Просмотр содержимого документа
«Проект патриотического воспитания "Юнные патриоты"»
Проект
по нравственно- патриотическому воспитаниюдля детей старшего дошкольного возраста «Маленькие патриоты»
(долгосрочный)
Подготовил
Воспитатель
Бешкурова А.О.
г. Ессентуки
2022-2023г
Аннотация
Долгосрочный проект (1 год) «С чего начинается Родина» раскрывает систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по вопросу формирования нравственных ценностей (по отношению к родному дому, семье, детскому саду, своей стране).
Проект реализуется в три этапа:
Iэтап организационный – изучение проблемы, создание условий;
II этап практический – внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов работы по расширению знаний дошкольников о своей Родине;
III этап обобщающий- обработка результатов по реализации проекта.
В проекте предусмотрена работа с родителями, как полноправными партнерами образовательного процесса. Данная методическая разработка носит практический характер и будет интересна воспитателям дошкольных учреждений.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
ПОЯСНИТЕЬНАЯ ЗАПИСКА
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , поселку, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.
Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, поселку, стране.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку через все виды детской деятельности;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Тип проекта: тематический.
Срок проекта: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей: -Семья - Детский сад - Родная улица, район - Родной поселок, село - Страна, ее столица, символика - Права и обязанности (Конституция) - Права ребенка(конвенция)
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Формы работы:
с детьми:
беседы, занятия, рассматривание семейных альбомов, иллюстраций, выставки детских работ по проекту в ДОУ, заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью, творческая речевая деятельность, утренники, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту; сочинение рассказов и о семье.
с родителями:
беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта анкетирование;
План проведения мероприятий по проекту « Воспитываем патриотов»
Сентябрь
«Моя семья»
1. Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
2. Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».
3 .Рисование на тему «Я и моя семья».
4 .Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.
5.Работа с родителями: изготовление генеалогического древа семьи .
Октябрь
«Я люблю свой детский сад и поселок, где я живу».
1. Прогулка «Мой детский сад»
2. «Наши добрые дела» (сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории).
3. Составление коллективного рассказа детьми о родном поселке.
2. «Государственная символика России» (прослушивание гимна России, раскрашивание нарисованного флага)
3.Беседа « Край ты мой, мордовский»
4.Рисование «Национальный костюм»
5. Работа с родителями: родительское собрание «Воспитываем патриотов»
Декабрь
« Москва –главный город нашей Родины»
1. Экскурсия по Красной площади (по иллюстрациям)
2. Заучивание стихотворений о Москве.
3. Аппликация «Башня московского Кремля»
4. Работа с родителями: консультация « Зимние забавы на каникулах»
Январь
« Богатыри славной Руси»
1.Рассматривание картины « Богатыри» В. Васнецова.Составление рассказа по картине.
2.Слушание в записи былин об Илье Муромце, Микуле Селяновиче, Никите Кожемяке. Беседа « О характере богатырей Руси».
3.Лепка « Конь богатыря»
4. Объяснение смысла пословиц о храбрости и героизме.
5.Консультация для родителей « Воспитание трудом»
Февраль
« День защитника Отечества»
1 беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »
2 рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»
3 подвижная игра «Защита границы»
4 ручной труд : «Танк»(подарок папе)
5. Работа с родителями: спортивный праздник «Я и мой папа».
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
1 беседа на тему «Мама ,нет на свете дороже тебя»
2 составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»
3 рисование «Портрет моей мамы»
4 Заучивание пословиц о маме
5 .Продуктивная деятельность «Подарок маме»
Апрель
«Краса ненаглядная»
1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»
2 .Рисование «Золотая хохлома»
3. Аппликация «Гжельская роза»
4. Лепка дымковской игрушки «Индюк»
5.Консультация для родителей « Народное искусство и детское творчество»
Май
«Этот день Победы»
1. Беседа на тему «Дети-герои»
2. Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»
3. Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне
4.Конкурс чтецов « Этих дней не смолкнет слава»
5.Возложение цветов к мемориалу «Героям –интернационалистам»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.
Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.
Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».
Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.
Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.