kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения.

         Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В Федеральном государственном образовательном стандарте определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди них - первичные представления ребенка о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявление уважения к своему и противоположному полу.В тоже время согласно ФГОС ДОу воспитанников необходимо формировать интегративные качества - «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)». Реализация этой задачи также не возможно безучета гендерных особенностей воспитанников.

Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.

Актуальность выделенной проблемы определили выбор темы проекта «Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения».

Практика показала, что эффективность процесса гендерного воспитания, обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:

  1. Диагностика гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.
  2. Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.
  3. Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.
  4. Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.

Цель проекта: Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения.

Задачи:

 - создать развивающую среду, способствующую поло-ролевой познавательной активности дошкольников;

 - составить и систематизировать типичные проблемные ситуации по формированию гендерной компетентности воспитанников;

- формировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;

- повысить компетентность у родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков.

Требования к организации гендеронаправленной предметно-развивающей среды:

а) привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

б) достаточность и полнота материала для игр

в) наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий.

г) наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.

Моя роль как педагога - направить усилия детей на использование отдельных элементов среды с учётом гендерных,  индивидуальных особенностей и потребностей.

         Работу начала с определения уровня гендерной компетентности детей, где были использованы следующие диагностические методики:

Беседа(А.М. Щетинина, О.И. Иванова).

Тестовое задание «Красивый мужской и женский поступок» Е.Н.Татаринцева.

Наблюдение Е.Н.Татаринцева.

В результате диагностики выявлено, что высокий уровень показали  на начало года было всего 20% детей, а на конец – уже 40%; средней – 25%, на конец – 40%; низкий уровень  показали 25%, а в конце – 10%.

Модель педагогического процесса при обучении мальчиков и девочек выстроена с учетом дифференцированного подхода. В структуру каждой деятельности включаю следующие элементы:

  1. Игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Используется элементы технологии проблемного обучения «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
  2. Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)

         В зависимости от возраста воспитанников, целей деятельности,  использую четыре уровня проблемности в обучении:

1. Первый уровень используется в младшей группе, педагог полностью руководит процессом.

2. Второй уровень, когда педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. На третьем уровне – у ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. На четвертом уровне – самый высокий уровень, когда: ребёнок должен увидеть проблему самостоятельно, сформулировать и найти пути решения.

         Проанализировав гендерные отличия мальчиков и девочек, я сформировала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволяет избежать многих ошибок в воспитании детей.

         Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

С этой целью нами используются активные  формы работы с родителями:

-проект «Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья»

- семейный вечер «Давайте поиграем!» (родители – ведущие подвижных игр);

         Диагностика в старшей группе на начало года показала, что у детей повысился уровень гендерной компетентности.

 В результате системной работы выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения.»

Анненкова

Вера Владимировна

воспитатель первой категории

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

« Детский сад № 52»


Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения.


В современном обществе отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения.

Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В Федеральном государственном образовательном стандарте определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди них - первичные представления ребенка о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявление уважения к своему и противоположному полу.В тоже время согласно ФГОС ДОу воспитанников необходимо формировать интегративные качества - «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)». Реализация этой задачи также не возможно безучета гендерных особенностей воспитанников.

Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.

Актуальность выделенной проблемы определили выбор темы проекта «Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения».

Практика показала, что эффективность процесса гендерного воспитания, обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:

  1. Диагностика гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.

  2. Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.

  3. Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.

  4. Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.

Цель проекта: Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения.

Задачи:

- создать развивающую среду, способствующую поло-ролевой познавательной активности дошкольников;

- составить и систематизировать типичные проблемные ситуации по формированию гендерной компетентности воспитанников;

- формировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;

- повысить компетентность у родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков.

Требования к организации гендеронаправленной предметно-развивающей среды:

а) привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

б) достаточность и полнота материала для игр

в) наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий.

г) наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.

Моя роль как педагога - направить усилия детей на использование отдельных элементов среды с учётом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей.

Работу начала с определения уровня гендерной компетентности детей, где были использованы следующие диагностические методики:

Беседа(А.М. Щетинина, О.И. Иванова).

Тестовое задание «Красивый мужской и женский поступок» Е.Н.Татаринцева.

Наблюдение Е.Н.Татаринцева.

В результате диагностики выявлено, что высокий уровень показали на начало года было всего 20% детей, а на конец – уже 40%; средней – 25%, на конец – 40%; низкий уровень показали 25%, а в конце – 10%.

Модель педагогического процесса при обучении мальчиков и девочек выстроена с учетом дифференцированного подхода. В структуру каждой деятельности включаю следующие элементы:

  1. Игровое моделирование и прогнозирование ситуаций.. Используется элементы технологии проблемного обучения «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»

  2. Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)

В зависимости от возраста воспитанников, целей деятельности, использую четыре уровня проблемности в обучении:

1. Первый уровень используется в младшей группе, педагог полностью руководит процессом.

2. Второй уровень, когда педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3. На третьем уровне – у ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. На четвертом уровне – самый высокий уровень, когда: ребёнок должен увидеть проблему самостоятельно, сформулировать и найти пути решения.

Проанализировав гендерные отличия мальчиков и девочек, я сформировала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволяет избежать многих ошибок в воспитании детей.

Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.

С этой целью нами используются активные формы работы с родителями:

-проект «Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья»

- семейный вечер «Давайте поиграем!» (родители – ведущие подвижных игр);

Диагностика в старшей группе на начало года показала, что у детей повысился уровень гендерной компетентности.

В результате системной работы выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анненкова Вера Владимировна

Дата: 24.03.2016

Номер свидетельства: 309636


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства