Просмотр содержимого документа
«Особенности общения детей младшего возраста»
Особенности общения детей младшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов.
С того момента, как ваш ребенок вырос из пеленок, стал посещать детский сад, гулять во дворе, его круг общения значительно расширился. Если раньше единственными «собеседниками» малыша были мама, папа и другие близкие родственники, то сейчас это сверстники – такие же дети, как и он сам. Чем взрослее ребенок, тем больше и ощутимее общение со взрослыми уходит на второй план, отдавая приоритет контактам с друзьями.
Если со стороны понаблюдать за тем, что происходит в каждой группе детского сада, то можно заметить, что в каждой из них отношения между детьми буквально бурлят, кипят, то взрываясь, то успокаиваясь. В течение дня ребенок в детском саду может несколько раз поссориться, помириться, обидеться и натворить множество мелких пакостей. Взаимоотношения между детьми дошкольного возраста очень эмоциональны, потому что они действуют, говорят и делают то, что им хочется, что велят их чувства. Дети переживают богатую гамму чувств, тогда как отношения между взрослыми строятся с учетом здравого смысла, рассудка, общепринятых норм и правил. Общение со сверстниками в дошкольном детстве – это богатый жизненный опыт для ребенка, который станет основой в его дальнейшем развитии как личности. От того, каким будет этот первый опыт общения, будет во многом зависеть и определять его отношение к окружающему миру и людям
Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимоотношений. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: потребности и мотивы. Если взрослый не научится распознавать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, он не сможет понять его и правильно оценить ситуацию. Тоже относится к общению детей друг с другом. Неблагополучие в одной сфере общения может повлечь за собой неудачи в другой. Задача взрослого состоит в том, чтобы направлять их развитие в нужное русло. А для этого необходимо знать и общие закономерности развития общения, и их специфику в разных сферах. Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослым.
С чего же начинается общение? Первое полугодие жизни ребенка представляет собой эмоционально – личностное общение с окружающими людьми, которое удовлетворяет его потребность во внимании. Значение этой первой сферы общения трудно переоценить. Привязанность к взрослому, которая возникает у ребенка, делает его очень восприимчивым к общению. Сформированная у ребенка первая, ситуативно-личностная форма общения является тем кирпичиком, на основе которого начинают строится дальнейшие успехи и потребности ребенка. На смену эмоциональному общению приходит общение практическое, которое и составляет основу взаимодействия ребенка с взрослым вплоть до трех лет. В этот период жизни ребенка общение как бы вплетается в новую, теперь уже более существенную для малыша сферу овладения предметными действиями.
/
Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка. Меняются и средства, с помощью которых общаются старший и младший участники игры: это обмен игрушками, совместные игры, обучение использованию предметов по назначению.