kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективность работы школьной библиотеки по приобщению культуры чтения и навыков поиска информации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читайте сами, читайте с нами, читайте с родными, читайте с друзьями! - это девиз нашей библиотеки.Начало формы

Конец формы

    Доказано, что чтение хорошей литературы, в отличие от других средств информации, стимулирует работу сознания. И, наоборот, если человек прекращает читать настоящую литературу, он перестает нормально мыслить.

    Основные функции школьной библиотеки - информационная, образовательная и культурная.Содержание:          

Библиотека оснащена современным материально-техническим оборудованием, соответствующим стандартам общеобразовательного учреждения. Мы имеем хорошую материально-техническая базу: абонемент, читальный зал, книгохранилище. Библиотека оснащена компьютерами,  компьютеры подключены  к сети ИНТЕРНЕТ, 2 принтера, сканер, ксерокс.

Общий объём фонда   24979- экземпляров.

Объём учебного фонда  10671- экземпляров.

Сегодня  библиотека предлагает читателям  тома  Энциклопедия для детей «Я познаю мир», «Большая российская энциклопедия»,  серии книг энциклопедического характера, энциклопедические словари и справочники.

Ученики школы обеспечены:

 учебной литературой на 100%;

Услугами школьной библиотеки пользуются 90 % учащихся, посещают библиотеку один раз в неделю 28%,  чаще - 19% и по мере необходимости -53 %.

Целью посещения библиотеки читатели видят:

·        20 % - в расширении кругозора;

·        19 % -в чтении для удовольствия;

·        61% -в деловом чтении, при подготовке рефератов, докладов и другой учебной деятельности.

В среднем в день библиотека обслуживает до 40 читателей, из них 35 - учащиеся  школы, 5 - работники школы, родители; средняя книговыдача составляет 60 экземпляров в день.

Главная функция школьной библиотеки - информационно-библиотечное обслуживание читателей, результатом которого является уровень удовлетворения информационных запросов читателей, степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.

Уровень удовлетворения читательских запросов характеризуется количеством отказов на них.

Изменение числа отказов за последние три года:

2012 г. -  7 количество отказов за неделю

2013 г. - 5 количество отказов за неделю

2014 г. - 3 количество отказов за неделю

    Другим результатом, характеризующим состояние информационно-библиотечного обслуживания, является стандартный показатель - посещаемость школьной библиотеки, характеризующий степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.

Изменение числа посещений:

2013 г. - посещаемость 35 чел/ день;

2014 г. - посещаемость 37чел/день;

Как видно с каждым годом число посещений увеличивается. Это связано в большей степени с подключением Интернета. Читатели не игнорируют школьную библиотеку, обращаются в случае необходимости за информацией. Но в последнее время, не наблюдается рост интереса к библиотеке, в общем, и читательской активности, потребности в информировании в частности. Сказывается не соответствие фондов современным требованиям, предъявляемым библиотекам, значительное уменьшение числа названий отраслевой литературы, наличие морально устаревшей и ветхой книгопечатной продукции.

Не будем обольщаться. При нулевом поступлении, при книжном фонде, комплектованном в 80-е, 90-е годы прошлого века. О чем можно говорить, но говорим.

    В работе школьной библиотеки применяются разнообразные  формы обслуживания: обслуживание в режиме абонемента и читального зала, выставки, обзоры, консультации и т.д. Некоторые школьные библиотеки перестали использовать такую форму работы, как книжная выставка. У нас же эта работа поставлена не плохо. Мы стараемся отмечать не только знаменательные даты или юбилеи, но и работаем как календарь знаменательных, памятных и праздничных дат.

Это оправдано, но в современных условиях необходимо активно использовать инновационные процессы, активными инновационными процессами в системе образования, необходимы новые, прогрессивные формы обслуживания, позволяющие представлять пользователю полную, объективную, достоверную информацию.

Мы долго думали как еще мы можем продвинуть нашу работу, чтобы привлечь внимание наших читателей. Все выставки, которые мы планируем на неделю вписываем в еженедельный план работы школы. Как еще прорекламировать библиотеку и книги? в этом нам помогают постеры - на мой взгляд, самый оптимальный вариант в этом направлении. Как вы заметили. в последнее время на первом экране в холле начали появляться постеры.  На них мы помещаем какую-то информацию, используем какие-то картинки, зазывалки, чтобы привлечь читателя.

Что касается эффективности этого метода пропаганды, думаю, что не зря говорят «вода камень точит».  Раз за разом мелькающая то тут то там занимательная картинка призывающая больше читать, рано или поздно пробудит в голове мысль, что досуг можно провести не только перед телевизором или компьютерным монитором. С помощью подобных постеров читатели должны понять какую интересную и полезную информацию они получат, если посетят библиотеку.

Постеры сохраняются в сетевом Медиахранилище школы и его смогут использовать и в других школах.

  Сейчас готовим интересный (на мой взгляд) постер, пропагандирующий библиотеку со словами “Если Вы сомневаетесь, посетите школьную библиотеку”, суть которой – если нужен четкий ответ, библиотека является прекрасным местом для начала.

Подключение библиотеки к сети Интернета стала решать многие проблемы недостаточной укомплектованности фонд

К сожалению, недостаточно четко скоординирована работа школьной библиотеки и учителей - не всегда учитываются возможности школьной библиотеки, предлагая задания ученику. Хотя библиотекой и проводится работа по выявлению информационных запросов педагогов, администрации, но возможности по реализации этих запросов очень ограничены.

Библиотека общеобразовательного учреждения является необходимым инструментом образовательного процесса; она функционирует в повседневном взаимодействии с учащимися и административно - педагогическим коллективом школы. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели, предоставляет возможность использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя, содействует эмоциональному развитию учащихся.

Цель работы: создание оптимальных условий для повышения компетентности, развития творческой инициативы, самореализации педагогов и учащихся в условиях сетевого взаимодействия по формированию информационной грамотности школьников.

Для достижения цели мы поставили ряд задач:

  • Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных библиотечных  технологий в управление, обучение и воспитание.

·       Информационно-документальное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

·       Организация открытого доступа пользователей к различным источникам информации;

·       Обеспечение информационных потребностей педагогов;

·       Формирование основ информационной культуры учащихся;

    Традиционно в школе проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков в области библиотечно-библиографической грамотности и информационных знаний. И проводятся они не только школьной библиотекой, но и педагогами нашей школы и библиотекой семейного чтения. Библиотека семейного чтения имеет отличные помещения, материальную базу, фонды и они с радостью принимают наших учащихся. 

     Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений  в деятельности школы трактуются как общеучебные знания, умения и навыки. Они широко используются в учебном процессе.

     На формирования информационной культуры учащихся в определенной степени «работают» все учебные дисциплины, а не только библиотека.

  Библиотека выполняет свои специфические функции:

Ø     Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации из любых источников, включая Интернет, и доведения её до пользователя.

Ø     Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологии и педагогических инноваций.

Ø     Осуществление информационного, библиотечного и справочно-библиографического обслуживания пользователей.

Ø     Комплектование в соответствии с направлениями работы школы единого фонда различных документов для учащихся и педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях информации.

Ø     Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей, цифровых носителей информации и пр.)

Ø     Организация и ведение справочно-библиографического аппарата, включающего традиционные и электронные каталоги, картотеки, книжный справочный фонд, энциклопедические и справочные издания на CD-дисках, каталог аннотированных ссылок на ресурсы сети Интерне.

Ø     Осуществление посреднических  услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации

Ø     Организация обучения учащихся основам информационной культуры.

Ø     Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

Ø    Оказания помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видеопроектов, журналистских и пр.).

Библиотека видит одним из главных направлений своей деятельности

·       Создание банка информации и оказание помощи пользователям в получении информации.

·       Создание условий в получении информации, о новых средствах обучения. Предоставление возможности посмотреть и отобрать средства обучения.

·       Создание условий для чтения книг, периодической печати, прослушиванию видеозаписей, работы с компьютерными программами.

     Информационное обслуживание - обеспечение пользователей необходимой информацией.

     Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации при их выборе и использовании.

    Система информационно-библиотечного обслуживания это система обеспечения доступа пользователей библиотеки к собраниям, документам, электронным носителям информации, к телекоммуникационным сетям Интернет.

Ресурсы информационно-библиотечного обслуживания:

·        совокупный библиотечный фонд (книги, периодические издания, аудио- и видеодокументы, CD-ROM-диски) ;

·        справочно-библиографический аппарат (карточные, электронные каталоги, картотеки, справочные и библиографические издания);

·        ресурсы Интернет;

·        оборудование школьной библиотеки: компьютер, принтер, сканер, копировальный аппарат.

