Проект "Неделя логопедии" разработан с целью развития речевой активности детей, обогащения и активизации словарного запаса, совершенствования грамматического строя речи в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а также сотрудничества с семьей по вопросам речевого развития дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Участники проекта: дети 5-7 лет (воспитанники старшей и
подготовительной комбинированных групп), педагоги, родители
воспитанников.
Тула, 2023
Актуальность.
В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребенок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать.
Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста в условиях ДОО.
Участники:дети старшей и подготовительной комбинированных групп, имеющие речевые нарушения, педагоги, родители, специалисты.
Основными целями проекта стало развитие речевой активности детей, обогащение и активизация словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а также сотрудничество с семьей по вопросам речевого развития дошкольников.
Задачи:
способствовать познавательно-речевой активности детей;
создать специально организованную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
развивать у детей навыки звукового анализа;
упражнять детей в правильном произношении звуков, используя скороговорки, насыщенные закрепляемым звуком;
развивать связную речь и совершенствовать общее звучание речи (темп, ритм, дикцию, интонационную выразительность);
развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание;
познакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду;
вовлекать педагогов и родителей в коррекционно-развивающий процесс.
вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм.
Организация деятельности участников – подгрупповая, групповая.
Образовательнаяобласть: речевое развитие.
Формы работы в рамках проекта
Анализ научной и методической литературы. Разработка плана работы с детьми, родителями, педагогами. Подборка игр и упражнений с описанием проведения. Организация предметно – развивающей среды.
Взаимодействие с родителями:
консультации для родителей;
памятки и буклеты для родителей;
привлечение родителей к изготовлению поделок вместе с детьми;
организационно – подготовительный (с 7 ноября по 10 ноября 2023 года); обозначение темы проекта, определение цели и основных задач, разработка плана мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности;
основной (с 13 ноября по 16 ноября 2023 года); проведение мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности, в соответствии с планом;
итоговый (17 ноября 2023); подведение итогов мероприятий, вручение грамот и призов.
Методы и приемы, используемые при реализации недели логопедии:
упражнения, игры и моделирование;
наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания, способа действия.
Научно-методическое обеспечение:
Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. -М.:АСТ-Пресс,1996.
Коноваленко С.В, Коноваленко В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.-М.: Гном и Д, 2005.
Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
Смирнова, Л.Н. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.
Светлова, И. Домашний логопед : эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению / И. Светлова. –М. : ЭКСМО, 2002.
Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду.- Ярославль, Академия развития,2008.
Цуканова С.П, Бетц Л.Л. Речевые праздники и развлечения в детском саду.-М.: Гном и Д, 2010.
Материально-техническое обеспечение:
дидактические игры и пособия;
мультимедийное оборудование (проектор и экран).
Предполагаемые результаты совместной деятельности:
возрастет заинтересованность и степень участия родителей в вопросах воспитания правильной речи детей в условиях семейного воспитания; повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей; возрастет речевая активность детей при совместной
работе с родителями;
сформируется творческие способности детей и родителей в совместной деятельности; повысится степень удовлетворенности родителей работой учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Тематическое планирование по реализации недели логопедии
№
День недели, число
Мероприятия
Участники
1
Понедельник,
13 ноября
Открытие «Недели логопедии»
День артикуляционной и дыхательной гимнастики
Групповое занятие с использованием ИКТ «Артикуляционные сказки»
Демонстрация тренажера для дыхательной гимнастики, изготовленного своими руками
Учитель-логопед, дети, воспитатели
Учитель-логопед, дети, родители, воспитатели
2
Вторник,
14 ноября
День мелкой моторики
Логопедическое развлечение «Наши руки не для скуки»
Кинезиологические упражнения «Зарядка для мозга»
Демонстрация пособия для развития мелкой моторики, изготовленного своими руками.