Предмет: окружающий мир
Класс: 1 класс
Тема урока: «Кто живет в парке».
Тип урока: урок открытия нового знания (УМК «Перспектива»).
Дата: 12.03.2015
Цель: формировать представления о разнообразии животных парка
Личностные: замечать и ценить природу; осознавать любовь к родному городу, желание сохранить его красоту.
Регулятивные: осуществлять оценку результатов деятельности, постановку учебной задачи, контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном.
Познавательные: ознакомление с животными парка; анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением отличительных признаков, определение, что природа в городе – это источник красоты, здоровья, хорошего настроения.
Коммуникативные: уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных; принимать инициативное сотрудничество во взаимодействии с партнером
Оборудование:
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М.: Просвещение, 2011 (ТПО)
- компьютер учителя,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация
- Приложения 1, 2, 3.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
(метапредметные)
Мотивация к учебной деятельности
(3 минуты)
Актуализация знаний
( 5 мин)
Ребята, а кто из вас любит ходить на экскурсию?
А кто из вас может объяснить значение слова экскурсия?
Слайд 2 В Толковом словаре Ожегова значение слова истолковано так - коллективная поездка (прежде также индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной, познавательной целью.
На прошлом уроке мы с вами побывали в ботаническом саду. Так как у нас в городе нет ботанического сада, мы с вами совершили заочную экскурсию. О каком растении вы узнали и готовы рассказать об этом в классе?
Ответы детей
Ответы детей
Заслушиваются рассказы детей (если не готовы, то, что запомнилось наиболее)
Рефлексия результатов деятельности (Познавательные УУД).
Создание учебной ситуации
( 7 минут)
Сегодня на уроке мы отправимся на заочную экскурсию в одно интересное место. Хотите узнать куда? Тогда я предлагаю вам расшифровать слово. Задание на слайде №3
17, 1, 18, 12 (Код – русский алфавит)
- А кто из вас знает, что такое парк?
Слайд 4.
_ - Парк - участок земли для прогулок, отдыха, игр
с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемами. (на слайде несколько фото парков)
- А у нас в городе есть парк?
Слайд 5.
- Правильно. Парк «Кармалка», который был переименован в парк имени Р.Ш.Фардиева
- Парк
Ответы детей
- Да
Открытие нового знания
( 10 минут)
Слайд 6.
- Что можно увидеть в парке?
- А как вы думаете, может ли в парке кто-нибудь жить? Обсудите свои предположения в паре.
- Какая же цель нашего урока?
Тему урока я пишу на доске. Кто живет в парке.
Что вы выяснили, поработав в паре?
Я ваши ответы записываю на доске в столбик.
На какие группы можно записать все перечисленное? (Если дети не называют рыб, то говорю, что же они пропустили и объясняю, что в парках могут быть пруды, водоемы, маленькие речки)
Я ваши ответы записываю во второй столбик. А теперь проведите классификацию к каждой группе при помощи стрелок. Приглашаю 4 учеников к доске.
Слайд 7.
Назовите основные признаки каждой группы животных: насекомые — имеют 6 ног; рыбы — чешую; птицы — перья; звери — шерсть.)
Ответы детей (деревья, дорожки, люди, качели и.т.д.)
Ребята обсуждают
Узнать, кто живет в парке
Ответы детей
(птицы, пчелы и т.д.)
Насекомые, птицы, звери, рыбы
Выдвигать гипотезы и их обосновывать (Познавательные УУД).
Целеполагание
(Регулятивные УУД).
Классификация, анализ с целью выделения существенных признаков
(Познавательные УУД).
Применение нового знания
(10 минут)
- Физминутка. (Слайд 8) Сейчас я вам буду загадывать загадки. Если это птица – то вы будете показывать как она летает, если насекомое – то как жужжит, если рыба- -то как плавает, если зверь, то как прыгает. Итак, встали. Будьте внимательны!
1. Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
2. Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)
3. С хвостом, а не зверь,
с перьями, а не птица. (Рыба)
4. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
5. Я по дереву стучу,
червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Всё равно он будет мой! (Дятел)
6. Роет, роет
Ход подземный строит
Роет, строит ловко
Спальню и кладовку (Крот)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
7. Всю ночь летает
- мышей добывает.
А станет светло
- спать летит в дупло. (Сова)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук)
- Молодцы! Садитесь!
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Прочитайте задание № 1 на с. 18. Каких насекомых вы ещё знаете?
- Каких других насекомых вы знаете?
Выполните задание № 2 на с. 18.
Каких птиц вы видели? А каких на рисунке нет?
Дополнительную информацию вы можете прочитать в атласе- определителе «От земли до неба»
- А кому из вас нравиться бывать в нашем парке?
- Почему?
- Что нужно делать, чтобы в парке было красиво?
- Правильно, нужно соблюдать правила поведения. Какие правила знаете вы? Как вы сможете сохранить красоту парка? (можно использовать Приложение 1) (Слайд 9)
Вот мы с вами правила назвали, а их можно нарисовать. Ребята из другого класса нарисовали вот такие плакаты. Что они обозначают? (Приложение 2) (Слайд 10)
Дома, кто хочет, тоже нарисуйте плакаты, а мы их на следующем уроке разберем.
(Слайд 11)
2015 год в Республике Татарстан объявлен Годом парков и Скверов. Давайте и мы с вами тоже примем активное участие. (Вывешивается эмблема. Приложение 3)
«Летают»
«Жужжат»
«Плавают»
«Скачут»
«Летают»
«Скачут»
«Жужжат»
«Летают»
«Жужжат»
Ответы детей
Ответы детей
- Можно отдыхать, играть и т.д.
Ответы детей
Ответы детей ( Не кричать. Не мусорить и т.д.)
Контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном (Регулятивные УУД).
ценить природу; осознавать любовь к родному городу, желание сохранить его красоту (Личностные УУД):
Уметь соблюдать правила поведения в парках и скверах города, чтобы не нарушить жизнь животных (Коммуникативные УУД)
Рефлексия
(5 минут)
- Какова была цель нашего урока?
- Мы узнали, кто живет в парке?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало затруднение?
(Слайд 13)
Спасибо за урок. А сейчас я хочу вам предложить отдохнуть и посмотреть видеоролик «Птицы»
- Узнать, кто живет в парке
- Да
Ответы детей
Ответы детей
Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).
Приложение 1
Правила поведения в парке
1. В парке ходи по тропинкам и дорожкам. Помни: в траве и в подстилке обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того, от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения.
2. Не шуми. Крик и громкая музыка пугают лесных обитателей, и они могут покинуть свои жилища.
3. Не рви цветы. Сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян — не будет и цветущих растений.
4. Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку погубить легко, достаточно подержать ее в руке, и с ее крылышек опадут чешуйки, она не сможет больше летать.
5. Не разрушай муравейники. Муравьи по хвоинке, по соломинке долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи — санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям.
6. Не трогай птичьи гнезда. Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: потревоженные птицы могут покинуть гнездо, а примятая трава или сломанная ветка сделают его заметным для хищников.
7. Не рви паутину, лучше понаблюдай, как паук охотится.
8. Не разжигай костер. Пожар в считанные часы может все погубить.
9. Не оставляй мусор. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто.
10. Будем стараться узнавать названия животных, наблюдать за ними, замечать их повадки, чтобы заботиться о животных.