·        профессиональная компетентность сотрудника  библиотеки.

Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации,  возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости школьной библиотеки.

Мы очень радовались, когда у нас появился читальный зал. Конечно, работу читального зала мы видели немного в другом аспекте. Мы предполагали, что у нас будет работник читального зала, который будет заниматься информационной работой. И тогда  бы, вопрос о развитии у учащихся навыков поиска информации не стоял. Читальный зал пользуется популярностью. Там установлены 3 компьютера. Проводятся занятия учителями, психологами, логопедами, индивидуальные занятия с надомниками, с олимпиадниками, мы проводим  библиотечные занятия. Занятость его составляет 80%. Есть резерв и его надо использовать.

Результатом эффективной работы библиотеки по приобщению культуры чтения и информационно-библиотечного обслуживания является:

·       Обеспечение библиотеки необходимыми современными техническими средствами и  источниками информации на любых носителях.

·       Редактирование СБА  и АПУ и создание электронного каталога.

·       Комплектование справочной, художественной, научно-популярной, учебной литературой и, электронными носителями информации, периодическими изданиями.

·       Количество отказов на информационные запросы читателей.

·       Посещаемость школьной библиотеки.

Просмотр содержимого документа
«Эффективность работы школьной библиотеки по приобщению культуры чтения и навыков поиска информации »

Эффективность работы школьной библиотеки по приобщению культуры чтения и навыков поиска информации



Читайте сами, читайте с нами, читайте с родными, читайте с друзьями! - это девиз нашей библиотеки.Начало формы

Конец формы

    Доказано, что чтение хорошей литературы, в отличие от других средств информации, стимулирует работу сознания. И, наоборот, если человек прекращает читать настоящую литературу, он перестает нормально мыслить.

    Основные функции школьной библиотеки - информационная, образовательная и культурная.Содержание:          

Библиотека оснащена современным материально-техническим оборудованием, соответствующим стандартам общеобразовательного учреждения. Мы имеем хорошую материально-техническая базу: абонемент, читальный зал, книгохранилище. Библиотека оснащена компьютерами, компьютеры подключены к сети ИНТЕРНЕТ, 2 принтера, сканер, ксерокс.

Общий объём фонда  24979- экземпляров.

Объём учебного фонда 10671- экземпляров.

Сегодня  библиотека предлагает читателям  тома Энциклопедия для детей «Я познаю мир», «Большая российская энциклопедия»,  серии книг энциклопедического характера, энциклопедические словари и справочники.

Ученики школы обеспечены:

 учебной литературой на 100%;

Услугами школьной библиотеки пользуются 90 % учащихся, посещают библиотеку один раз в неделю 28%,  чаще - 19% и по мере необходимости -53 %.

Целью посещения библиотеки читатели видят:

  • 20 % - в расширении кругозора;

  • 19 % -в чтении для удовольствия;

  • 61% -в деловом чтении, при подготовке рефератов, докладов и другой учебной деятельности.

В среднем в день библиотека обслуживает до 40 читателей, из них 35 - учащиеся  школы, 5 - работники школы, родители; средняя книговыдача составляет 60 экземпляров в день.

Главная функция школьной библиотеки - информационно-библиотечное обслуживание читателей, результатом которого является уровень удовлетворения информационных запросов читателей, степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.

Уровень удовлетворения читательских запросов характеризуется количеством отказов на них.

Изменение числа отказов за последние три года:

2012 г. - 7 количество отказов за неделю

2013 г. - 5 количество отказов за неделю

2014 г. - 3 количество отказов за неделю

Другим результатом, характеризующим состояние информационно-библиотечного обслуживания, является стандартный показатель - посещаемость школьной библиотеки, характеризующий степень заинтересованности читателя в посещении школьной библиотеки.

Изменение числа посещений:

2013 г. - посещаемость 35 чел/ день;

2014 г. - посещаемость 37чел/день;

Как видно с каждым годом число посещений увеличивается. Это связано в большей степени с подключением Интернета. Читатели не игнорируют школьную библиотеку, обращаются в случае необходимости за информацией. Но в последнее время, не наблюдается рост интереса к библиотеке, в общем, и читательской активности, потребности в информировании в частности. Сказывается не соответствие фондов современным требованиям, предъявляемым библиотекам, значительное уменьшение числа названий отраслевой литературы, наличие морально устаревшей и ветхой книгопечатной продукции.

