Первые уроки нравственности (программа по нравственно - патриотическому воспитанию)
Первые уроки нравственности (программа по нравственно - патриотическому воспитанию)
Программа представлена в виде системы работы по по нравственно - патриотическому воспитанию.Предназначена дя работы с детьми дошкольного возраста с 2 до 7 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первые уроки нравственности (программа по нравственно - патриотическому воспитанию)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад Лесная сказка г. Десногорска
"Первые уроки нравственности"
программа
нравственно - патриотического
воспитания
срок реализации 5 лет
возраст детей 2 -7 лет.
разработчик:
Богатко Надежда. Михайловна
. воспитатель высшей категории
Десногорск 2016
Программа по нравственно – патриотическому воспитанию
детей дошкольного возраста
«Первые уроки нравственности»»
Пояснительная записка.
Срок реализации программы – 5 лет.
Программа составлена для детей дошкольного возраста: с 2 до 7 лет.
I.Актуальность.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и вовзаимоотношенияхмежду людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности низкой культуры выступило утрачивание патриотизма, как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности сейчас приобрела государственное значение.
Исходя из актуальности и злободневности данной темы возникла необходимость в разработке этой программы. Личная педагогическая позиция автора заключается в том, что духовно - нравственное и патриотическое воспитание следует начинать смладшего дошкольного возраста, включая самую разную тематику, в том числе и тематику экологической направленности, и культурные традиции, и ознакомлении с родным краем. Важно также помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания. Очень большую роль в нравственно – патриотическом воспитании играет и семья.
Программа включает целый комплекс задач.
Цель программы: Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи программы:
- помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, уважение к людям труда;
- формировать бережное отношение к родной природе ивсему живому;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- расширять представления о России, ее столице;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн) .
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой. Применение регионального подхода к обучению позволяет основательно усвоить детям основные цели нравственно-патриотического воспитания, вовлечь их в посильную поисковую, практическую деятельность.
Доступность.Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Целостность.Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современной проблемы нравственно-патриотического воспитания и служит одним из существенных условий интеграции знаний о нравственности и патриотизме.
Научность.Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края можно выделить социальные и педагогические идеи. Они тесно взаимосвязаны и вместе с тем имеют самостоятельное значение.
Системность.Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений нравственно-патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о нравственно-патриотических чувствах в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Стимулирование активности.Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома о своем городе, семье), укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности, не ограничиваясь знаниями, которые получают в детском саду.
III. Структура программы
Структура программы «Первые уроки нравственности
1 – я ступень
С 2 до 5 лет
2 – я ступень
С 5 до 7 лет
Задачи:
- формирование представлений о семье и семейных ценностях,о родственных связях;
- расширить представления детей о жизни в детском саду,и о людях, которые там работают;
- формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях Смоленской области, о городе Десногорске, Смоленской АЭС;
- воспитывать интерес к традициям и творчеству своего народа, чувство любви и гордости за свою родину;
- уточнить представления детей о России; о символах нашего государства – гербе, флаге, гимне;
- Закреплять знания о Москве, - столице нашей Родины.
Расширять знания детей о людях, прославивших нашу Родину
Задачи
- формировать первоначальные представления детей о родном городе;
- воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей;
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- обобщить знание детей о видах городского транспорта;
- создать условия для совместной творческой деятельности (ребёнок, родитель, воспитатель);
.
Разделы
«Я и мой дом»
«Наш любимый детский сад»
« Мы умеем дружить»
«Смоленщина – мой край родной»
«Культура и традиции русского народа»
«Россия – Родина моя», «Герои России»
«Герои космоса», «День Победы»
Разделы
«Я и моя семья»
«Наш любимый детский сад»
«Мы умеем дружить»
«Город, в котором я живу.
«Природа нашего города»
IV. Педагогические средства(механизмы), позволяющие решить поставленные задачи
Подготовка педагога
- подбор и изучение методической литературы;
- оснащение уголка патриотического воспитания;
- консультации;
- самообразование;
-курсы повышения квалификации;
- семинары практикумы для педагогов;
- перспективное планирование;
- планирование проектной деятельности;
- планирование совместной работы с узкими специалистами и педагогами дополнительного образования
Оснащение предметно – развивающей среды:
- уголок патриотического воспитания
- символы Российского государства, Смоленщины и города Десногорска
- макеты по временам года и природным зонам;
- атрибуты для сюжетно – ролевых и дидактических игр;
- художественная литература
- репродукции картин
- грамзаписи и видеозаписи, презентации
- альбомы «Моя семья», «Памятные места Смоленщины», «Десногорск – город атомщиков»,
«Красная Книга Смоленщины»;
- озеленение территории детского сада;
- изготовление кормушек и скворечников.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- родительские собрания, круглые столы;
- открытые занятия с участием родителей;
- совместные выставки;
- памятки, консультации;
- праздники, развлечения;.
Программа
«Первые уроки
нравственности
Формы работы с детьми младших группы
- Совместная деятельность педагогов и детей.
-Беседы с детьми.
-Дидактические, сюжетно-ролевые игры.
-Создание игровых ситуаций.
-Организованная образовательная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
- Оформление альбомов, выставок.
- наблюдения на прогулке
Формы работы с детьми старших групп
- Целевые прогулки, по улицам,
- Экскурсии к памятным местам.
- Чтение художественной литературы,
- Использование аудио- и видеоаппаратуры
показа детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей,
- Рассматривание иллюстраций, картин по теме.
- Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях.
- в познавательной сфере: развитие познавательных и творческих способностей детей. Дети многое узнают о природе родного города, будут бережно относиться к ней.
- в историко - краеведческой: формирование гордости за подвиги предыдущих поколений, осознание ответственности за судьбу своей страны.Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
- в социальной: формирование активной жизненной позиции, знание норм и правил поведения в социуме. Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
А также:
- Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
(Показатели и критерии нравственно – патриотического развития дошкольниковсмотри Приложение №1)
VI.Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение(формы работы с родителямиПриложение №2)
Тематическое планирование воспитательно - образовательной деятельности по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников.
Планирование в 1младшей группе
Месяц.
Тема. Цель
Образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога и детей
Праздники события
Сентябрь
«Моя семья».
Развивать умение называть имена членов своей семьи. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
1. Беседа с рассматриванием
альбома «Моя семья».
2.Ознакомление с окружающим «Моя семья» (с рассматриванием фотографий).
1. Сюжетно -ролевая игра «Семья».
2.Сюжетно - ролевая игра «Дочки-матери».
Физкультурный досуг «Мы играем и растем».
Октябрь
«Мы умеем дружить».
Воспитание добрых чувств и хороших взаимоотношений со сверстниками.
1.Ознакомление с окружающим «Давайте жить дружно».
2.Развитие речи «Подари подарок».
1. Сюжетно - ролевая игра «К нам гости пришли» .
2.Дидактическая игра «Подари подарок».
Театр на фланелеграфе «Теремок».
Ноябрь
«Наш любимый детский сад».
Продолжать воспитывать добрые чувства и хорошие взаимоотношения со сверстниками.
Проектная деятельность «Игрушка – матрешка».
1.Ситуативный разговор «Как живем мы в детском саду».
2. Дидактическая игра «Назови посуду», «Угадай игрушку»
3. Чтение стихов А. Барто
Игра-развлечение «В гости к Матрешке».
Экскурсия по детскому саду.
Декабрь
«Зима в нашем городе»
формировать представления о зимних явлениях, о зимних играх и забавах детей, о жизни птиц зимой.
2.Заучивание стихов о зиме, о новогоднем празднике.
1.Акция «Покормите птиц зимой».
2. «Кто рукавичку потерял» — утренник.
3. Выставка творческих работ «Королева зима».
Январь
«Мы играем и растем»
Воспитание добрых чувств и хороших взаимоотношений со сверстниками.
1. Развитие речи «Чтение и обыгрывание сказки «Репка».
Сюжетно – ролевые игры «Дочки – матери»
«самолет», «Путешествие»
1.Досуг к рождественскому сочельнику
«Приглашаем детвору на веселуюигру».
Февраль
«Защитники Отечества»:
Дать первоначальное представление о воинах, о том, что они сильные и смелые.
1. Ознакомление с окружающим.Рассматривание картины «Солдат».
2. Развитие речи «Что умеет делать папа».
3. Аппликация «Подарок для папы»
1.Беседа с рассматриванием
альбома «Наши отважные папы».
2.Ситуативный разговор «Как стать сильным».
Физкультурный досуг «Зимняя карусель».
Март
«Праздник мамы»
Воспитывать любовь к близким людям.
1. Рисование. «Цветочек для мамы».
1.Сюжетно-ролевые игры
«Моя семья», «Салон красоты».
2. Дидактическая игра «Добрые слова для мамы»
Развлечение
«Наш весёлый хоровод».
Апрель
«Мой город весной»
Дать первоначальное представление о родном городе, о весенних изменениях в природе.
1.Рассматривание альбома «Мой любимый Десногорск».
2.Рассматривание картин «Весна в городе».
1. Заучивание стихов о весне.
2. Чтение сказки «Заюшкина избушка».
3. Пальчиковая игра «Строим дом».
Развлечение «Встречаем Весну».
Май
«Мы умеем дружить»
Учить дружно, играть, беречь здоровье друг друга при игре.
1.Развитие речи «Добрый — злой»
2. Аппликация «Такие разные флажки»
3. Лепка «Бублики, баранки для гостей».
1.Сюжетно – ролевые игры «Куклы вышли погулять», «Кукла Катя принимает гостей»
и дождик».
1.Настольный театр
«Рукавичка».
2. Вечер подвижных игр»
Планирование работы во 2 мл группе
Месяц. Тема. Цель.
Образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога и детей
Праздники, события
Сентябрь
«Я и моя семья»
Продолжать формировать у детей образ Я.
Проект
«Мое имя».
1.Игры – упражнение «Скажи как я», «Ласковые слова»;
2.Сюжетно-ролевая игра «День рождения».
Тематическое занятие «Мы разные».
Октябрь
«Город, в котором я живу».
Уточнять представления о сезонных изменениях в природе.
1.«Осень золотая» - рассматривание иллюстраций в альбоме.
2.Рисование
«Заготовим на зиму овощи и фрукты»
1.Дидактическая игра «Наши эмоции»
2.Ситуативный разговор «Кривляки, хвастунишки и дразнилки»
1.Игра- драматизация по сказке «Теремок».
2. Выставка творческих работ
«Подарки осени».
Ноябрь
«Моя семья»
Прививать любовь к своей семье.
1.«Моя семья»рассматривание фотоальбомов.
2.« Я и моя семья»
Рассказы детей о том, как зовут родителей
1.«Вот и вся моя семья» пальчиковая игра.
2.Сюжетно - ролевая игра «Семья
Семейные посиделки Драматизация сказки «Репка» родители для детей
Декабрь
«Мы умеем дружить»
В процессе игры учить детей правильному поведению в общественных местах.
1. «Мои друзья»
2. «Мы такие разные и такие похожие».
3.Развитие речи «Магазин игрушек».
1. Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в театр».
2.Хороводная игра «Кто у нас хороший».
«Здравствуй Новый год» — утренник.
Январь
«Традиции нашего народа»
Знакомить детей русским фольклором.
1.Театр игрушек «Маша и медведь» (русская народная сказка).
2.Настольный театр «Волк и семеро козлят».
1. Хороводная игра «Заинька, выйди в сад».
2.Инсцеированный показ русской народной потешки «Жили у бабуси…»
3.«Здравствуй, коляда»-
развлечение.
Настольный театр «Би – ба – бо»
«Петрушка в гостях у ребят»
Февраль
«День Защитника Отечества»
Дать детям элементарные знания об армии.
1.«Папин праздник».
2.Аппликация с рисованием «Мы летим на самолете».
3.«Папы всякие важны».
1.«Наша Армия»- беседа.
2. Чтение В. Маяковского «Эта книжечка моя про меня и про моря».
«Папа самый сильный» - спортивный досуг с папами.
Март
«Мамин праздник» Воспитывать любовь к маме, к бабушке.
1. «8 Марта – праздник мам»
2.Аппликация «Подарок мамочке».
3.Конструирование «Мимоза для мамы».
1.«Мамин праздник» беседа.
2. «Праздник 8 Марта в кукольном уголке»
3. Чтение стихов о весне, о солнышке, о маме
«Поздравляем
маму» развлечение для детей и родителей
Апрель
«Мой город»
Дать первоначальные представления о своем городе.
1.«Наш город Десногорск» — рассматривание фотографий.
2.Аппликация «Строим, строим новый дом».
3.Конструирование «Улица нашего города».
1.Беседа «Мы живем в Десногорске»;
2.«Кто убирает дворик в детском саду?».
Кукольный театр «Заюшкина избушка»
Май
«День Победы» Дать первоначальные представления о Дне Победы.
1. «Подарок ветерану».
2.«Праздник День Победы» - рассказ воспитателя.
3. Продуктивная деятельность «Цветок для ветерана».
1.Акция «Белый цветок».
2.Беседы, ситуативные разговоры «Что мы знаем о войне», «Кто такие ветераны».
«Цвети весна»
Развлечение
Планирование в средней группе.
Месяц. Тема. Цель.
Образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога и детей
Праздники, события
Сентябрь
«Мой город на Смоленщине».
уточнить, что знают дети о своем городе, какие места могут узнать.
Конструирование «Транспорт нашего города».
1.Рассматривание слайдов, фотографий с видами города Десногорска.
2.Беседа «Улица, на которой я живу»
«Мой адрес».
1.Тематическое занятие «Я живу в Десногорске».
2.Оформление стенгазеты «Памятные места Десногорска».
Октябрь
«Мой детский сад».
Дать представления детей о жизни в детском саду.
Проектная деятельность
«Мой детский сад».
1.Беседа «Моя любимая игрушка в детском саду».
2.Экскурсии по детскому саду и вокруг детского сада».
1.Ролевая игра «А мы ссориться не будем».
2.Итоговое занятие «Мой любимый детский сад».
Ноябрь
«Мой детский сад».
Закреплять навыки вежливого обращения с окружающими.
Проект «Учимся встречать гостей»
1.Ознакомление с окружающим «Наведем порядок вместе».
2. Развитие речи «Будьте здоровы, зайчишки».
Игровая ситуация «Угощение для птиц».
Ролевая игра «Здравствуйте, гости дорогие».
Декабрь
«Моя семья»
Учить детей замечать настроение родных окружающих
1.Развитие речи «Я и моя семья»
Рисование
2.«Дом, в котором ты хотел бы жить».
1.Сюжетно- ролевые игры «Наш дом», «Семья».
2. Игровая ситуация «Праздничное чаепитие в семье.
Новогодний праздник для всей семьи
«Путешествие по зимнему лесу».
Январь
«Дружные ребята»Формировать у детей представление о том, что такое дружба.
1. «У меня есть друг хороший».
1.Игровая ситуация
«Синичкины рассказы о друзьях»
2.Ролевая игра «Вместе строим теремок».
Игра - развлечение
«Огуречик – огуречик».
Февраль
«День Защитника Отечества»
Дать представления о воинах защитниках нашей страны.
1.Проектная деятельность «Защитники Отечества».
2.Лепка «Самолеты стоят на аэродроме»
3. Аппликация с рисованием «Папин праздник».
1.Рассматривание фото альбома «Моя любимая семья».
2. «Наша Армия»- беседа
3.Чтение стихотворения С. Садальского «Дуют ветры…».
Вечер стихов «Наша Армия родная»
Март
«8 марта – Праздник мам»
Подвести к понимаю, что все члены семьи нуждаются в заботе, любви, помощи.
1. Аппликация «Подснежник для мамы».
2.Рисование «Цветы для любимой бабушки».
1.Беседа: «Как я помогаю маме»
2.Ситуативный разговор «Как можно порадовать маму, бабушку»
3. Заучивание и чтение стихов про весну, солнышко, маму.бабушку
Праздник для наших мам и бабушек»
Апрель
«День Космонавтики»
Дать необходимые сведения о космонавтах России.
Тематическое занятие «Мы тоже к звездам полетим»
Рисование «Ракета летит к звездам»
1.Сюжетно – ролевая игра «Мы - космонавты»
2.Рассматривание иллюстраций о космосе
Викторина «Мы – юные космонавты»
Май
«День Победы»
Дать первоначальные представления о Дне Победы.
