Просмотр содержимого документа
«Проект по патриотическому воспитанию»
ПРОЕКТ
«С чего начинается Родина?»
С участием детей 4-6 лет и родителей
Актуальность
Проблема патриотического воспитания в последнее время приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формирует в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников –процесс сложный и длительный. Очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта:
формирование у дошкольников бережного отношения к истории своей семьи, истории своей страны и ее наследию.
Задачи проекта:
создать условия для формирования у дошкольников начал гражданско-патриотической позиции в процессе взаимодействия с социальной действительностью;
дать каждому ребенку основные понятия о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
Участники проекта:
дети с 4 – 6 лет
воспитатели
родители
Вид проекта:
групповой
информационный
практико–ориентированный
долгосрочный
Срок реализации: 4года
Приемы работы:
Прием энциклопедичности - отбор содержания знаний из разных областей действительности (социальный мир, природа, культура)
Прием систематизации знаний и последовательного проведения работы с детьми.
Прием индивидуальности (учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка).
Прием коммуникационности и интегрированности -взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Прием целевой направленности организация деятельности направленной на результат.
Этапы проекта:
1-й этап: подготовительный:
разработка этапов проектной деятельности;
создание предметно-развивающей среды (центров краеведения, мини-музея «Любимый край»);
разработка примерных конспектов, совместных мероприятий и экскурсий;
разработка дидактических игр;
оформление сюжетно-ролевых игр «Семья», «Школа», «Детский сад», «Театр», «Защитники Отечества» и т.д.;
выставки детских работ на тему «Мой любимый город», «Наш край», «Моя семья», «Они защищали Родину», «День Победы». Фотовыставки на тему «Я и мой город», «Прогулки по городу», «Мы городом своим должны гордиться».
2-й этап: основной «Деятельность педагогов, детей и родителей»
Предлагаемые мероприятия интегрируют основные направления нравственного, патриотического и умственного развития. Кроме совместных мероприятий дети с родителями занимаются исследовательской деятельностью (узнают истории названия улиц, изучают историю города, в честь кого названы улицы, знакомятся с достопримечательностями, знакомятся с известными жителями города; проводят целевые прогулки по городу, составляют информацию о достопримечательностях, наблюдают красоту природы в разные времена года; составляют семейные родословные, рисуют герб семьи, составляют иллюстрированные рассказы о предприятиях города и профессиях родителей и т. д.).
3-й этап: итоговый
Презентация игры - «Я, моя семья, мой город».
Создание фотоальбома «Владикавказ – моя малая Родина».
Социальная акция «История героя моей семьи».
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
1.Детский сад
2.Семья
3.Родная улица, район
4.Родной город, край (государственные символы города и края)
5.Моя Родина Россия – государственные символы
6.Права и обязанности человека и ребенка (Конституция РФ, Конвенция, Декларация прав человека, ребенка)
Предполагаемый результат:
Организация предметно-развивающей среды патриотической направленности.
Разработка образовательных мероприятий с детьми и родителями.
Расширение кругозора детей, повышение интереса к истории родного города, Отечества.
Проявление у детей эмоциональной отзывчивости, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу.
Положительная динамика речевого развития детей.
Повышение социальной активности родителей, педагогов.
Содержание проектной деятельности с детьми
подготовительной к школе группы
СЕНТЯБРЬ
Развлечение "День знаний".
Цель. Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний -книги, старшее поколение, школа.
Занятие "Я и мои права".
Цель. Продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
Рисование дома для своей семьи.
Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свою любовь к родителям. Воспитывать любовь и уважение к членам их семей.
Сюжетно-ролевая игра "Семья".
Цель. Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни; развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках.
Цель. Воспитывать желание заботиться о близких родных людях, развивать чувство гордости за свою семью. Формировать представление о семейных традициях и праздниках.
6.Занятие "Доброе слово лечит, а худое калечит".
Цель. Формировать у детей доброе отношение к близким людям, умение исправлять свои ошибки, прося прощения.
ОКТЯБРЬ
1.Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду.
Цель.
Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость.
Дидактическая игра "Где был я.
Цель.
Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания; воспитывать уважение к людям труда.
Беседа "Какими должны быть мальчики и девочки".
Цель.
Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
4.Выставка совместного творчества родителей и детей на тему: "Осенняя палитра".
Цель.
Воспитывать у детей и родителей желание что-то придумывать и творить вместе.
Беседа "Мы все разные, но мы все равны".
Цель.
Расширять знания детей о людях разных национальностей, живущих в России; работать над понятием "гражданин"; знакомить с национальными праздниками разных народов.
Вовлечение родителей в ООД «Дружба народов».
НОЯБРЬ
1.Беседа "Расскажи, где ты живешь?"
Цель. Расширять знания детей о родном городе, развивать коммуникативные умения.
Разучивание гимна.
Цель: Познакомить детей с гимном, одним из символов России.
Развлечение "Мама, ты на свете лучше всех".
Цель. Воспитывать желание заботиться о маме, поздравить с Днем матери.
4.Выставка рисунков на тему "Моя малая Родина"
Цель. Закрепить знания детей о достопримечательностях города; воспитывать любовь к родному городу.
Составление рассказов о своей Родине, о ее будущем.
Цель. Прививать интерес к жизни людей в России, любовь к нашей Родине-России, гордость за Россию и ее граждан.
Занятие "Москва-столица нашей Родины".
Цель. Формировать у детей понятие о Москве-столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
Беседа "Государственные символы России".
Цель. Продолжать формировать представление о государственных символах России - флаге, гербе, гимне; подвести к пониманию того, что символы не только обозначают, а и описывают явления. Воспитывать у детей чувства гордости за Родину и любви к Родине.
ДЕКАБРЬ
1.Занятие "О правах играя".
Цель. Расширять знания детей о правах ребенка; о его обязанностях.
Беседа "Законы, по которым мы живем".
Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Конституция"; расширять их знания о правах и обязанностях ребенка.
Чтение сказок Ю.Олеши "Три толстяка", Д. Родари "Приключения Чиполлино".
Цель.
Побеседовать с детьми о справедливости сказочного государства.
Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.
Цель. Расширять знания детей о Новогодних символах, о Новогодних обычаях.
Оформление группы к празднику.
Цель. Вызвать желание всем вместе украсить группу, трудиться сообща.
6.Праздник " Здравствуй, здравствуй Новый год!".
Цель. Вызвать у детей желание праздновать всем вместе, создать радостное настроение.
Проведение конкурса " Новогоднее чудо".
Цель. Воспитывать у родителей и детей желание придумывать новогодние игрушки и делать их вместе.
ЯНВАРЬ
Занятие "Школа светофора".
Цель. Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Фольклорный досуг "Хадзаронта".
Цель. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси и Осетии; воспитывать интерес к национальным традициям русского и осетинскогонарода.
Беседа "Березка-символ России", Барс- символ Осетии.
Цель. Воспитывать желание узнать больше о символике России и Осетии, выучить стихи и песни о березке. Прививать любовь к Родине.
Беседа "Народные промыслы".
Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке, прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества. Рассматривание декоративно-прикладное творчество осетин, элементы лепки, чеканки, роспись
6. Театрализованное представление "Зимушка -зима".
Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.
Выставка рисунков "Зимние праздники".
Цель. Вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и редставления.
Воспитывать любовь и уважение к национальным праздникам.
ФЕВРАЛЬ
Занятие "Наша армия".
Цель. Продолжать расширять представление детей о Российской армии; закреплять знания детей о военных профессиях; прививать уважение к людям этих профессий.
2.Спортивнное мероприятие "Папа мама я – спортивная семья".
Цель. Воспитывать у детей чувство гордости, развивать силу, выносливость, внимание.
Занятие "Моя родословная".
Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей
родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.
4. мини-проект "Защитники Родины".
Цель. Познакомить детей с разными видами войск, о людях прославивших нашу страну.
Изготовление подарков папам и дедушкам.
Цель.
Прививать внимательное, заботливое отношение к близким людям.
Фотовыставка "Защитники Родины -наши деды и отцы".
Цель. Прививать желание больше узнавать о своих родных людях.
МАРТ
Занятие "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны".
Цель. Воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, стремление помогать ей.
Изготовление подарков для мам, бабушек.
Цель. Прививать желание дарить родным людям подарки.
концерт "Мы поздравляем наших мам с 8 марта".
Цель. Воспитывать желание поздравить мам, бабушек и заботиться о них.
Выставка детских рисунков "Подарю рисунок маме". Цель. Прививать чувства любви к маме и заботы о ней.
АПРЕЛЬ
Занятие "Наши космонавты".
Цель. Продолжать знакомить детей с профессией космонавта (с просмотром видеофильма); познакомить детей с пословицами и поговорками об этой профессии; учить детей мечтать. Воспитывать уважение к этой опасной и трудной профессии.
Спортивное развлечение "Мы -космонавты".
Цель. Развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость.
Беседа "Наше государство - Российская Федерация".
Цель. Знакомить детей с различными городами России. Закреплять знания детей о государственных символах Российской Федерации; воспитывать любовь к своей Родине.
Беседа о школе, экскурсия в школу.
Цель. Расширять знания детей о школе; вызывать желание учиться в ней.
Занятие "Земля - наш общий дом".
Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.
МАЙ
Тематическое занятие, посвященное Дню Победы.
Цель. Продолжать знакомить детей с подвигами солдат во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства.
Экскурсия и возложение цветов к памятнику Вечному огню, памятнику П.Барбашова
Цель. Показать детям, что спустя много лет люди помнят о Великой Отечественной войне и чтят память погибших.
3. Социальная акция «Ветеран живет рядом».
Цель. Развивать эмоциональную отзывчивость, уважительное отношение к старшему поколению.
Участие детей и родителей в шествии бессмертного полка.
Цель. Формировать у детей патриотические чувства.
Беседа "Моя семья".
Цель. Продолжать формировать у детей представление о мире семьи; актуализировать эмоциональный опыт детей о семейных взаимоотношениях.
6.Занятие "Цветы".
Цель. Прививать интерес к жизни растений, бережное отношение к окружающей природе.
7.Выпускной бал "До свиданья, детский сад!".
Цель. Воспитывать у детей желание играть, веселиться вместе со своими сверстниками и родителями.