Не будем обольщаться. При нулевом поступлении, при книжном фонде, комплектованном в 80-е, 90-е годы прошлого века. О чем можно говорить, но говорим...

В работе школьной библиотеки применяются разнообразные  формы обслуживания: обслуживание в режиме абонемента и читального зала, выставки, обзоры, консультации и т.д. Некоторые школьные библиотеки перестали использовать такую форму работы, как книжная выставка. У нас же эта работа поставлена не плохо. Мы стараемся отмечать не только знаменательные даты или юбилеи, но и работаем как календарь знаменательных, памятных и праздничных дат.

Это оправдано, но в современных условиях необходимо активно использовать инновационные процессы, активными инновационными процессами в системе образования, необходимы новые, прогрессивные формы обслуживания, позволяющие представлять пользователю полную, объективную, достоверную информацию.

Мы долго думали как еще мы можем продвинуть нашу работу, чтобы привлечь внимание наших читателей. Все выставки, которые мы планируем на неделю вписываем в еженедельный план работы школы. Как еще прорекламировать библиотеку и книги? в этом нам помогают постеры - на мой взгляд, самый оптимальный вариант в этом направлении. Как вы заметили. в последнее время на первом экране в холле начали появляться постеры. На них мы помещаем какую-то информацию, используем какие-то картинки, зазывалки, чтобы привлечь читателя.

Что касается эффективности этого метода пропаганды, думаю, что не зря говорят «вода камень точит».  Раз за разом мелькающая то тут то там занимательная картинка призывающая больше читать, рано или поздно пробудит в голове мысль, что досуг можно провести не только перед телевизором или компьютерным монитором. С помощью подобных постеров читатели должны понять какую интересную и полезную информацию они получат, если посетят библиотеку.

Постеры сохраняются в сетевом Медиахранилище школы и его смогут использовать и в других школах.

 Сейчас готовим интересный (на мой взгляд) постер, пропагандирующий библиотеку со словами “Если Вы сомневаетесь, посетите школьную библиотеку”, суть которой – если нужен четкий ответ, библиотека является прекрасным местом для начала.

Подключение библиотеки к сети Интернета стала решать многие проблемы недостаточной укомплектованности фонда.

 

К сожалению, недостаточно четко скоординирована работа школьной библиотеки и учителей - не всегда учитываются возможности школьной библиотеки, предлагая задания ученику. Хотя библиотекой и проводится работа по выявлению информационных запросов педагогов, администрации, но возможности по реализации этих запросов очень ограничены.

Библиотека общеобразовательного учреждения является необходимым инструментом образовательного процесса; она функционирует в повседневном взаимодействии с учащимися и административно - педагогическим коллективом школы. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели, предоставляет возможность использования информации вне зависимости от её вида, формата и носителя, содействует эмоциональному развитию учащихся.

    



Цель работы: создание оптимальных условий для повышения компетентности, развития творческой инициативы, самореализации педагогов и учащихся в условиях сетевого взаимодействия по формированию информационной грамотности школьников.



Для достижения цели мы поставили ряд задач:

  • Повышение качества учебно-воспитательного процесса через внедрение современных библиотечных технологий в управление, обучение и воспитание.

  • Информационно-документальное обеспечение учебно-воспитательного процесса;

  • Организация открытого доступа пользователей к различным источникам информации;

  • Обеспечение информационных потребностей педагогов;

  • Формирование основ информационной культуры учащихся;

Традиционно в школе проводятся индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование знаний, умений и навыков в области библиотечно-библиографической грамотности и информационных знаний. И проводятся они не только школьной библиотекой, но и педагогами нашей школы и библиотекой семейного чтения. Библиотека семейного чтения имеет отличные помещения, материальную базу, фонды и они с радостью принимают наших учащихся.

  Значительная часть библиотечно-библиографических знаний и умений  в деятельности школы трактуются как общеучебные знания, умения и навыки. Они широко используются в учебном процессе.

На формирования информационной культуры учащихся в определенной степени «работают» все учебные дисциплины, а не только библиотека.

  Библиотека выполняет свои специфические функции:

Ø     Сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации из любых источников, включая Интернет, и доведения её до пользователя.

Ø     Выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров школы в области новых информационных технологии и педагогических инноваций.

Ø     Осуществление информационного, библиотечного и справочно-библиографического обслуживания пользователей.

Ø     Комплектование в соответствии с направлениями работы школы единого фонда различных документов для учащихся и педагогов на традиционных и нетрадиционных носителях информации.

Ø     Компьютерная каталогизация и обработка информационных средств (книг, видеоматериалов, магнитных записей, цифровых носителей информации и пр.)

Ø     Организация и ведение справочно-библиографического аппарата, включающего традиционные и электронные каталоги, картотеки, книжный справочный фонд, энциклопедические и справочные издания на CD-дисках, каталог аннотированных ссылок на ресурсы сети Интерне.

Ø     Осуществление посреднических  услуг по удовлетворению запросов пользователей по доставке информации

Ø     Организация обучения учащихся основам информационной культуры.

Ø     Организация обучения пользователей (педагогов, родителей, учеников) методике нахождения и получения информации из различных носителей.

Ø    Оказания помощи в деятельности учащихся и учителей в образовательных проектах (телекоммуникационных, видеопроектов, журналистских и пр.).

 

Библиотека видит одним из главных направлений своей деятельности

  • Создание банка информации и оказание помощи пользователям в получении информации.

  • Создание условий в получении информации, о новых средствах обучения. Предоставление возможности посмотреть и отобрать средства обучения.

  • Создание условий для чтения книг, периодической печати, прослушиванию видеозаписей, работы с компьютерными программами.


Информационное обслуживание - обеспечение пользователей необходимой информацией.

Обслуживание читателей - основная функция библиотеки, направленная на удовлетворение читательских потребностей в произведениях печати и других носителях информации при их выборе и использовании.

Система информационно-библиотечного обслуживания это система обеспечения доступа пользователей библиотеки к собраниям, документам, электронным носителям информации, к телекоммуникационным сетям Интернет.

Ресурсы информационно-библиотечного обслуживания:

  • совокупный библиотечный фонд (книги, периодические издания, аудио- и видеодокументы, CD-ROM-диски) ;

  • справочно-библиографический аппарат (карточные, электронные каталоги, картотеки, справочные и библиографические издания);

  • ресурсы Интернет;

  • оборудование школьной библиотеки: компьютер, принтер, сканер, копировальный аппарат.

  • профессиональная компетентность сотрудника библиотеки.

Обслуживание с применением информационных технологий, использование новых ресурсов, возможность получения сразу полнотекстовой информации,  возможность быстрой электронной доставки документов, внедрение новых интересных форм обслуживания, а также постоянно возрастающий интерес пользователей к компьютерной технике ведут к росту посещаемости школьной библиотеки.

Мы очень радовались, когда у нас появился читальный зал. Конечно, работу читального зала мы видели немного в другом аспекте. Мы предполагали, что у нас будет работник читального зала, который будет заниматься информационной работой. И тогда бы, вопрос о развитии у учащихся навыков поиска информации не стоял. Читальный зал пользуется популярностью. Там установлены 3 компьютера. Проводятся занятия учителями, психологами, логопедами, индивидуальные занятия с надомниками, с олимпиадниками, мы проводим библиотечные занятия. Занятость его составляет 80%. Есть резерв и его надо использовать.

 

Результатом эффективной работы библиотеки по приобщению культуры чтения и информационно-библиотечного обслуживания является:

  • Обеспечение библиотеки необходимыми современными техническими средствами и  источниками информации на любых носителях.

  • Редактирование СБА и АПУ и создание электронного каталога.

  • Комплектование справочной, художественной, научно-популярной, учебной литературой и, электронными носителями информации, периодическими изданиями.

  • Количество отказов на информационные запросы читателей.

  • Посещаемость школьной библиотеки.


 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Султанова Вера Валентиновна

Дата: 20.03.2015

Номер свидетельства: 189425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Календарно -тематическое планирование внеурочной деятельности "Азбука вежливости""
    ["seo_title"] => string(84) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniievnieurochnoidieiatielnostiazbukaviezhlivosti"
    ["file_id"] => string(6) "255819"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448006352"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства