Просмотр содержимого документа
«Проект: "Патриотическое воспитание младших школьников в условиях школы-интерната"»
ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»
Дефектологический факультет
III Международный конкурс
студенческих научно-исследовательских проектов
«ПРИНИМАТЬ. ПОНИМАТЬ. ПОМОГАТЬ»
Савенкова Елена Николаевна
ТЕМА ПРОЕКТА:
«Мой Курск – это трижды Россия».
Направление подготовки 44.04. 03 Специальное (дефектологическое)
Образование
Магистерская программа Олигофренопедагогика
2 курс, очная форма обучения
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Денисова Елена Николаевна
Курск 2016
Цели, научная и социальная значимость исследовательского проекта.
Вопросы формирования патриотических чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях школы-интерната, очень актуальны на данном этапе развития нашего общества. Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, круглосуточное проживание в школе-интернате, обуславливают отличное от ровесников с «нормой» формирование патриотических чувств.
События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе на сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В настоящее время наблюдается утрата патриотического сознания, широкое распространение получили сепаратистские и националистические движения. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном, местном) острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – это первостепенная задача современной образовательной системы, представляющая собой важный компонент социального заказа для образования [3].
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» [2]
В разные годы развития отечественной педагогики вопросами патриотического воспитания занимались Ю.К. Бабанский, А.С.Барков Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.B. Даринский, Н.Е. Ковалёв и др.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», а также областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2012-2015 годы» необходима для создание эффективной системы патриотического воспитания нашей страны и родного края.
Патриотическое воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека, гражданина и патриота России, хорошо знающего собственную культуру, свои истоки; доброго и отзывчивого, бережно относящегося к миру, окружающего его; тактичного; ведущего здоровый образ жизни.
Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с интеллектуальными нарушениями, они с большим трудом усваивают нормы и правила поведения и общения, им требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, родине.
Особенности психического развития и деятельности этих детей (некритичность, внушаемость, безволие, подчиняемость, импульсивность, безынициативность, несамостоятельность, сниженная мотивация слабость внутренних побуждений), возрастные проявления, особенно в период полового развития, существенно снижают и ослабляют контрольные механизмы поведения, ограничивают альтернативные возможности принятия решений и выбора действий в различных обстоятельствах.
По мнению, В.В. Воронковой Г.М. Дульнева, Т.М. Лифановой, К.Г. Муратовой, Л.В. Петровой, Т.И. Пороцкой, З.В. Свиридовой, А.Н. Граборова, А.Ф. Гусева, М.Э. Валц и других, одним из важнейших средств для формирования патриотических чувств у детей с интеллектуальными нарушениями является краеведческий материал.
На наш взгляд, при знакомстве со своей местностью, с историей родины и её традициями, государственной символикой России и города Курска, осуществляется формирование нравственных и социальных качеств личности младших школьников с интеллектуальными нарушениями, а также коррекция познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы.
В настоящее время является важным разработать педагогические условия формирования нравственно-патриотических чувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.
Возникает противоречие между:
- важностью патриотического воспитания на современном этапе развития общества и отсутствием научно-методического оснащения процесса формирования патриотических чувств, у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Необходимость преодоления этого противоречия определила актуальность выбранной темы проекта: «Мой Курск – это трижды Россия».
Выше изложенное позволяет сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия, способствующие формированию нравственно-патриотических чувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями?
Методологические характеристики исследовательского проекта:
Целью проекта является определение педагогических условий для формирования патриотических чувств младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната.
Объект – процесс формирования патриотических чувств, младших школьников, с интеллектуальными нарушениями.
Предмет – педагогические условия формирования патриотических чувств младших школьников с интеллектуальными нарушениями при работе с краеведческим материалом и историческими событиями родины.
Гипотезу исследовательского проекта составило то, что для эффективного формирования патриотических чувств у детей с интеллектуальными нарушениями необходимо проводить работу с младшего школьного возраста на основе использования краеведческого материала, государственной символики, исторических событий родины.
- процесс воспитания будет опираться на знания о своем крае;
- разработана программа «Мой Курск – это трижды Россия» и определены условия ее реализации, материалы которой будут соответствовать возрастным и познавательным возможностям младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Нами были определены следующие задачи:
- изучить проблему формирования патриотических чувств младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
- выявить особенности формирования патриотических чувств младших школьников с интеллектуальными нарушениями на основе использования краеведческого материала;
- определить уровень сформированности краеведческих представлений и знаний у обучающихся младших классов с интеллектуальными нарушениями;
- разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс программу «Мой Курск – это трижды Россия», способствующей формированию патриотических чувств у младших воспитанников с интеллектуальными нарушениями школы-интерната.
Методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы, медико-педагогической документации;
-эмпирические: анкетирование, педагогическое наблюдение, констатирующий, обучающий эксперименты, методы математической обработки данных.
Предполагаемые результаты:
- программа патриотического воспитания на основе использования краеведческого материала для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для младших школьников с интеллектуальными нарушениями;
- при получении положительных результатов в ходе экспериментального внедрения программы «Мой Курск – это трижды Россия», она может быть использована впоследствии в рамках реализации стандартов ФГОС для детей с умственной отсталостью;
- статьи в научных журналах;
- выступления на научно-практических конференциях различного уровня.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (2015-2015гг.)– аналитико-поисковый.
Основная задача – изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, изучение и анализ опыта работы учителей и воспитателей специальной (коррекционной) школы. Для этого необходимо:
изучить проблему формирования нравственно-патриотических качеств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями на основе использования краеведческого материала в теории и практике специального образования;
выявить противоречия и нерешенные задачи, определить подходы, исходные принципы и основные направления исследовательского поиска;
разработать программу патриотического воспитания на основе использования краеведческого материала и исторических событий родины, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями, «Мой Курск – это трижды Россия», ориентированную на формирование патриотических чувств младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Второй этап (сентябрь 2015г. - ноябрь 2015 г.) – преобразующий.
Основная задача – реализовать внедрение программы в процесс формирования патриотических чувств у школьников с интеллектуальными нарушениями на основе использования краеведческого материала. Для этого необходимо: обеспечить условия для реализации опытно-экспериментальной работы.
Итоговый (май 2016 г. – июнь 2016 г.).
Основная задача — подвести итоги реализации проекта за весь период, обобщить его результаты.Для этого необходимо:
- провести научно-педагогический анализ и обработку результатов формирующего эксперимента;
- сформулировать основные выводы и результаты исследования;
- оценить эффективность программы и её практическую значимость.
Современное состояние исследований и разработок в области представляемой проблемы
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – это первостепенная задача современной образовательной системы, представляющая собой важный компонент социального заказа для образования. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал, на основе которой сформулирована высшая цель воспитательного процесса в образовательных учреждениях нашего государства – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны».
Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране сегодня решаются в ходе реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», а также в рамках областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2012-2015 годы».
В настоящее время вопросам духовно-нравственного воспитания уделяют внимание Коротаева Е.В., Лагутова С.В., Метлик И.В., Новиков В.А., Сергеева Е., Сухова Т.М., Циулина М.В., Шарманова Т.В Банников В.Н., Витовцева М.С., Губанова Е.В., Дождикова Н.И., Евтушенко И.И., Игнатьева Е.Е.,. и другие.
Имеется небольшое количество современных исследований, касающихся вопросов духовно-нравственного воспитания, в частности патриотического воспитания, детей с ЗПР. Авторами данных исследований являются: Коняева Н.П., Ларионова С.О., Никандрова Т.С. и другие.
В своих исследованиях авторы раскрывают проблему духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных организациях. На наш взгляд, перечисленные исследования, нельзя использовать в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, так как они не учитывают особенности развития данной категории обучающихся.
Таким образом, в настоящее время недостаточно разработано научно-методическое оснащение процесса формирования патриотических чувств, ориентированное на детей с интеллектуальными нарушениями. Поэтому особую актуальность приобретают разработка, создание и внедрение программы, учитывающей общие закономерности и особенности развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Научная новизна и практическая значимость предлагаемых решений.
Научная новизна исследовательского проекта определяется:
– выявлением уровней сформированности патриотических чувств, представлений и знаний у младших школьников с интеллектуальными нарушениями (высокий, низкий, средний);
– получением новых сведений об особенностях формирования патриотических чувств у учащихся с интеллектуальными нарушениями на основе использования краеведческого материала;
– разработкой программы для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями, использование которой будет способствовать формированию патриотических чувств детей интеллектуальными нарушениями.
В 2015-2016 учебном году на базе ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» нами была проведена опытно-экспериментальная работа с 5 мальчиками и 5 девочками (9 и 10 лет) учениками 4 класса. Перед нами стояла задача:изучение состояния краеведческих знаний и представлений у воспитанников 4 класса и необходимостивыявить сформированность элементарных представлений о родном крае, о героях и важнейших событиях в жизни Курской области, малой Родины, о Государственной символике и т.д. у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Нами была разработана экспериментальная методика, представляющая собой пять серий вопросов (всего 15 вопросов), направленных на изучение сведений о месте рождения ученика, его родственниках, а также краеведческие знания и представления. Вопросы были составлены с учетом программного содержания изучаемых в 4 классе специальной (коррекционной) школы общеобразовательных предметов и внеурочных мероприятий. Для некоторых вопросов нами был использован наглядный материал.
К краеведческому материалу, использованному в эксперименте, предъявлялись следующие требования:
1. Содержание предъявляемого материала должно соответствовать возрастным особенностям младших школьников, быть ярким, красочным, интересным и узнаваемым.
2. Историко-культурные сведения, а также памятники, достопримечательности, знания о семье, природе своего края, на основе которых проводилось исследование, должны быть знакомы детям, так как должна быть опора на имеющиеся у младших школьников знания о родном крае.
3. В ходе проведения эксперимента, в случае необходимости, испытуемым представлялась помощь в виде дополнительных разъяснений.
Все полученные в ходе испытания результаты подверглись количественному и качественному анализу. При проведении количественного анализа результатов констатирующего эксперимента мы использовали от 0 до 2 баллов. Баллы присваивались за каждое задание в отдельности и выставлялись в зависимости от правильности выполнения учащимися задания и от степени оказываемой экспериментатором помощи. Критерии выставления тех или иных баллов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии выставления баллов за выполнение учащимися заданий
0
1
2
нет ответа на вопрос;
ответ не получен в результате оказываемой экспериментатором помощи
ответ неполный, ошибочный;
ответ получен в результате минимальной помощи экспериментатора
ответ полный;
ответ получен без оказываемой экспериментатором помощи
После подсчёта баллов, были выделены III уровня сформированности краеведческих представлений и знаний у учащихся 4 класса. Критерии выделения уровней представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерии выделения уровней сформированности краеведческих представлений и знаний у учащихся 4 класса
высокий
средний
низкий
от 47 до 54 балла.
от 25 до 46 баллов.
от 1 до 24 баллов
По результатам, полученным в ходе констатирующего эксперимента, нами были выделены уровни сформированности краеведческих представлений и знаний у школьников с интеллектуальными нарушениями: высокий, средний, низкий. Уровни сформированности краеведческих представлений знаний у учащихся 4 класса отражены на рисунке 1.
Рисунок 1
Уровни сформированности краеведческих представлений и знаний у учащихся 4 класса
Задание №1. Игра «Третий лишний». В каждом ряду есть одно лишнее слово. Определите, какое и вычеркните его.
А) Какое слово не является названием реки?
1) Сейм, 2) Тускарь, 3) бассейн.
Б) Какое слово не является названием города?
1) Москва, 2) Курск, 3) Цветово.
В) Название какого города не имеет отношения к Курской области?
1) Цветово 2) Курск 3) Москва.
За каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.
№
Список детей
А)
Б)
В)
Баллы
всего
1
Кристина Ш.
1
1
0
2
2
Наташа С.
0
0
0
0
3
Марина П.
0
0
0
0
4
Антон Б.
1
1
0
0
5
Сергей Л.
1
0
1
2
6
Дмитрий.Д.
1
0
1
2
7
Вася Р.
0
1
0
1
8
Коля П.
0
1
0
1
9
Никита М
1
1
1
3
10
Вика К.
0
1
0
1
Максимальное количество баллов (3) - 1 ученик, (2) балла набрали – 3 воспитанника 4 класса, (1) балл набрали – 3 воспитанника, (0) баллов – 3 детей. Воспитанники 4 класса отвечали на вопросы только с наводящими вопросами и подсказками, путались, не могли выделить какое слово лишнее без подсказки.
