В настоящее время большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений в группе детского сада, так как идет подготовка к участию в жизни общества. Проблема развития взаимоотношений в группе детей является одной из самых молодых и самых сложных. Взаимоотношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоциональных переживаемых связей между членами группы. Отношение к другому человеку проявляется прежде всего в общении. Рассматривая развития общения детей со сверстниками, мы можем проследить пути формирования отношений к другим детям в дошкольном возрасте:
В процессе игры дети пристально и ревниво наблюдают за успехами сверстников и постоянно оценивают их. Реакции детей на оценку взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а его неудачи вызывают нескрываемую радость. В этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, проявляется зависть, ревность, обида на сверстника. к 6 годам значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Изучая взаимоотношения детей, очень важно обращать внимание на гендерные различия детей дошкольного возраста.
Воспитывать мальчиков и девочек нужно по - разному. Рассмотрим качества, особенности девочек и мальчиков дошкольного возраста:
Качества, особенности | Девочки | Мальчики |
Аналитический склад ума | Аналитический ум поровну наделен между полами. |
Амбициозность | Девочки живее и отчетливее представляют свои будущие достижения | Мальчиков приходиться подталкивать к своим представлениям о будущих достижениях |
Способность к точным наукам | В дошкольном возрасте способности идентичны. |
Восприимчивость к внешней агрессивности | Девочки менее восприимчивые, чем мальчики | Мальчики более болезненно воспринимают внешние агрессивности. |
Зрительная и слуховая память | Одинаковая восприимчивость зрительной и слуховой памяти обоих полов. |
Агрессивность | Девочки менее агрессивнее, чем мальчики. | Мальчики становятся агрессивными с 2,5 лет |
Ориентация на местности | Девочки менее ориентированы на местности | Мальчики проявляют большие способности в ориентации на местности |
Пассивность | Девочки проявляют тише и результативнее | Мальчики проявляют активность шумно и резко. |
Развитие чувства коллективизма | Девочки объединяются в группы из 2 – 3 человек. | Мальчики обычно объединяются в большие компании. |
Чувствительность к прикосновениям | Существенных различий нет |
Подчинение чужому влиянию | Девочки чаще следуют собственному мнению. | Мальчики придерживаются «правил игры», принятых в компании. |
Активность | Девочки менее подвижны, более усидчивы, реже выражают желание отвечать, даже если знают правильный ответ | Мальчики более подвижны, менее усидчивы, чаще выражают готовность отвечать. |
Пугливость | Девочки чаще жалуются, что им страшно, но на их поведении это не сказывается, оно такое же, как у мальчиков | Поведение идентично девочкам. |
Комплекс неполноценности | Девочки лучше приспосабливаются к различным житейским ситуациям | Мальчики считают себя сильными и гордятся этим |
Участие в соревнованиях | Девочки также как и мальчики охотно вступают в соревнования с другими детьми |
Умение командовать | Девочки добиваются результатов мягко и постепенно | Мальчики имеют склонность навязывать свои требования ровесникам и даже взрослым |
Особенности эмоциональной сферы | У девочек на эмоциональный фактор реакция более продолжительная, т.к. их мозг поддерживается в состоянии готовности к последующим воздействиям | Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор. Они быстро снижают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность. |
Реакция на оценку взрослого | Девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Они эмоционально реагируют на любую оценку, при этом у них активизируют все отделы мозга. Если ругаете девочку, то не сразу высказывайте свое отношение к ней, т.к. бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают | Для мальчиков речевая оценка взрослого эффективна, если она конкретна и оценивает их деятельность, мальчик должен знать, чем конкретно вы не довольны, и иметь возможность вновь «проиграть» свои действия. |
Поведение | Девочки менее возбудимы, раздражительны, агрессивны. | Излишняя подвижность, выраженная поисковая активность (всюду лезут, все портят), нетерпеливость, несдержанность. |
Речь | У девочек речь развита лучше, чем у мальчиков. | Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. |
Особенности мышления | У девочек лучше развита речь и словесно – логическое мышление. Эти особенности ярко проявляются в рисунках – девочки обычно рисуют людей (принцесс), в том числе и себя. | У мальчиков лучше развито пространственное и образно – логическое мышление. Эти особенности ярко проявляются в рисунках – мальчики чаще изображают технику во всех деталях. |
Восприятие | У девочек больше развито слуховое восприятие, чем зрительное восприятие | У мальчиков больше развито зрительное восприятие, чем восприятие слуховое. |
Особенности познания мира и обучения | Стратегия обучения в детском саду чаще всего рассчитана на девочек, т.к. учат женщины, у которых другой тип мозга и мышления. Девочки ориентированы на отношения между людьми, поэтому на занятиях они стараются устанавливать контакт со взрослыми. | На занятиях мальчики долго раскачиваются, чаще задают вопросы для получения какой – то конкретной информации, т.к. мальчики больше ориентированы на информацию, нежели на отношения. |
Интересы | Узкий круг интересов. Игры больше опираются на «ближнее зрение». Играют в ограниченном пространстве. Интересы охватывают объекты непосредственного окружения, многое связано с бытом. | У мальчиков круг интересов достаточно широк, нередко выходит за пределы образовательной программы. Пространство, в котором находятся интересующие мальчиков объекты, практически не ограниченно. Игры опираются на «дальнее зрение». Если мало пространство они осваивают вертикальное пространство. |
Ориентация к новой обстановке | Девочки в непривычной обстановке теряются, с трудом находят себе занятия. Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками | Мальчики хорошо ориентируются в непривычной обстановке, легко находят место при различных переменах, сохраняют свою деловитость. |
Поведенческие депривации | Маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. | Женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки. |
Игровой стиль | Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. | Мальчики чаще всего играют в шумные подвижные игры, в которых чем больше народу, тем лучше. |
Рисунки детей | Девочки любят рисовать принцесс и автопортреты, рисунки яркие с большим количеством мелких деталей. | Мальчики на рисунках изображают окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, машины и военные сражения. У мальчиков почти каждый рисунок новое, неожиданное принципиальное решение. |
Отношение дошкольника к полу другого ребенка | Девочки в любом возрасте имеют позитивное отношение к представительницам своего пола и негативное к представителям противоположного пола. | Мальчики в любом возрасте имеют позитивное отношение к представителям обоих полов. |
Воспитание | Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково, т.к. они по – разному смотрят и видят, слушают и слышат, по – разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. |
Обращая внимание на особенности мальчиков и девочек, разработаны рекомендации родителям для воспитания детей дошкольного возраста по гендерному различию.
Постарайтесь быть для своих детей образцом поведения (мужского и женского).
Предоставьте детям возможность общаться с детьми своего и противоположного пола (посещение ДОУ, прогулки, посещение и приглашение гостей и др.)
Знакомьте детей с родословной семьи, рассказывайте интересные истории, которые произошли с членами вашей семьи. Они будут способствовать развитию интереса ребенка к истории семьи, воспитывать уважение к старшим, послужат примером для подражания.
Формируйте у ребенка поведение, свойственное представителям его пола, с помощью совместных праздников, отдыха. При организации таких мероприятий необходимо учитывать возраст детей, ведь многие интересные для взрослых развлечения для них не подходят.
Чаще привлекайте детей к посильной для них помощи родителям по дому.
Организуйте пространство для игр с учетом пола ребенка.
Читайте художественную литературу и анализируйте с точки зрения проявления мужественности и женственности.
Не оставляйте без ответа вопросы детей о поведении мужчин и женщин. Если ребенок не получит ответа, он найдет его сам, и не всегда этот ответ будет верным.
Если у вас возникают вопросы или затруднения в решении подобного рода задач, обращайтесь за советом к педагогам ДОУ, они всегда рады оказать помощь.