1.Тематическое занятие «Этот праздник со слезами на глазах»
2.Рисование на тему «День Победы»
1.«День Победы»
Рассматривание иллюстраций, беседа о Дне Победы , о Великой Отечественной войне.
Акция «Красная гвоздика»
Планирование в старшей группе
Месяц. Тема. Цель.
Образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога и детей
Праздники, события
Сентябрь
«Десногорск - город на Смоленщине»
Дать представление о родном городе, значительных местах города.
1.Викторина по иллюстрациям «Узнай картинку города».
2.«Храмы Смоленщины»просмотр презентации.
3. Рисование «Церкви Десногорска.
1.Рассматривание фотоальбома и беседа «Мой родной город Десногорск».
3.Беседа о славных людях нашего города.
1.Тематическое занятие с просмотром презентации
«Это город наш с тобою».
2.Экскурсия на аллею славы нашего города.
Октябрь
«Я и мой дом»
Воспитывать любовь к родному дому.
1.«Дом,в котором я живу».
2.«Вещи вокруг нас».
3.Рисование «Жил-был я».
1. Чтение стих.И. Токмаковой «Новая квартира».
2. Сюжетно – ролевая игра «Принимаем гостей».
Итоговое занятие «Дом, в котором мы живем».
Ноябрь
«Наш любимый детский сад»
Закрепить и расширить представления детей о жизни в детском саду.
1. «Детский сад».
2. Рисование «Моё любимое занятие в детском саду».
3. «Как хлеб на стол пришел в наш детский сад».
1.Беседа о важности всех работников детского сада.
2.Чтение нанайской сказки, «Хлеб да соль».
Развлечение «День рождение детского сада «Лесная сказка».
Декабрь
«Что такое дружба»
Дать представление о том, что такое - дружба.
Познавательные занятия
1.«Что такое дружба».
2. «Как себя вести».
1.Беседа «Как мы готовимся к Новому году».
2.Украшение группы к празднику.
Новогодний праздник
«Дружно встретим Новый год».
Январь
«Рожественские традиции нашего народа
Дать представления о традициях нашего народа.
1.«Народные традиции – рождественская елка».
2.Игра – путешествие Зимние забавы детей (русские традиции).
1.Беседа о характерных признаках января «Месяц январь – зимы Государь». 2.Разучивание поговорки: «Вот так месяц – ломонос: береги свой нос!»
1.Досуг «Рождественский сочельник» .
2.Развлечение: Путешествие в Играй - город.
3. Экскурсия в храм
Февраль
«Наша Армия Сильна»
Расширять знания об армии, о воинах – защитниках.
1.Рисование «Солдат на посту»
2. «Кто такие защитники Отечества».
3.Просмотр презентации «Наша Армия сильна».
1.«Что мы Родиной зовем?»
2.«Православные святые».
1.Музыкальная композиция»
«Наша Армия сильна».
2.Посещение выставки в краеведческом музее «они сражались за Родину»
Март
«Я и моя семья»
Закрепить представления детей о членах семьи, их родственных связях.
1.Проектная деятельность
2.«Расскажи о своей маме».
1.Чтение и рассказа «Сестры» Т. А. Шорыгиной.
2. Чтение и ненецкой сказки «Кукушка».
Спортивно – музыкальная композиция «Папа, мама, я – дружная семья».
Апрель
«Герои космоса»: Дать представление об освоении космоса.
1. Ознакомление с окружающим Ю. Гагарин – наш земляк».
2. Рисование «Ракета летит к звездам».
3.Просмотр презентации и беседа на тему «Покорение космоса».
1.Чтение Н. Носов «Приключения Незнайки на Луне».
2.Рассматривание иллюстраций с изображением космоса;
Тематическое занятие «Кто такие – герои космоса».
Май.
«День Победы»Показать детям массовый подвиг народа во время Великой Отечественной войны.
Познавательные занятия
1. «Что мы Родиной зовем?»
2. «Святые места России».
1.Беседы о подвигах людей во время Великой Отечественной войны.
3.Чтениерассказов о детях-героях войны.
1.Музыкальная композиция «Этот праздник со слезами на глазах».
2. Акция «Цветок Победы».
Планирование в подготовительной группе
Месяц. Тема. Цель
Образовательная деятельность
Совместная деятельность педагога и детей
Праздники, события
Сентябрь
«Моя родная Смоленщина»
Уточнить и расширить знания о родном городе, о родном крае.
Познавательные занятия.
1.Я живу в Десногорске.
2. «25 сентября – День освобождения Смоленщины».
1.Путешествие по Смоленску(просмотр презентации, беседа)
2.«Родные места» рассматривание фотографий.
Экскурсия в краеведческий музей. Посещение выставки.
«Как жили смоляне»
Октябрь
«Я и мой дом!»
Закрепить представления детей о жилище, где они живут, о детском саде
о своей семье, о взаимоотношениях с друзьями.
1.Аппликация«Дома на нашей улице».
1.Беседы «Моя семья».
«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
2.«Где добрые люди, там беды не будет»
3. Чтение «Хлеб да соль» Алексея Логунова.
Ролевая игра «Дом, в котором мы живем».
Ноябрь
«Все работы хороши».
формирование целостных представлений о профессиях
1.Проектная деятельность
«Все работы хороши».
2. «Профессии в моей семье».
1.Чтение стихотворений В. Маяковского «Кем быть?», С.В. Михалкова «А что у вас?»,
Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Викторина
«Все работы хороши».
Декабрь
«Россия – Родина моя».
Воспитывать любовь и уважение к своей нации, гордость за свою страну.
1. Занятие – викторина «Мы – патриоты»
2. «Москва – золотые купола»
рисование.
1.Беседы о Родине,
2.Чтение стихотворений В. Степанова «Что мы Родиной зовём», «Необъятная страна»,
1.Познавательная игра «Что мы Родиной зовем?»
2.Посещение выставки рисунков «Моя Родина.
Январь
«Традиции русского народа».
Воспитывать интерес к традициям и творчеству своего народа, чувство любви и гордости за свою родину.
1.Роспись народных игрушек.
Выставка работ.
1.Беседы об историческом прошлом России.
2.Чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.
3.Знакомство с русским народным костюмом,
с предметами народного быта.
1.Досуг: Русские народные игры и забавы»
2.Развлечение
«Рождество! Рождество!».
3. Экскурсия в храм
Февраль
«Ими гордится Россия».
Дать представление об основных исторических событиях и главных полководцах русского государства.
1.Полководцы и герои»(А.Невский, Д.Донской).
2. «Важнейшие события в истории России».
3. «Учителя духовные».
(о Сергии Радонежском).
1.Изготовление подарков для пап и дедушек,
2. Сюжетно – ролевые игры «Пограничники», «Моряки», «Разведчики».
1. Спортивный досуг «Мама, папа, я – здоровая семья.
2. Участие в соревнованиях «Сильные, ловкие, смелые» (спортивная школа)
Март
«Природа моей Родины»
Воспитывать бережное отношение к природе.
1. «Путешествие в неизведанную природу»
2.Викторина «Что? Где? Когда?».
1. Беседа: «Кто придумал правила поведения в природе» .
2.Чтение рассказов В. Бианки.
3. Рассматривание иллюстраций.
1. Итоговое занятие
«Красная Книга России»
2. Экскурсия в художественную школу.
Апрель
«Смоленщина ими гордится»
Расширять представления детей о космосе, космонавтах и космических полетах.
1.Проектная деятельность
«Ю. Гагарин – наш земляк».
2. Рисование «Покорение космоса».
1. Сюжетно – ролевые игры«Космодром», «Разведчики», 2.Чтение отрывков из стихов А.Твардовского и М. Исаковского.
1.Экскурсия на аллею славы .
2.Просмотр презентации «Великие люди Смоленщины».
Май
«День Победы»
Уточнить и расширить представления детей о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны
1.Проектная деятельность
«День Победы»
2.Рисование
«Был трудный бой…».
1. Чтение рассказов о детях-героях Великой Отечественной войны.
2.Сюжетно - ролевые игры «Военные моряки», «Застава», «Разведчики».
1.Экскурсия к Вечному Огню
2.Музыкальная композиция
«Никто не забыт».
3. Тематическое занятие в библиотеке
«О детях –героях войны»
Приложение №1.
Показатели нравственно – патриотического развития дошкольников проводится с использованием следующих методов:
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Образовательная деятельность.
Критерии оценки усвоения программы:
Низкий уровень– программа неусвоена.
- задание ребенком самостоятельно не принимается;
- знания в целом по всем темам не сформированы, не соответствую возрасту;
- обобщающие понятия не использует;
- от ответов на вопросы отказывается;
- помощь взрослого не принимает;
- у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии.
Средний уровень–программа усвоена частично.
- задания принимаются частично (понимает и выполняет простую инструкцию не в полной мере);
- знания по большинству тем сформированы в соответствии с возрастом;
- частично использует обобщающие понятия;
- все виды помощи принимает, на некоторые вопросы отвечает самостоятельно;
- представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное.
Высокий уровень –программа усвоена полностью.
- задание принимает полностью, выполняет в соответствии с требованиями взрослого;
- на все вопросы по всем темам отвечает самостоятельно;
- знания сформированы в соответствии с возрастом;
- свои действия сопровождает объяснительной речью, активно использует обобщающие понятия.
- сформировано полное и четкое представление о нравственном понятии.
Показатели нравственно - патриотического развития дошкольников:
2-5 лет
1.Я и моя семьяЗнать имена членов своей семьи и персонала группы;
с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);
2. Наш любимый детский сад . Свободно ориентироваться в ближайшем окружении:
- узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату;
- дружелюбно относиться к детям, посещающим детский сад,
3. Мы умеем дружить . легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их значение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их;
4. Город, в котором мы живем. знать название своего города,
- с доверием относиться к взрослым, которые заботятся о них,
- рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (водитель, повар, врач и др.).
5. Природа нашего края. Иметь первоначальные представления о природе родного края,
- знать некоторые виды растений и животных , встречающихся на территории нашей области.
- иметь представление о том, как правильно вести себя в природе.
5-7 лет
1. Я и моя семья . знать своих родственников, домашний адрес;
знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада
2. Наш любимый детский сад. Знать, люди каких профессий работают в детском саду, зачем нужны такие профессии.
- уметь уважительно обращаться к взрослым по имени - отчеству, ,
3. Мы умеем дружить.
- Знать и уметь использовать правила поведения в детском саду в играх со своими товарищами по группе.
- Уметь рассказать о своих друзьях и любимых играх, любимых книгах и занятиях.
4.Смоленщина - мой край родной. Иметь представление о том, как называется наша область, город, в каком микрорайоне мы живем.
- знать, какие виды транспорта встречаются на улицах города, некоторые правила дорожного движения.
- знать , какие животные живут в лесу, какие растения растут на Смоленщине.
5. Культура и традиции моего народа. Знать русский национальный костюм, традиции, обычаи и фольклор
- иметь представления о родном крае, о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.;
- иметь представления о труде взрослых, их деловых и личностных качествах, творчестве;
6.Россия - родина моя. -знать герб, флаг, гимн России; главный город нашей Родины.
- иметь представления о Президенте, Правительстве России; - иметь представления о государственных и народных праздниках; школе; библиотеке;
7. Герои России иметь представление о том , кто такие воины – защитники Отечества, об основных исторических событиях и главных полководцах русского государства.
8. Герои космоса иметь преставление о том, что такое космос, о героях космоса , о космических полетах .
9. День победы иметь представление о подвиге русского народа в годы Великой Отечественной войны
Приложение №2.
Работа с родителями.
С целью закрепления у детей знаний, полученных в детском саду, педагоги должны вести активную работу с родителями. Только совместными усилиями педагогов и родителей можно привить детям любовь к родному краю, уважение к окружающим людям, бережное отношение к природе, материальным и духовным ценностям.
формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные и нравственно – патриотические темы;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы,);
- анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов; беседы с родителями
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы)
Варианты работы с родителями:
1. Анкетирование.
«Добрый ли у вас ребенок?»
«Актуально ли нравственно – патриотическое воспитание в настоящее время?»
