2) Поддерживать интерес к объектам живой и неживой природы.
3) Закреплять умение вступать в диалог.
4) Развивать логическое мышление детей, учить строить причинно-следственные связи: исчезновение одного звена в цепочке взаимосвязей вызывает изменение в других звеньях.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
2) Воспитывать желание охранять маленьких полезных животных.
3) Воспитывать культуру поведения в природе.
4) Вызвать чувство сопереживания объектам природы и готовности им помочь.
5) задания,
6) использование музыки.
Оборудование: картинки с изображением животных, конверт, письмо.
Предварительная работа: чтение произведений о насекомых; расширение знаний путем наблюдений на прогулках; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов и сказок; загадывание загадок; дидактические игры.
Ход НОД
В: «Ребята! Я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня вас ждет много всего интересного. Пусть этот день принесет вам много новых впечатлений. Давайте порадуем друг друга.
Солнце встало из-за крыши,
Поднимается все выше,
Лучики свои расправит,
Настроение вмиг исправит.
(Дети приседают, затем медленно поднимаются, разводят руки в стороны и улыбаются друг другу.)
Сегодня нам в сад пришло письмо.
Воспитатель читает:
«Здравствуйте, ребята! Со мной приключилось необычайное происшествие, а почему, я не знаю, и никто не может мне объяснить. Может быть, вы поможете.
Расскажу все по порядку. Я очень люблю ходить в лес, на луг. Люблю любоваться красивыми цветами, дышать свежим воздухом. Я очень люблю лес. Все бы хорошо, да живут в лесу всякие букашки, комары, муравьи. И летают, и ползают, и жужжат над ухом. Пользы от них никакой – только вред. Какие противные! Зачем они в лесу? А пчелы? Только кусаются. Пришел я в лес и закричал: «Уходите все из леса, видеть вас не хочу!». Они и ушли. Обрадовался я, хорошо в лесу. Никто не жужжит, не летает. Вот только листья на деревьях пожелтели, цветы перестали цвести. Почему все это случилось? Помогите мне разобраться. Ваш знакомый Незнайка.»
- Ребята, давайте поможем Незнайке.
- Почему лес опустел? (Животные обиделись на Незнайку и ушли.)
- Почему лес опустел? (Незнайка сказал, что эти животные бесполезные и даже вредные.)
Попытаемся ответить Незнайке на его вопрос: почему насекомые обиделись и покинули лес, и так ли они вредны и бесполезны для леса.
Сядьте поудобнее, и давайте с вами начнем наше путешествие. Представьте, что мы оказались на зеленой полянке луга. Кого же мы встретили первым?
Воспитатель:
- Отгадайте загадку:
На цветок пахучий
Сел цветок летучий,
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, -
Он вспорхнул и улетел.
Что это за насекомое?
- Бабочка.
- Посмотрите на бабочку на рисунке.
- С чем сравниваются крылья бабочки? (с цветком)
- Какие крылья у бабочки?
Дети: яркие, воздушные, легкие, большие.
- А сколько у бабочки крыльев?
Дети: - Четыре.
- Почему лесу стало плохо без бабочек?
Дети: - Бабочки опыляют цветы, без них не будет семян, не будет новых цветов.
- Как они переносят пыльцу с цветка на цветок?
Воспитатель:
- Услышав еще одну загадку, вы узнаете, кто прилетел к бабочке в гости.
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком. (Пчела.)
- Посмотрите на пчелу на рисунке. Есть ли крылышки у пчелы? (Есть.) Сколько у нее ножек?
Пчела может летать, так как у нее есть крылышки. Пчела очень трудолюбивая и заботливая.
Отдохнем?
Физкульминутка.
Медведь по лесу бродит,
От дуба к дубу ходит (ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками).
Находит в дуплах мед
И в рот себе кладет (изображать, как он достает и ест мед).
Облизывает лапу
Сластена косолапый,
А пчелы налетают («отмахиваться от пчел»,
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку (отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек) :
Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку»)
Ложится, засыпает. (Ладошки под щеку)
И пчелок вспоминает.
Наше путешествие продолжается. Я вижу паутину. Это паук натянул свои сети между кустами. Может быть, паук не нужен лесу? Почему не надо рвать паутину?
- Пауки – полезные насекомые. Они едят тлей, комаров, мух.
Воспитатель:
- Не будем сбивать паутину, пусть паук подкарауливает свою добычу.
- А пауки летают? Почему нет?
- Это насекомое ползающее.
А сейчас я вам загадаю еще одну загадку:
Удивительно силен,
Не смотри, что мал:
Ведь в лесу с друзьями он
Гору натаскал.
- Как называется гора, которую натаскали муравьи?
- Из чего муравьи строят муравейник? (Муравьи очищают лес, собирают для строительства муравейника иголки, мелкие веточки, кусочки коры.)
Живут муравьи семьями, в домах-муравейниках, большая часть которых находится под землей. Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты защищают муравейник, муравьи-строители строят муравейник, муравьи-няньки заботятся о потомстве. У муравья есть туловище, голова, ноги. На голове – усики. Он ими постоянно шевелит, с их помощью узнает, нет ли на пути препятствий. У муравья шесть ног, с их помощью он быстро бегает. Муравьи живут там, где чистый воздух. Нельзя беспокоить муравьев и разорять муравейники. Муравьи – полезные насекомые. Если бы их не было, лес мог бы быстро погибнуть. Муравьи спасают наш лес.
- Почему лесу стало плохо без муравьев?
- Как могут люди позаботиться о муравьях?
- Что вы посоветуете Незнайке?
Воспитатель:
- Мы возвращаемся на зеленую лужайку, к нам кто-то неожиданно подскочил. Отгадайте, кто это?
Кто с листочка на травинку
Быстро скачет вдоль тропинки?
Кто так весело стрекочет,
Рассказать о чем-то хочет?
Этот человечек – зелененький … (кузнечик)
Днем кузнечик прячется в кустарниках, скачет по лугам и полям, на ночь прячется на коре деревьев. Питается он травой. Кузнечик – прекрасный прыгун и верхолаз. В случае опасности он перелетает с ветки на ветку. Поет кузнечик, издавая звуки в области надкрыльев.
Воспитатель:
- Еще один гость прилетел на нашу полянку. Давайте отгадаем про него загадку.
Теплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук,
Я жужжу, я … (майский жук)
В теплые майские вечера трудно не заметить крупных насекомых, проносящихся над головой с сильным жужжанием. Поймать жука легко – они не пугливы. Не взлетают при приближении человека. У жука – нарядный бархатный камзол, усы, словно оленьи рога. По вкусу майскому жуку березовые, кленовые, дубовые и другие листья.
Прежде чем стать таким большим, крепким и научиться летать, насекомое 3-4 года живет в почве, как гусеница. Живет в земле – питается корнями деревьев, кустарников.
- А сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Воспитатель:
- Вы хорошо рассказали о пользе насекомых, которых Незнайка прогнал из леса. Они все маленькие, но польза от них большая.
- Как можно их всех назвать?
Лес не может прожить без них.
- Какой совет мы дадим Незнайке?
Дети: помириться с насекомыми, извиниться, попросить вернуться в лес, бережно к ним относиться, помогать в трудное время.
Воспитатель:
- И деревья, и трава, и цветы, и насекомые – в лесу все нужны друг другу. Я думаю, Незнайка будет с радостью встречать насекомых, не будет их больше прогонять из леса.
Ребенок читает стихотворение:
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа-мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой,
И одинокий, и пустой!
А сейчас нам пора домой.
Давайте встанем в круг и скажем: «Раз, два, покружись, снова в группе окажись!»