"] => string(6) "494168"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546938539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Проект : "Широкая масленица""
    ["seo_title"] => string(29) "proiekt-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "304767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457788128"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Проект "День матери""
    ["seo_title"] => string(19) "proekt_den_materi_5"
    ["file_id"] => string(6) "618677"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1669711263"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Экспериментальный проект «Сказка ложь, да в ней намек…» как инструмент внедрения ФГОС во внеурочную деятельность средних общеобразовательных школ "
    ["seo_title"] => string(164) "ekspierimiental-nyi-proiekt-skazka-lozh-da-v-niei-namiek-kak-instrumient-vniedrieniia-fgos-vo-vnieurochnuiu-dieiatiel-nost-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "197535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428254198"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Реализация социально-коммуникативного развития детей в ДОУ"
    ["seo_title"] => string(61) "realizatsiia_sotsialno_kommunikativnogo_razvitiia_detei_v_dou"
    ["file_id"] => string(6) "555714"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597314270"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства