РЕШЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Юнкевич С.В.
ГБПОУ РО «Волгодонский педагогический колледж»
В условиях изменений социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности.
После долгих лет «бесполой педагогики» наступило время обращения к проблеме гендерного воспитания. С 1990-х годов гендерному воспитанию начинает уделяться внимание, что указывает на актуальность проблемы.
Стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование.
Решение гендерных проблем в педагогике получило законодательное обоснование в нормативных документах «Законе об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО.
В настоящее время объективно существуют противоречия между:
- объективной потребностью общества в решении гендерных проблем воспитания детей дошкольного возраста;
- недостаточными условиями для гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Чтобы не впасть в «ошибочную линию полоролевого воспитания» разведем понятия «пол» и «гендер» с помощью лингвистического анализа. По мнению Виктора Ефимовича Кагана: «Пол-это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку)». Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии.
Гендерное воспитание осуществляется с помощью механизмов, и обусловлено социокультурными нормами, а также зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребенку, так и ребенка к матери. По многим параметрам социального и эмоционального развития ребенка решающую роль играют не только родители, но и дошкольное образовательное учреждение.
Поэтому первоочередной задачей дошкольных образовательных учреждений является использование взаимодействия с семьями воспитанников для решения гендерных проблем воспитания дошкольников.
Условия взаимодействия с семьями воспитанников определило диагностическое обследование, показатели которого раскрыли гендерные проблемы воспитания дошкольников.
Анализ детских рисунков показал недостаточную сформированность гендерной идентичности, четкое и однозначное восприятие своего пола или же чрезмерный интерес к противоположному полу
Анализ опроса, по методикам из полустандартизированного интервью В. Е. Кагана и серии вопросов, предложенных И. П. Шелухиной, помог выявить представления детей о роли занятости мужчины и женщины в семье, определения знаний о различиях девочек и мальчиков, культуре их общения, знание о «женских» и «мужских» видах деятельности, профессиях, как внешних, так и внутренних аспектах мужественности и женственности.
Познавательный компонент свидетельствуют об отдельных, часто ошибочных знаниях о семье, выполняемых функциях мужчины и женщины, сына, дочери, неполные знания о специфических видах деятельности (искусство, отдых, увлечение) разных членов семьи. В семьях доминирует «фемининное» воспитание, т.е. воспитанием детей занимаются в основном женщины.
Наблюдения за игровой деятельностью детей показали, что дети не всегда могли договориться в совместной деятельности. У детей наблюдались агрессивные реакции при взаимодействии с представителями противоположного пола, что сильно влияет на гендерную социализацию. В большинстве игр наблюдалось лишь многократное повторение одних и тех же действий.
Можно сделать вывод о том, что в практике ДОУ процесс гендерного воспитания у воспитанников происходит стихийно.
Следовательно, необходима целенаправленная работа по решению гендерных проблем воспитания путем реализации условий взаимодействия учреждения с семьями.
Необходимо организовать мероприятия направленные на повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста, как в традиционной, так и нетрадиционный формах.
В перспективе сотрудничества организовать фотоконкурс. В рамках которого, каждая семья подготовит фоторепортаж, отразив половозрастную хронологию родителей и родных. Последовательность событий и периоды взросления, посредством фотографий, восстанавливать при участии детей. Данное взаимодействие направлено на решение проблем дошкольников в определении гендерной идентичности.
Планировать досуговые мероприятия и тематические акции с активным участием мужчин.
Совместное участие родителей в одной эстафете, в приготовлении блюда, в посадке дерева, а вместе с тем дифференциация нагрузки с учетом гендерной принадлежности, раскроют особенности гендерного поведения и определят образцы для подражания. На примере своих родных, воспитанники увидят, что и мужчины и женщины, имеют одинаковое право на социальные функции в семье и обществе.
Рекомендации родителям по вопросам воспитания мальчиков и девочек, имеют значение в повышении уровня компетентности в вопросах гендерного воспитания. Опыт использования картинок–ситуаций, с изображением «Гендерных ситуаций» способствовал включению и погружению детей в атмосферу символического проживания собственного и группового гендерного опыта, а также эмоциональной актуализации гендерного «Я» девочек и мальчиков.
В результате организации взаимодействия ДОУ и семьи в вышеуказанной перспективе у детей увеличатся знания о профессиях, о социальном статусе мужчины и женщины. Воспитанники будут называть причины дифференцированного подхода к организации трудовых действий.
Наблюдения за игровой деятельностью мальчиков девочек показали, что игровое взаимодействие между детьми разных полов несколько изменилось, замечено некоторое объединение детей в группы независимо от половой принадлежности, мальчики и девочки чаще стали организовывать совместные игры. У детей повысился эмоциональный настрой на принятие в игру ребенка противоположного пола.
Практическая значимость опыта заключается в формировании комплекса мероприятий по взаимодействию с родителями для решения проблем гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Литература
1. Абубакирова Н.И. Что такое гендер?//Общественные науки и современность. – 1996. − №6. – С. 123-125.)
2. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 212 с.
3.Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.
4.Маховер К. «Проективный рисунок человека». – М.: Смысл, 1996.
5.Ускембаева М. Особенностей гендерного самосознания детей дошкольного возраста. //http://www.genderstudies.info/magazin/magazin 07 02.htm