Задание №2. Выбери и подчеркни один правильный вариант ответа:
А) Центральная (главная) улица города Курска: Ленина, Лесная, Утренняя.
Б) Река, на которой основан наш город Курск: Кура, Волга, Нева.
За каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов – 2.
На вопрос А) ответил правильно 1 воспитанник (Антон Б.) улица «Ленина», «Лесная» назвали 4 ученика 4 класса, «не знаю» - 4 , 1 воспитанник ответил «Утренняя».
На вопрос Б) ответов верных от детей не прозвучало: «Волга» 30%, «не знаю» 70%.
Задание № 3. Нарисуй «Древо семьи» и коротко напиши о каждом члене своей семьи (Ф.И.О. отца, матери, где работают, когда день рождения, любимый праздник вашей семьи) – 10 баллов.
Вторая серия заданий представляла собой письменное анкетирование. Анкета содержит конкретные вопросы, которые требуют четких и однозначных ответов. Вопросы подобраны по следующим критериям: доступность, логичность, краткость, конкретность; вопросы не содержали подсказку в формулировке и ориентировались на ближайшее окружение учеников и элементарные знаний о родном крае.
Анкета№1:
1. Как называется наша деревня, где мы живём? - 1 балл.
2. Как называется наш город? - 1 балл.
3. Кому в нашем деревне стоит памятник? Укажи название. - 1 балл.
5. Как называется главная улица города Курска? - 1 балл.
6. Какие здания в городе ты можешь называть?- 1 балл.
7. Как называется область, в которой ты живешь? - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 7. На выполнение данного вида задания отводилось 15 минут.
В серии вопросов анкеты №1 максимальное количество баллов (7) набрали 2 воспитанника 4 класса (Никита М. 9 лет и Антон Б. 9 лет), среднее количество баллов показали 3 воспитанника 4 класса (Саша Б. 10 лет, Кристина Ш. 10 лет, Сергей Л. 9 лет), низкое количество баллов показали 3 воспитанника (Наташа С. 9 лет, Вася Р. 9 лет, Марина П. 10 лет),
В третьей серии заданий нужно было перечислить общественные объекты и подписать названия известных зданий и памятников архитектуры города Курска. Как было выяснено в беседе, все ученики, принимавшие участие в эксперименте, были на экскурсии к этим достопримечательностям.
Как свидетельствуют результаты, правильно на все вопросы анкеты никто из детей не ответил. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что учащиеся не обладают достаточными знаниями и представлениями в данной области.
Остановимся на некоторых, характерных для всей выборки, особенностях ответов детей. Результаты, полученные при анализе ответов на вопросы, свидетельствуют о том, что учащиеся 4 класса затрудняются назвать место своего рождения (60%).
При выполнении следующего задания мы пользовались наглядным материалом в виде фотоиллюстраций. Воспитанникам 4 класса было предложено рассмотреть фотографию и назвать изображённые достопримечательности нашего края: (1. «Драматический театр имени А.С. Пушкина». 2. «Коренная пустынь», 3. «Арка Победы («Триумфальная арка»), 4. «Знаменский Собор») Наиболее часто встречающиеся ответы: 1. «Церковь» (30%), правильно ответили 70%, подписав полное название – «Коренная пустынь», 3. Ответы детей: «Не знаю» 80%), правильных ответов нет. 3. Ответы: «Церковь» (20%), «Храм» (10%), «Не знаю» (50%), правильно ответили 20% детей, подписав полное название – «Знаменский Собор». 4. «Церковь» (20%), «Театр» (20%).
Результаты констатирующего эксперимента показали ошибочность, бедность знаний и представлений о своем крае. Низкий уровень краеведческих представлений у учащихся (60%) обусловлен слабостью познавательных интересов, медленным накоплением личного опыта, недостаточностью мыслительных операций младших школьников с нарушениями интеллектуального развития.
Типичная ошибка в ответах – уподобление понятий; неправомерный перенос имеющихся знаний в области географии России, её растительного и животного мира, исторического прошлого, культурного наследия на соответствующие представления о родном крае, что свидетельствует о недостаточной дифференцированности краеведческих знаний и представлений.
Таким образом, анализ ответов, учащихся 4 класса выявил, что их краеведческие знания являются фрагментарными, непрочными и неглубокими, что, на наш взгляд, затрудняет процесс формирования патриотических чувств у детей с интеллектуальными нарушениями.
Практическая значимость:
Разработанная нами программа «Мой Курск – это трижды Россия» может быть использована педагогами образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с интеллектуальными нарушениями.
Цель и задачи Программы «Мой Курск – это трижды Россия»
Цель: приобщение младших школьников с интеллектуальными нарушениями к базовым национальным ценностям российского общества,
развитие системы патриотического воспитания, направленной на формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу у младших школьников в условиях школы-интерната.
Задачи:
- формирование основ российской гражданской идентичности – усвоенного, осознанного и принимаемого самим обучающимся образа себя как гражданина России;
- формирования начальной системы краеведческих знаний;
- получение и расширение знаний обучающихся, воспитанников о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.;
- формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие гордости за свою страну, её выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, спорта, культуры;
- привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации, исторических святынь Отечества;
- воспитание у обучающихся, воспитанников интернациональных чувств;
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру и людям.
Предполагаемые результаты
Осуществление настоящей программы позволит:
- Продолжить работу над формированием системы патриотического воспитания в школе-интернате;
- Сформировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
- Отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности;
- Сформировать такие ценности как: семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие;
- Привить уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям;
- Заполнить свободное время ребёнка социально значимыми, интересными делами.
Модель личности выпускника с интеллектуальными нарушениями первой ступени – 1-4 классы:
• Ребенок добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, свой город, Родину, Россию; понимающий значения слов «Родина», «Отчизна», «родная земля», «многонациональная страна», «малая Родина», «родной край», «Родина-мать».
• Ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки.
• Ребенок, приученный к жизни в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.
• Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Критерии и показатели сформированности нравственно - патриотических качеств младшего школьника с интеллектуальными нарушениями.
Критерии
Основные показатели воспитанности патриотизма
Признаки и уровни формирующихся качеств.
Патриотическое сознание
Когнитивный
1. Сформированность основных понятий «родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение Отечеству», символы России, РФ и др.
3 – знает и может объяснить все основные понятия;
2 – объясняет понятия не полностью;
1 – в объяснении понятий допускает ошибки.
Мировоззренческо-ценностный
2. Сформированность патриотических чувств: любовь к родине, гордость за свою страну и др., сопереживает и испытывает гордость за свой семью, класс, школу.
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим, знает героев и великих людей, сопереживает историческим событиям;
2 – знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших, проявляет интерес и сопереживание к историческим событиям, людям;
1 – не интересуется историей страны, нет эмоциональной взаимосвязи с основными понятиями.
Мотивационно-потребностный
3. Сформированность чувства любви к своей малой родине
3 – знает теорию и культуру родного края, уважительно и с любовью отзывается о ней; любит и бережет природу, уважительно относится к людям;
2 – интересуется историей и культурой родного края, любит природу, участвует в деятельности по ее охране под руководством учителя, приветлив с окружающими людьми;
1 – не проявляет особого интереса к истории и культуре родного края, не бережет природу, бывает, неуважителен к своим сверстникам, взрослым.
Деятельность
Деятельностно-поведенческий
4. Инициативность
3 – участвует в делах при организации и поддержке учителя, проявляет инициативу при организации дел;
2 – участвует в организованных другими делах;
1 – неохотно принимает участие в делах.
5. Забота о своей школе-интернате
3 – активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;
2 – участвует в делах класса и школы;
1 – в делах класса участвует при побуждении.
Перспективы исследования:
Полученные в ходе реализации исследовательского проекта результаты были заслушаны на VII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Р.Е. Левиной «Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии» в 2015 году в г. Курске на Межрегиональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь» в 2015 г. в г. Курске на VIII Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р.Е. Левиной. Встреча поколений… (февральские чтения) в 2016 г. в г. Курске.
Результаты исследования стали содержанием 4 научных публикаций.
В настоящее время происходит внедрение программы по формированию нравственно - патриотических чувств у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната на основе использования краеведческого материала, исторических событий родины и государственной символики РФ и родного края.
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: «Айрис - пресс», 2002.
1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под редакцией В. В. Воронковой. – Москва: «Школа-Пресс», 1994. 25
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы» Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2013.
4. Коняева Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. – М., «Владос», 2012.
5. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Разработка специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Вестник практической психологии образования. – январь-март 2011 – №1 (26) – С. 22-29.
6. Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан в Курской области на 2010 - 2015 годы» Постановление Администрации Курской области от 28 октября 2011 г. N 544-па.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» – С. 27-28, 42-43.
Приложение №1
Задание №1.
Игра «Третий лишний».
В каждом ряду есть одно лишнее слово. Определите, какое и вычеркните его.
А) Какое слово не является названием реки?
1) Сейм,
2) Тускарь,
3) бассейн.
Б) Какое слово не является названием города?
1) Москва,
2) Курск,
3) Цветово.
В) Название какого города не имеет отношения к Курской области?
1) Цветово
2) Курск
3) Москва.
За каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов - 3.
Максимальное количество баллов (3) - 1 ученик, (2) балла набрали – 3 воспитанника 4 класса, (1) балл набрали – 3 воспитанника, (0) баллов – 3 детей. Воспитанники 4 класса отвечали на вопросы только с наводящими вопросами и подсказками, путались, не могли выделить какое слово лишнее без подсказки.
Задание №2. Выбери и подчеркни один правильный вариант ответа:
А) Центральная (главная) улица города Курска: Ленина, Лесная, Утренняя.
Б) Река, на которой основан наш город Курск: Кура, Волга, Нева.
За каждый правильный ответ - 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов. Максимальное количество баллов – 2.
Задание № 3. Нарисуй «Древо семьи» и коротко напиши о каждом члене своей семьи (Ф.И.О. отца, матери, где работают, когда день рождения, любимый праздник вашей семьи) – 10 баллов.
Анкета№1
1. Как называется наша деревня, где мы живём? - 1 балл.
2. Как называется наш город? - 1 балл.
3. Кому в нашем деревне стоит памятник? Укажи название. - 1 балл.
5. Как называется главная улица города Курска? - 1 балл.
6. Какие здания в городе ты можешь называть? - 1 балл.
7. Как называется область, в которой ты живешь? - 1 балл.
Максимальное количество баллов - 7. На выполнение данного вида задания отводится 15 минут.
Для выявления уровня патриотизма у младших школьников с интеллектуальными нарушениями мы составили анкету – тест
1. Назовите страну, в которой мы живём?
а) Россия;
б) Москва.
2. Назовите город, который является столицей нашей страны?
а) Москва;
б) Курск.
3. Назовите фамилия, имя, отчество президента Российской Федерации?
а) Путин Владимир Владимирович;
б) Медведев Дмитрий Анатольевич.
4. Что такое малая Родина?
а) Россия
б) то место, где ты родился и вырос.
5. Как называется город, в котором, ты живёшь?
а) Москва;
б) Курск.
6. Назовите то место, где ты учишься и живёшь сейчас?
а) Новопоселёновская школа-интернат, деревня Цветово;
б) Цветовская общеобразовательная школа
7. Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин?
а) учитель;
б) первый советский человек, полетевший в космос: лётчик-космонавт, герой Советского Союза;
8. Назовите день и год, когда Ю.А. Гагарин совершил полёт в космос?
а) 1954 году 10 марта;
б) 1961 году 12 апреля
9. Какой праздник мы отмечаем 12 апреля каждый год?
а) День космонавтики;
б) Новый год
10. Ты можешь назвать Юрий Алексеевич Гагарина патриотом нашей Родины?
а) да;
б) не знаю.
11. Что нужно делать тебе, чтобы быть похожим на Гагарина Юрия Алексеевича?
а) любить свою Родину;
б) хорошо учиться;
в) заниматься спортом;
г) трудолюбивым
д) добрым;
е) смелым;
ё) мужественным;
12. Кто такой патриот Родины?
а) обманщик, трус;
б) обижает младших, оскорбляет старших
в) любит свою страну и бережно относится к родной природе;
г) гордится и помнит о героях войны, совершивших подвиги во имя свободы и жизни нашей Родины, всех народов;
13. Отметь, что ты ценишь в своих друзьях?
а) готовность помочь тебе в трудную минуту, смелость;
б) честность, порядочность, доброту;
в) трусость
14. Напиши сочинение - эссе на тему: «Мой любимый герой – космонавт Ю.А.Гагарин»