kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание современного подростка на примере жизни односельчан-героев Великой Отечественной войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой материал для проведения классных часов, может быть использована на уроках литературы, истории.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в сегодняшнее время выходит в ряды первостепенных проблем современного общества. Подросток с юных лет окружен принципами западной модели становления человека как личности. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «заморскими», насажденными из вне.
       Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Утрачиваются духовные ценности и ориентиры.
       Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [1].

Ключевые слова: Воспитание подрастающего поколения, Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, подвиг народа, концентрационные лагеря, качества народа-победителя.

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам. Воспитание патриота - одна из основных задач современной школы.
    Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; реализация краеведческих программ, активизация поисковой работы; развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [2].

Взяв за основу идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.)  о необходимости вести работу с детьми в обозначенном направлении, и постепенно внедряя их в воспитательную систему.  В Краснопресненской средней школе Костанайской области была проведена исследовательская работа «Дорогами войны». Нет такой семьи, которая не хранила бы память о подвиге своего деда, прадеда, брата или отца в годы Великой Отечественной войны. Тема эта неисчерпаема. При соприкосновении с ней постоянно открываются новые страницы истории подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Актуальность проблемы заключается в необходимости сохранения у школьников исторической памяти, воспитания чувства патриотизма и гордости за свой народ. Жизнь обычных людей становится примером для сегодняшнего подрастающего поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание современного подростка на примере жизни односельчан-героев Великой Отечественной войны»

Патриотическое воспитание подростка

Аннотация
        Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения в сегодняшнее время выходит в ряды первостепенных проблем современного общества. Подросток с юных лет окружен принципами западной модели становления человека как личности. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «заморскими», насажденными из вне.
       Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Утрачиваются духовные ценности и ориентиры.
       Патриотическое воспитание - формирование духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли [1].

Ключевые слова: Воспитание подрастающего поколения, Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, подвиг народа, концентрационные лагеря, качества народа-победителя.
    Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам. Воспитание патриота - одна из основных задач современной школы.
    Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Как отмечает Г.К. Селевко, особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие пути эффективного патриотического воспитания: «использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь исторического; реализация краеведческих программ, активизация поисковой работы; развитие многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и учащихся в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края» [2].

Взяв за основу идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.)  о необходимости вести работу с детьми в обозначенном направлении, и постепенно внедряя их в воспитательную систему.  В Краснопресненской средней школе Костанайской области была проведена исследовательская работа «Дорогами войны». Нет такой семьи, которая не хранила бы память о подвиге своего деда, прадеда, брата или отца в годы Великой Отечественной войны. Тема эта неисчерпаема. При соприкосновении с ней постоянно открываются новые страницы истории подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Актуальность проблемы заключается в необходимости сохранения у школьников исторической памяти, воспитания чувства патриотизма и гордости за свой народ. Жизнь обычных людей становится примером для сегодняшнего подрастающего поколения.

Данное исследование было посвящено трагической истории нашей страны. Основанием стала история жизни жительниц села Красная-Пресня Щерицкой Е.Л и Голубевой В.И. - женщин-узниц концлагерей, оставшихся в живых в годы ВОВ и после нее. Эти две героини волей судьбы встретились в  фашистском концентрационном лагере в Дрездене, где Щерицкая Елена Лукьяновна спасла ребенка Веры Ивановны, спрятав его в матрац в бараке во время бомбежки американской авиацией города Дрезден и территории лагеря. После освобождения женщины потеряли друг друга на территории Украины, попав в фильтрационные лагеря. А встретились вновь лишь спустя десятилетия на казахстанской земле в селе Красная-Пресня.

Основной целью данного исследования стала необходимость показать сегодняшним подросткам на примере биографий Щерицкой Е.Л. и Голубевой В.И., узниц концентрационных лагерей, на примере истории их «тихого» подвига, что люди, пережившие лишения и тяготы в годы войны, все же сумели сохранить в себе качества, столь необходимые и сегодня. Остались верны своей родине, своей семье, своему народу, преподав тем самым урок мужества и патриотизма сегодняшнему подрастающему поколению.
 Стойкость, мужество, взаимоподдержка помогли нашему народу победить на полях сражения, выдержать все тяготы и лишения военных лет. Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность.

Так, находясь в концентрационном лагере, страдая от голода, лишений, находясь в постоянном страхе за свою жизнь, Щерицкая Е.Л. спасает чужого ребенка, обрекая себя на верную гибель в случае его обнаружения. Весь лагерь знал о местонахождении ребенка, но ни одна из женщин не выдала его. Каждая из них проявила не только смелость и мужество, но и взаимоподдержку, взаимопомощь: лагерь военнопленных жил как один организм, с единой мыслью о спасении малыша. «Смерть отнимает у человека самое дорогое - жизнь. И вот именно любовь к жизни, – говорит М.И. Калинин, – когда такой жизни угрожает опасность, когда за её сохранение идёт борьба не на жизнь, а на смерть, заставляет советского человека терять боязнь к смерти, её пересиливает стремление человека сохранить жизнь советского народа и свою жизнь.» Таким образом, подвиг самопожертвования, который совершали женщины в лагере, тесно связан с любовью к будущему поколению и к жизни.

Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой узницы концентрационного лагеря выживали в нечеловеческих условиях, ежедневно борясь со смертью, не страшась её, воодушевляла их, давая новые силы. И таких примеров в истории очень много. Люди чувствовали себя полноценными субъектами  духовной жизни человечества. Духовная борьба влияла на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля. В чем заключалась духовная мощь народа, где истоки массового героизма, стойкости и бесстрашия - в товариществе, в сплоченности людей, стоящих  плечом к плечу, воюя с врагом не только на фронтах, но и в лагере в городе Дрезден, оберегая маленького человека как символ Победы.

Еще одно качество, которое в полной мере отразилось при работе над данным исследованием – скромность. Сегодня оно входит в разряд «пережитка прошлого», на самом деле, нынешнему поколению, воспитанному на принципах западной вседозволенности, оно необходимо.
Спустя многие годы после освобождения узницы концентрационного лагеря молчали, боясь даже воспоминания о пережитом. Лишь только номер на руке Голубевой В.И. не позволял ей забыть. О лагере, о перенесенных страданиях в их семьях не говорили вообще, до момента встречи женщин при посадке колхозного картофеля. Только после этого односельчане и члены семей первый раз услышали историю встречи в лагере. И Виталий Дмитриевич Голубев, тот самый ребенок, спрятанный в матрац, о своем спасении узнал, только, когда к ним в дом вошла женщина, которой он был обязан своей жизнью.


Проводя данное исследование, по мере изучения литературы, источников информации, при сопоставлении некоторых фактов, возникло множество вопросов.
В связи с этим, потребовалось решение некоторых задач:
1. изучить научно-исторические материалы, архивные данные,  литературу о Великой отечественной войне.
2. Собрать и систематизировать материал о Голубевой В.И. и Щерицкой Е.Л.
3. Систематизировать материалы о фашистских трудовых и концентрационных лагерях.
3. Пополнить материалами школьный краеведческий музей, школьную и сельскую библиотеки.
4. Использовать материалы исследования на уроках-мужества и при
проведении мероприятий ко Дню Победы под девизом: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Для решения поставленных задач был проведен анализ историко-научной литературы и архивных данных, в которых были найдены сведения о деятельности лагерей вермахта, сведения архивного фонда «Русский солдат» о месторасположении и годах функционирования лагерей для военнопленных на оккупированных территориях СССР и Германии. Были проведены беседы с непосредственной участницей этих событий Щерицкой Е.Л., по сей день проживающей в селе Красная Пресня, с родственниками Голубевой В.Н.

В ходе данного исследования удалось открыть новую страницу в книге памяти героев-костанайцев и Костанайской области в годы Великой Отечественной войны. Описать героические страницы из биографий узниц концлагерей - Щерицкой Е.Л. и Голубевой В.И. Историко-познавательная часть работы, выполненная на архивных материалах о деятельности фашистских концентрационных лагерей, изучение научно-исторической литературы позволило разобраться в особенностях устройства, местонахождении, специфике лагерей и их делении на трудовые и концентрационные. Таким образом, удалось понять причину нахождения Щерицкой Е.Л. в трудовом лагере, куда она попадает из Киева, а Голубева позже – из Калужской области.
Практически на всех оккупированных территориях создавались лагеря и места принудительного заключения для мирного населения, трудовые Шталаги, где содержались военнопленные, отравляемые на различные виды работ.  Существовала  градация лагерей, трудовые были в подведомстве вермахта, там работали узницы на заводах и фермах, а концлагеря были в подведомстве СС, там, в основном, находились жены военнослужащих, пленные солдаты, евреи и т.д. Лагерей смерти, как их называют историки, было четырнадцать и – ни одного на территории СССР. Ещё были лагеря массового уничтожения, они тоже из ведомства СС. Шталаги, офлаги, дулаги и лагеря для пленных лётчиков – подведомственность вермахта, то есть вооружённых сил нацистской Германии, а не СС [3].

На международной конференции «Советские военнопленные в Германском Рейхе, 1941-1945», проходившей в Дрездене 21-22 июня 2001 году немецкий историк Р. Келлер высказал предположение, что в первые месяцы войны в каждом военном округе существовал один лагерь, выполняющий роль основного приёмно-распределительного пункта [4]. Это положение справедливо в отношении шталага Нейхаммер, осуществлявшего распределение военнопленных в другие шталаги за пределы военного округа. С середины сентября 1941 года часть военнопленных используется в различных рабочих командах от шталага Нейхаммер в сельском хозяйстве и на промышленых предприятиях.
Голубева В.И. была с ребенком, женой советского военнослужащего, поэтому она была отправлена в концлагерь Ревенсбрюк на территории Германии -  самый большой единственный лагерь для женщин военнопленных. Он находился в подведомстве женского концлагеря Равенсбрюк. Это был единственный большой концлагерь на германской территории, который был определен как так называемый «охраняемый лагерь заключения для женщин».
Равенсбрюк был женским лагерем на тридцать тысяч человек. В основном это были польки и русские, около 15 процентов евреек. За всю историю лагеря через него прошли женщины 20 государств. Во многих городах были отделения этого лагеря. Сам он был концентрационным, где женщин клеймили номерами, и в некоторых отделениях женщины проживали с младенцами, которых потом после определенного возраста у матерей отнимали [5].

Именно оттуда Голубева В.И. и была переведена в трудовой  Шталаг Нейхаммер в городе Дрезден, предположительно, по причине бомбежки и уничтожения отделения концлагеря, где до этого находилась с младенцем.

   После освобождения из лагеря военнопленных обе женщины теряют связь друг с другом. Они попадают опять на территорию Украины, в фильтрационные лагеря, где им приходится доказывать свою непричастность к измене Родине, а в 1954 году Щерицкая Е.Л. едет в Казахстан на целину, в Костанайскую область, в село Красная Пресня.  Голубева, вернувшись вместе с мужем на Западную Украину во Владимир-Волынскую область, вынуждена была оттуда уехать в Казахстан из-за бесчинств бандеровцев, в село Красная Пресня Костанайской области.
Таким образом, судьбы этих двух женщин неоднократно встречаясь, расставаясь, все же были сплетены вместе на территории  Казахстана. Так и прожив, почти всю жизнь рядом друг с другом, и уже больше не расставаясь.
   Исследовав данную тему, удалось структурировать информацию, стирая белые пятна в воспоминаниях Щерицкой Е.Л.  Делая это для всего подрастающего поколения  и жителей села.

Результатами исследования стали:
1. Систематизация материалов о существовании концентрационных лагерей.
2. Восстановление биографии узниц концлагерей Щерицкой Е.Л и Голубевой В.И.
3. Материалы рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению подвига земляков в годы ВОВ. Исследовательская работа предложена для изучения в курсе краеведения. Материалы исследовательской работы переданы в сельскую и школьную библиотеки.

По мере исследования учащиеся школы по иному стали относится к теме подвига русского народа в годы Великой Отечественной войны, для многих исторические факты и архивные документы стали открытием. Постепенно начало формироваться понимание значимости каждого человека, причастного к роковому времени. Осознание могущества народа только в единении и движении к общим целям.
На примере жизни Щерицкой Е.Л. и Голубевой В.И., на примере качеств, проявляемых ими, позволивших выжить в фашистских лагерях, не пасть духом, не потерять нравственные ценности в тяжелейших условиях, у подрастающего поколения начало формироваться понимание патриотизма, как неотъемлемой части жизни каждого человека, «как состояния духа, души.   Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине[6].

Эта работа послужила данью памяти тем, кто прошёл ужасы фашистских лагерей и не был сломлен духом. И бесценным уроком для сегодняшнего поколения патриотов своей родины.


Список использованной литературы:
1. Теория воспитания. Лабораторно-практические занятия для студентов: Учебное пособие / Под ред. И.А. Тютьковой. - М.: «РИО» Мособлупрполиграфиздата, 2000. - 173 с.
2.  Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с. - (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
3. Е.Докунова «За колючей проволокой: дулаги, шталаги, офлаги», 2012., стр.94-99.
4. Н. Крейтор  «Уничтожение Дрездена». Электронная библиотека, 2010.    7. 5. Мельникова Д., Чёрная Л. Империя смерти. М.: Изд-во Просвещение, 1988 - 414 с.
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - 172 с.
7. Немецкие лагеря для военнопленных во время Второй мировой войны.     Интернет-сайт «Русский Солдат». Kriegsgefangenenwesenim fall Barbarossa № 26/41 16.06.1941 // Bundesarchiv-Militararchiv Freiburg (BA-MA). – 4/v 578http://www.moosburg.org/info/stalag/laglist.html.
8.Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 431 с. (Мыслители ХХ века). - С. 218.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сафронова Елена Валерьевна

Дата: 25.03.2016

Номер свидетельства: 309792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства