Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения.
Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения.
В современном обществе отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения.
Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В Федеральном государственном образовательном стандарте определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди них - первичные представления ребенка о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявление уважения к своему и противоположному полу.В тоже время согласно ФГОС ДОу воспитанников необходимо формировать интегративные качества - «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)». Реализация этой задачи также не возможно безучета гендерных особенностей воспитанников.
Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.
Актуальность выделенной проблемы определили выбор темы проекта «Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения».
Практика показала, что эффективность процесса гендерного воспитания, обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:
Диагностика гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.
Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.
Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.
Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.
Цель проекта: Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения.
Задачи:
- создать развивающую среду, способствующую поло-ролевой познавательной активности дошкольников;
- составить и систематизировать типичные проблемные ситуации по формированию гендерной компетентности воспитанников;
- формировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;
- повысить компетентность у родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков.
Требования к организации гендеронаправленной предметно-развивающей среды:
а) привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
б) достаточность и полнота материала для игр
в) наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий.
г) наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.
Моя роль как педагога - направить усилия детей на использование отдельных элементов среды с учётом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей.
Работу начала с определения уровня гендерной компетентности детей, где были использованы следующие диагностические методики:
Беседа(А.М. Щетинина, О.И. Иванова).
Тестовое задание «Красивый мужской и женский поступок» Е.Н.Татаринцева.
Наблюдение Е.Н.Татаринцева.
В результате диагностики выявлено, что высокий уровень показали на начало года было всего 20% детей, а на конец – уже 40%; средней – 25%, на конец – 40%; низкий уровень показали 25%, а в конце – 10%.
Модель педагогического процесса при обучении мальчиков и девочек выстроена с учетом дифференцированного подхода. В структуру каждой деятельности включаю следующие элементы:
Игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Используется элементы технологии проблемного обучения «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)
В зависимости от возраста воспитанников, целей деятельности, использую четыре уровня проблемности в обучении:
1. Первый уровень используется в младшей группе, педагог полностью руководит процессом.
2. Второй уровень, когда педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. На третьем уровне – у ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. На четвертом уровне – самый высокий уровень, когда: ребёнок должен увидеть проблему самостоятельно, сформулировать и найти пути решения.
Проанализировав гендерные отличия мальчиков и девочек, я сформировала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволяет избежать многих ошибок в воспитании детей.
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.
С этой целью нами используются активные формы работы с родителями:
-проект «Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья»
Диагностика в старшей группе на начало года показала, что у детей повысился уровень гендерной компетентности.
В результате системной работы выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения.»
Анненкова
Вера Владимировна
воспитатель первой категории
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
« Детский сад № 52»
Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованиемтехнологии проблемного обучения.
В современном обществе отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения.
Период дошкольного детства — это то время, когда у ребенка раскрываются уникальные возможности, данные ему своим полом. В связи с этим по-новому видятся цели воспитания и обучения мальчиков и девочек. В Федеральном государственном образовательном стандарте определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Среди них - первичные представления ребенка о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявление уважения к своему и противоположному полу.В тоже время согласно ФГОС ДОу воспитанников необходимо формировать интегративные качества - «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)». Реализация этой задачи также не возможно безучета гендерных особенностей воспитанников.
Гендерный подход в образовании — это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Ученые разграничивают понятия гендерного и полоролевого воспитания. В чем их отличие? Гендерный подход в отличие полоролевого не является жестко регламентирующим схему поведения и взаимодействия с людьми, главное в нем — учет интересов личности и смягчение различий между полами.
Актуальность выделенной проблемы определили выбор темы проекта «Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения».
Практика показала, что эффективность процесса гендерного воспитания, обеспечиваться комплексом следующих педагогических условий:
Диагностика гендерных особенностей детей в педагогическом процессе.
Организация предметно-развивающей среды, ориентированной на гендерное саморазвитие детей.
Создание ситуаций выполнения гендерных ролей дошкольниками.
Просвещение родителей в вопросах гендерного воспитания девочек и мальчиков.
Цель проекта: Формирование гендерной компетентности дошкольников с использованием технологии проблемного обучения.
Задачи:
- создать развивающую среду, способствующую поло-ролевой познавательной активности дошкольников;
- составить и систематизировать типичные проблемные ситуации по формированию гендерной компетентности воспитанников;
- формировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;
- повысить компетентность у родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков.
Требования к организации гендеронаправленной предметно-развивающей среды:
а) привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
б) достаточность и полнота материала для игр
в) наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр — путешествий.
г) наличие атрибутов, обозначающих ролевые позиции в игре.
Моя роль как педагога - направить усилия детей на использование отдельных элементов среды с учётом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей.
Работу начала с определения уровня гендерной компетентности детей, где были использованы следующие диагностические методики:
Беседа(А.М. Щетинина, О.И. Иванова).
Тестовое задание «Красивый мужской и женский поступок» Е.Н.Татаринцева.
Наблюдение Е.Н.Татаринцева.
В результате диагностики выявлено, что высокий уровень показали на начало года было всего 20% детей, а на конец – уже 40%; средней – 25%, на конец – 40%; низкий уровень показали 25%, а в конце – 10%.
Модель педагогического процесса при обучении мальчиков и девочек выстроена с учетом дифференцированного подхода. В структуру каждой деятельности включаю следующие элементы:
Игровое моделирование и прогнозирование ситуаций.. Используется элементы технологии проблемного обучения «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)
В зависимости от возраста воспитанников, целей деятельности, использую четыре уровня проблемности в обучении:
1. Первый уровень используется в младшей группе, педагог полностью руководит процессом.
2. Второй уровень, когда педагог направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. На третьем уровне – у ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. На четвертом уровне – самый высокий уровень, когда: ребёнок должен увидеть проблему самостоятельно, сформулировать и найти пути решения.
Проанализировав гендерные отличия мальчиков и девочек, я сформировала алгоритм взаимодействия с девочками и мальчиками, который позволяет избежать многих ошибок в воспитании детей.
Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей.
С этой целью нами используются активные формы работы с родителями:
-проект «Вместе с мамой, вместе с папой мы идем в страну Здоровья»
Диагностика в старшей группе на начало года показала, что у детей повысился уровень гендерной компетентности.
В результате системной работы выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.