Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Актуальность: Воспитание любви к своей малой родине является главной ступенью в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, братьям и сёстрам, бабушке и дедушке. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребёнок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребёнок полюбил свой детский сад. Не менее важно помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины), это даст возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине - России.
Проблема:Педагогический мониторинг, проведённый в начале учебного года, показал, что у современных детей недостаточно сформированы представления о своей семье, о семейных традициях, о своей малой родине.
Опрос родителей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» выявил недостаточную осведомлённость самих родителей о составляющих нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности, о понятии «малая Родина». Некоторые родители считают, что любовь к дому, семье – врождённое чувство и никаких усилий по его развитию не требуется.
Недостаточное формирование у детей представления о своей малой родине повлияла на разработку и реализацию проекта «Мой родной город – моя малая Родина» с детьми подготовительной к школе группы от 6-7 лет.
Цель: расширение знаний детей о родном городе; - приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
формировать представление детей о родном городе;
закрепить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик города;
расширять знания детей о растительном и животном мире Одинцовского района;
развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь;
воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
формирование представление детей о родном городе;
расширение знаний детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад;
повышение педагогической компетентности всех участников проекта.
Продукт проектной деятельности:
выставка детского творчества;
фотоматериалы проекта, создан проект «Мой родной город – моя малая Родина»;
сформированы у детей гражданственно-патриотические чувства;
выпущенный совместно с родителями плакат «Мой родной город!», оснащен центр патриотического воспитания.
Аннотация проекта:
Работа направлена на формирование у детей патриотических чувств, любви к своему родному городу; расширение знаний детей о родном городе; приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Данный проект был реализован в рамках комплексно-тематического планирования «Россия. День народного единства» и состоит из трех этапов:первый этап - подготовительный: накопление знаний, второй этап - основной: совместная деятельность детей, родителей, воспитателей. И третий этап - заключительный: подведение итогов, результатов.
Первый этап - подготовительный:
постановка проблемы, определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта, сроков реализации; анализ имеющих условий в группе и на территории ДОУ;
подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т.п.), составление тематического плана с учетом интеграции образовательных областей;
привлечение внимания родителей к проблеме представления детей о своей малой родине, формирование у детей патриотических чувств.
Второй этап - основной (практический):
Данный этап проводился в 3-х направлениях: работа воспитателя с детьми, работа воспитателя с родителями, совместная деятельность детей и родителей. Второй этап - это реализация плановых мероприятий:
Работа воспитателя с детьми:
С детьми проводились:
- беседы и занятия - «Мой город. Улицы города», «История моей страны, моего города», «Символы нашего города», «Памятные места моего города», лепка: «Мой подарок городу», рисование «Любимое место в моем городе»; - чтение художественной литературы о родном городе;
- чтение пословиц и поговорок о родном городе;
- сюжетно-ролевые игры на тему «Мой город»;
- слушание музыки и песен о родном городе;
- рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.
Работа воспитателя с родителями (заключается в просвещение родителей по данной теме проекта, а именно):
Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»;
Памятка «С чего начинается Родина?»;
Консультация для родителей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;
Консультации для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»;
Консультации для родителей «Воспитание у детей любви к родному городу»;
Памятка «Наша Родина - Россия»;
Консультация для родителей «Знакомство с родным городом».
Совместная деятельность детей и родителей:
привлечение детей и родителей к совместной деятельности, заключающейся в обогащение предметно-развивающей среды в группе, а именно патриотического уголка, изготовление плаката «Мой город!».
Третий этап - заключительный:
(выставка работ детского творчества).
Успешной работе по реализации проекта способствовало тесное сотрудничество воспитателя с родителями воспитанников,результатом которого стал выпущенный совместно с родителями плакат «Мой родной город!», а также, пополнение предметно-развивающей среды в группе.
План реализации проекта «Мойгород»
в подготовительной группе
№
Мероприятие
Срок
Ответственные
1
Беседа на тему: «Мой город. Улицы города». Рассматривание иллюстраций о родном городе.Квест игра «Мой город»
30.08
Воспитатели:
2
Беседа на тему: «История моей страны, моего города», ООД по художественно-эстетическому развитию: рисование «Любимое место в моем городе».
27.08
Воспитатели:
3
Беседа на тему: «Символы нашего города».
26.08
Воспитатели:
4
Беседа на тему: «Памятные места моего города», ООД по художественно-эстетическому развитию: лепка на тему: «Мой город».
28.08
Воспитатели:
5
Чтение художественной литературы; чтение пословиц и поговорок о родном городе; Сюжетно-ролевые игры; дидактически и подвижные игры; слушание музыки; рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта.
29.08
Воспитатели:
Ресурсное обеспечение:
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г. № 273 ФЗ;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»;
СанПиНы 2.4.1.3049-13;
Устав.
Риски:
Низкая заинтересованность родителей;
Низкая заинтересованность детей.
Пути преодоления рисков:
Для повышения интереса родителей необходимо проводить консультации, привлечь родителей к активному участию совместно со своими детьми;
Для повышения интереса детей в проект, включены разнообразные формы работы с детьми, они представлены также в игровой форме, а также личный пример воспитателей и родителей;
Выводы: подводя итоги проделанной работы по краткосрочному социальному проекту: «Мой родной город – моя малая Родина» с детьми подготовительной к школе группы от 6-7 лет, необходимо отметить, что в ходе реализации проекта в рамках комплексно-тематического планирования «Россия. День народного единства» дети проявили активную заинтересованность, у детей подготовительного к школе возраста сформировались знания о родном городе, интерес к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям.
Также на протяжении реализации всего проекта, в коллективе наблюдалось любознательное, доброжелательное настроение.
Важно отметить, что у воспитанников повысился уровень знаний по теме проекта, патриотические чувства, осознанная любовь к своему городу, к своей малой Родине, а совместная деятельность детей, родителей и воспитателя еще более всех сплотила.
Список литературы:
1. «От рождения до школы», Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
2. Активные методы обучения в повышении профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Из опыта работы. Т. Г. Сальникова. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2017.
3. Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты. Н.П. Битютская. – Волгоград: Учитель, 2013.
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе .
Тема: «Мы живём в лучшем городе России».
Прогр. содержание: расширять знания детей о родном городе. Рассказать,
что наш город- результат труда разных поколений. Познакомить детей с историей возникновения г. Ессентуки. Дать представление о необычном статусе города, как города- курорта, его лечебницах, достопримечательностях.
Воспитывать чувство любви к своей «малой» Родине, гордости.
Ход занятия. 1. Игровой момент: в группу прилетает Карлсон, который просит
рассказать детей о нашем городе.
2. Педагог показывает детям глобус, делая акцент на то, что на нашей планете Земля много разных городов, стран, океанов, рек и людей. Среди них живём и мы, в нашем любимом городе.
3. Игра «Географическая Матрёшка»: показ вкладышей- схем с изображением
материка, страны, города, улицы, дома детского сада. Дети собирают вкладыши по принципу матрёшки.
4. Беседа- рассказ о нашем городе:
- на каком транспорте можно попасть в наш город? (приехать на поезде, прилететь на самолёте, приехать на машине, автобусе). Приплыть на пароходе можно?
-куда приезжает поезд? ( на ж/д вокзал). Автобус? (на автовокзал). Прилетает самолёт? ( в аэропорт).
- как называется наш город? А люди, живущие в Ессентуках? (Ессентучане).
- на какой улице находится наш детский сад? (улица Долина Роз).
5. Познавательный рассказ педагога: «Однажды путники нашли необычный источник, где охотно пили воду усталые кони. Это было в районе небольшой речушки Ессентук, которая впадает в реку Подкумок. Через 27 лет генералом Ермоловым, именем которого названа одна из улиц нашего города, была заложена станица Ессентукская. Центр её находился в том месте, где стоит Никольская церковь. В созданную станицу приехали жить и охранять южные границы России казаки с реки Волга. С этого момента и ведёт отчёт наш город. В этом году ему исполнилось 188 лет. Со временем учёные нашли в районе горы Щелочной ( здесь сейчас находится Курортный парк) много целебных источников. Вода была исследована, доказаны её лечебные свойства. Началось лечение этой водой и целебными грязями. Первые больные принимали процедуры прямо в выкопанных в земле ямах. Воду для принятия ванн казаки грели раскалёнными ядрами от пушек. Постепенно казаки посадили много деревьев. Так был заложен Нижний парк, где до наших дней сохранились очень ценные деревья, которые очищают воздух. Затем началось строительство санаториев для лечения больных. Чтобы у людей появилось жильё, надо было строить дома, для детей: детские сады, школы и ещё много надо было построить всего, чтобы люди могли нормально жить и работать. Всё это возвели ваши деды и прадеды, а сейчас продолжают строить ваши родители. Придёт время - будете строить и вы».
6. – Жизнь на Земле не бесконечна, но некоторые люди успевают за свою жизнь сделать так много полезного для других, что их имена долго вспоминают с благодарностью и любовью. В честь их названы улицы и санатории в нашем городе. Сейчас я вам их назову. Это-улица Гааза( Гааз-врач, учёный, он первым изучил минеральные воды), улица Нелюбина ( врач, учёный), улица Ермолова ( русский генерал, который командовал на Кавказе нашими войсками, оберегая Юг России). Улицы Оборонная, Баррикадная, Баталинская, Крепостная, Красноармейская, Защитников Отечества- их названия говорят нам о том, что когда-то здесь шли бои, стояли баррикады, крепости. Люди защищали свой город от врагов. В нашем городе много других улиц и площадей.
7. Далее педагог спрашивает детей, на какой улице они живут (опрос 5-6 детей).
ФИЗ-МИНУТКА: «Кто живёт в моей квартире?»
8. Педагог показывает детям фотоснимки, иллюстрации с изображением достопримечательностей Ессентуков (Грязелечебница, Гастрольный театр, Верхние Ванны, Курортный парк и другие).
9. Показ карты г. Ессентуки: идёт краткое пояснение педагога о том, что город большой, на карте видно множество улиц, дорог, микрорайонов. Педагог показывает место на карте, где расположен наш детский сад, прикрепляя туда цветной флажок. Флажками другого цвета отмечаются места вокзала, Курортной зоны, рек, площадей и т.п.
ИТОГ. Педагог подчёркивает, что все мы, живущие в нашем городе, являемся его хозяевами, а хозяева должны беречь свой город, заботиться о том, чтобы он был красивым. В наш город постоянно приезжают на лечение люди из других городов России. Они должны увезти с собой память о нашем городе, как о красивом, зелёном, ухоженном, гостеприимном. Мы должны гордиться тем, что живём в особом городе-курорте. Каким будет наш город, зависит только от нас с вами. Далее педагог предлагает детям вспомнить правила поведения в природе: нельзя бросать, где попало, бумажки, ломать деревья и кусты, нельзя засорять реки, скверы, леса и парки. Идёт показ-рассматривание схем экологических знаков.
На память о сегодняшнем занятии педагог вручает детям сувениры- медальки с изображением фонтанчика, символизирующего минеральный источник.
Планируемый результат занятия : создать рисунок с достопримечательностями города.
Подготовительная работа : Беседа о городе, просмотр иллюстраций, просмотр презентации, заготовки нарисованных достопримечательностей.
Материалы и оборудование:
Для воспитателя: альбомный лист, гуашь, баночка для воды, кисточки, бумажные салфетки, палитра, иллюстрации с изображением достопричательностей.
Для детей: альбомный лист, гуашь, баночка для воды, кисточки, бумажные салфетки.
1 Организационно-мотивационный этап
(1мин.) 1. Организовать детей на образовательную деятельность;
2. Формировать интерес детей к творческой деятельности. Утром солнышко встает (руки поднять вверх)
Всех на улицу зовет (сгибать руки локтях к груди).
Выхожу из дома я: (показать рукой на себя).
«Здравствуй, улица моя!»(выпрямить руки в стороны).
Отвечают Солнцу я (поднять руки над головой).
Отвечаю я Трамваю (опустить руки на ковер).
Отвечаю Ветру я (поднять руки над головой и покачать ими).
Здравствуй, Родина моя (Взять друг друга за руки).
- Ребята, мы сегодня с вами беседовали о нашем городе. Сочетание слов с действиями Выполняют движения.
Настроить детей на работу.
2 Основной этап
(4мин.) 1. Заинтересовать сюрпризным моментом;
2. Формировать доброжелательное отношение между детьми. -Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно слушайте и дайте ответ.
В нем домов не сосчитать!
Улиц, парков, скверов,
В плитку и асфальт одет,
Он жителями в целом! (Город)
(Слайд 1)
-Правильно.
-А в каком мы с вами городе живём?
В нашем городе есть множество достопримечательностей.
-А какие дома есть на вашей улице?
-Из какого материала они сделаны?
-Какие магазин есть недалеко от вашего дома?
-Где вы любите гулять?
- Что вам больше всего нравится в нашем городе? Чтение загадки Дети внимательно слушают.
Индивидуальные ответы детей.
Дети узнают, что буду рисовать.
2.1 Этап постановки проблемы
(1 мин.) Привлечь детей к формулировке темы занятия. Сегодня мы будем рисовать любимые места нашего города. Но сначала мы погуляем по нашему городу, чтобы вспомнить достопримечательности. Беседа Дети осознают суть проблемы и ищут пути её решения.
(7 мин.) 1. Рассмотреть изображения осени;
2. Вспомнить приёмы рисования. Вспоминаем достопримечательности города
Игра: «Что это?»
Сейчас я вас поделю на 3 команды и каждой команде раздам фрагмент картинки с изображением одной из достопримечательностей вашего города. Вы должны собрать картинку и назвать достопримечательность. Показ иллюстраций Дети смотрят картинки, вспоминают достопримечательности.
Собирают картинку и называют достопримечательность. Внимательно слушают воспитателя. Начинают рисовать.
(20мин.) 1. Закреплять навыки рисования;
Развивать творческие способности, аккуратность;
3. Воспитывать самостоятельность. - Ребята, прежде, чем приступить к работе, нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Я по городу хожу, (Ходьба пальцами по столу)
Я про город расскажу.
Поликлиника, аптека, (Сгибают пальцы на обеих руках)
Магазин, библиотека.
Много здесь жилых домов (Сгибают по очереди пальцы)
И деревьев, и цветов.
Школа, детский сад, музей, (Стучать пальчиком о пальчик)
Город нужен для людей. (Хлопки)
-Ребята, у вас у каждого на столе есть заготовка достопримечательности,которую вы сделали заранее, вы должны будете раскрасить свои рисунки.
(2 мин.) Проанализировать деятельность детей; провести рефлексию. Какие замечательные у вас получились рисунки.
-А какие достопримечательности вы нарисовали?
Как хорошо вы знаете свой город! Какие замечательные уголки есть в нем! Я с удовольствием попутешествую по этим местам и полюбуюсь их красотой. Беседа. Дети называют достопримечательности. Рефлексия.