Проект
Социально-краеведческий проект
Тема: «Знатоки улиц родного города».
Старшая группа.
Тип проекта: краеведческий.
Сроки реализации: долгосрочный проект (сентябрь 2015-май 2016 года).
Участники проекта: Воспитанники, воспитатели, родители.
Автор проекта:
Наймушина Наталья Валерьевна воспитатель высшей категории,
2015г.
Проект «Знатоки улиц родного города»
Актуальность проекта
Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Цель проекта: Реализация комплексного прохода к развитию ребёнка, осуществление интеллектуального, нравственного, творческого и речевого развития дошкольников посредством знакомства с улицами родного города.
Задачи:
1. Сформировать представления детей об улицах родного города и их значимости.
2. Познакомить с названием улиц родного города.
3. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, бережное отношение к людям и улицам своего города.
4. Учить ориентироваться на улицах своего города.
5. Способствовать творческому развитию ребёнка.
6. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.
Мероприятия по реализации проекта.
Познавательно – речевое развитие.
- Тематические занятия.
- Беседы на темы «Как появились улицы города», «Правила безопасности на улицах города», «История создания светофоров», «Учреждения города», «Достопримечательности улиц города».
- Решение проблемных ситуаций «Ты потерялся на улице», «Необходимость вызвать скорую помощь».
- Экскурсии: на почту, продовольственный магазин, в школу.
- Чтение: Б. Житкова «Что я видел», Л. Воронкова «Солнечный денек», А. Северный «Три чудесных цвета», Г. Ладонщиков «Светофор», Г. Нуждина «Мир вещей».
- Составление рассказов о родном городе по названиям улиц.
Художественно – творческая деятельность:
- Изготовление макета улицы.
- Создание альбома «Улицы родного города».
- Рисование «Украсим улицу города к Новому году».
- Аппликации «Наша улица».
- Лепка.
- Конструирование из строительного материла «Улицы города».
Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь», «Что лишнее», «Знаешь ли ты свой город?», «Магазин», «Наш дом».
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по улицам родного города».
- Подвижная игра «Найди свой домик».
- Конкурс знатоков улиц родного города.
Работа с родителями:
- Беседа о необходимости заучивания с детьми домашних адресов.
- Поездка вместе с детьми в центр города.
- Оформление папки – передвижки «Правила безопасности на улицах города».
- Изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр.
Методическое обеспечение.
- Подбор методической и художественной литературы.
- Составление конспектов занятий по теме.
Перспективный план
по ознакомлению дошкольников с улицами родного города
Месяц
Сентябрь
Приёмы обучения
1. Рассматривание близлежащих домов на прогулке
2. Знакомство детей с названием улицы, где находится детский сад
3. Целевая прогулка. Удобства в городских домах
4. Беседа с детьми о домашних адресах.
Программное содержание
Закрепить знания детей о домах (высокие, многоэтажные и т. д.)
Рассказать детям об удобствах в домах (лифт, мусоропровод).
Знакомить с названием улицы, где находиться детский сад.
Октябрь
Приёмы обучения
1. Беседа с родителями о необходимости заучивания детьми домашних адресов.
2. Повторение с детьми домашних адресов.
3. Целевая прогулка. Благоустройство дворов.
4. Повторение с детьми домашних адресов.
Программное содержание
Учить с детьми домашние адреса.
Воспитывать желание беречь, то что сделано для благоустройства дворов.
Ноябрь
Приёмы обучения
1. Игра со строительным материалом – строительство улицы города.
2. Беседа о том, что нужно делать, чтобы на улицах города было чисто.
3. Показ иллюстраций с изображением достопримечательностей улиц родного города, рассматривание их.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей улиц родного города.
Программное содержание
Познакомить детей с достопримечательностями улиц города.
Воспитывать желание не сорить на улицах города.
Декабрь
Приёмы обучения
1. Целевая прогулка по близлежащей улице – уборка улиц от снега.
2. Рассматривание в книжном уголке иллюстраций с изображением современных улиц родного города.
3. Беседа об улице, где находится парк культуры.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением парка культуры, беседа с детьми о том кто там был.
Программное содержание
Познакомить детей с профессией дворника.
Продолжать знакомить с улицами города.
Январь
Приёмы обучения
1. Беседа о празднично украшенном городе.
2. Рисование на тему: «Украсим улицу города к Новому году».
3. Повторение домашних адресов.
4. Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательностей улиц родного города.
Программное содержание
Учить детей передавать в рисунки образ празднично украшенных улиц города.
Развивать эстетическое восприятие.
Познакомить с достопримечательностями улиц города.
Февраль
Приёмы обучения
1. Целевая прогулка по близлежащей улице. Магазины.
2. Беседа с детьми о том, кто - где был в выходные дни, на каких улицах.
3. Задание детям: что изменилось на улицах города.
4. Беседа о том, что интересного заметили дети на улицах родного города.
Программное содержание
Познакомить детей с магазинами.
Учить наблюдать самостоятельно.
Март
Приёмы обучения
1. Рисование празднично украшенных домов улиц города.
2. Названия улиц. Повторение с детьми домашних адресов.
3. Рассказ воспитателя о зоопарке.
4. Наблюдение за трудом людей по благоустройству улиц города.
Программное содержание
Учить детей передавать в рисунки образ празднично украшенных домов в рисунки.
Познакомить с улицей, где находится зоопарк.
Апрель
Приёмы обучения
1. Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых видов улиц города.
2. Беседа с детьми о названии города, улиц.
3. Целевая прогулка по участку детского сада.
4. Индивидуальная работа по заучиванию домашних адресов.
Программное содержание
Закреплять знания детей об улицах города.
Вызвать желание у детей озеленять улицы города.
Май
Приёмы обучения
1. Игра со строительным материалом – строительство улицы города.
2. Целевая прогулка по празднично украшенной улице.
3. Беседа о празднике День Победы.
4. Рассматривание иллюстраций с видами улиц родного города, знакомыми детям.
Программное содержание
Познакомить детей с праздником День Победы. Закрепить знания детей об улицах родного города.
Первый этап.Подготовительный.
Срок: 24-29 августа
Задачи: Проанализировать знания детей об улицах нашего города, и их значимость.
№
Содержание
сроки
Ответственные
примечание
1
Беседы с детьми на тему: « Мой город.»
02.03
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
2
Беседа на тему: « Куда можно сходить у нас в городе? »
03.03
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
Второй этап. Реализации.
Срок: сентябрь-май.
Задачи: Сформировать представления детей об улицах родного города и их значимости. Познакомить с названием улиц родного города. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, бережное отношение к людям и улицам своего города. Учить ориентироваться на улицах своего города. Способствовать творческому развитию ребёнка. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.
№
Содержание
сроки
Ответственные
примечание
1
- Тематические занятия.
Беседы на темы «Как появились улицы города», «Правила безопасности на улицах города», «История создания светофоров», «Учреждения города», «Достопримечательности улиц города».
Согласно перспективному плану
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
2
Решение проблемных ситуаций «Ты потерялся на улице», «Необходимость вызвать скорую помощь».
Согласно перспективному плану
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
3
Чтение: Б. Житкова «Что я видел», Л. Воронкова «Солнечный денек», А. Северный «Три чудесных цвета», Г. Ладонщиков «Светофор», Г. Нуждина «Мир вещей».
Согласно перспективному плану
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
4
Экскурсии: на почту, продовольственный магазин, в школу.
Согласно перспективному плану
Воспитатели:
Наймушина Н.В. Коростелева И.В.
Родители.
5
Составление рассказов о родном городе по названиям улиц.
Согласно перспективному плану
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
6
- Изготовление макета улицы.
- Создание альбома «Улицы родного города».
- Рисование «Украсим улицу города к Новому году».
- Аппликации «Наша улица».
- Лепка.
Согласно перспективному плану
Родители
Воспитатели.
Пед. Доп. образования.
7
- Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь», «Что лишнее», «Знаешь ли ты свой город? », «Магазин», «Наш дом».
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по улицам родного города».
- Подвижная игра «Найди свой домик».
- Конкурс знатоков улиц родного города.
Согласно перспективному плану
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
8
Работа с родителями: - Беседа о необходимости заучивания с детьми домашних адресов.
- Поездка вместе с детьми в центр города.
- Оформление папки – передвижки «Правила безопасности на улицах города».
- Изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр.
Согласно перспективному плану
0
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
Родители.
9
Посещение Краеведческого музея им.Старостина.
Согласно перспективному плану
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
Родители.
Третий этап.Аналитический
Срок: май 2016г.
Задача:Оценить результаты реализации пректа.
№
Содержание
сроки
Ответственные
примечание
1
Диагностика:
Начальная
Конец августа.
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.
2
Итоговая
Май 2016г.
Воспитатели:
Наймушина Н.В.
Коростелева И.В.