2. Консультации для родителей:
«Как правильно беседовать с ребёнком», «Что читать детям дома», «О знакомстве детей с родным городом», «Как пробудить у ребёнка интерес к истории нашего города», «Духовно-нравственное воспитание в семье» «Нравственно – патриотическое воспитание детейактуально в наши дни»
«Приобщение детей к народным традициям», «Какие игрушки нужны вашим детям?», «Знакомство детей с народными игрушками»
3. Беседы родителей с детьми (примерная тематика):
«Наша семья родилась давно»,«Твои прабабушка и прадедушка»,«Как строили наш город»,«Что такое музей»,«Зачем взрослые трудятся»,«Зачем нужны праздники»
4. Посещение родителей с детьми общественных мероприятий.
Участие родителей в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья».
5.Посещение праздников и тематических занятий:
«День города»,«Новогодний праздник»,«9 мая – День Победы», «Кто такие герои космоса», «Что мы Родиной зовем?»
6. Экскурсии родителей с детьми:
в детскую библиотеку,в художественную и музыкальную школы, в краеведческий музей, церковь.
7. Участие родителей в оформлении стендов, стенгазет для группы и для детского сада:
«Моя семья», «Памятные места нашего города», «Наши отважные папы»,
«Наши любимые мамы», «Москва – любимая столица», «День Победы», «Книга в нашей семье»
8. Участие родителей с проведении различных акций «Подарок ветерану», «Домики для птиц» , «Покормите птиц зимой», «Посади дерево»
Список литературы:
1. Буре Р. С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. – Москва. МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2013, 110с.
2.Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.- СПб: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
3.Дубинина Д. Н. «Мир вокруг меня»учебно – методическое пособие для педагогов – Минск: НИО; Аверсэв, 2010. – 118 с.
4.Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: // «Управление ДОУ». – 2006. - № 8. – 80с.
5.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
6.Захарова Т. Н. «Ролевые игры в детском саду» Конспекты занятий с детьми от 4 до 7лет в детском саду. /Ярославль ООО: «Академия Развития»,2012 , - 160с.
7.Паникова Е. А. Инкина В.В. «Беседы о космосе». Методическое пособие – М. ТЦ, Сфера, 2013. – 96с.
8.Маралов В.Г. «Как научить ребенка быть внимательным и терпимым к людям»: Пособие для воспитателей ДОУ/ - 2 – е изд. испр. и доп.– М.:АРКТИ, 2010 – 136с.
9.Семенака С.И. «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5 – 8 лет. – М.: АРКТИ. 2010. – 80 с.
10. Семенака С.И. Учим детей доброжелательному поведению. Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5 – 7 лет – М.: АРКТИ, 2010. – 88с.
11.С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитания в ДОУ). / Под ред. Л. А.Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
На конкурс "За нравственный подвиг учителя" представлена программа по нравственно - патриотическому воспитанию "Первые уроки нравственности". Разработана воспитателем высшей категории Богатко Н. М.
Программа направлена на воспитание и развитие детей дошкольного возраста 2 - 7 лет. Обеспечивает нравственно - патриотическое воспитание дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В программе прослеживается взаимосвязь с образовательными областями: социально - коммуникативной, познавательной, речевой, художественно - эстетической, физической. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы регионализации, доступности, целостности, научности, системности и стимулирования активности .
Программа определяет содержание, основные пути развития нравственно - патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Цель:Формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.
Создание условий для формирования правового мировоззрения и нравственных представлений.
Задачи программы:
- помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители - дети - детский сад.
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, уважение к людям труда;
- формировать бережное отношение к родной природе ивсему живому;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- расширять представления о России, ее столице;
- знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Программа содержит пояснительную записку, в которой указаны актуальность темы, основные принципы построения, структура , педагогические средства, позволяющие решить поставленные задачи,
ожидаемый результат от реализации программы и работа с родителями.
Основной раздел представляет собой тематический план работы воспитательно - образовательной деятельности, по нравственно - патриотическому воспитанию.
Работа с детьми организуется в следующих формах:
- Непосредственно образовательная деятельность. Специально организованная деятельность педагога с детьми.
- Совместная деятельность. Деятельность педагога с детьми, включает совместные игры, творческие, спортивные мероприятия на территории дошкольного учреждения.
- Проектная деятельность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, стимулирует активность детей.
- Праздники и ключевые события , которые проходят в конце каждой темы.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.