Просмотр содержимого документа
««Мир воды» экологический проект по познавательному развитию в подготовительной группе»
Экологический проект по познавательному развитию«Мир воды» вподготовительной группе
Вид проекта: исследовательско-творческий Продолжительность: долгосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания
сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей
способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными
продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это
огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях
окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами
поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.
Воспитание экологической культуры – долгий путь
формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие
экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.
Реализация проекта «Мир воды» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей во второй половине дня по перспективному планированию 1раз в неделю. Во время занятия проводятся эксперименты в зависимости от
сложности в форме игры – экспериментирования. Организация опытно – экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у
ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.
Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и
явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.
Задачи:
Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход
деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
Активизировать природоведческий словарь ребенка.
Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.
Цели:
Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.
Дать представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости.
Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
Дать представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха).
Научить разным способам очистки воды.
Рассказать о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассмотреть воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показать ее народно – хозяйственное значение (водопровод, канализация, система орошения полей,
рыбоводческие хозяйства и т.д.).
Способствовать формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).
Предполагаемый результат:
Воспитание у детей бережного отношения к объектам
окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные
действия по ее сохранению и улучшению.
Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.
Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
Посещение с ребенком сельской библиотеки для накопления информации о воде.
Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
Подготовить информацию для родителей по темам:
Эксперимент в детском саду;
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
Почему воду нужно беречь?
Составление схемы «Круговорот воды в природе».
Провести презентацию «Мир воды».
Совместная деятельность с детьми
Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен
«Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» и др.
Использование фольклорных материалов.
Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде»,
«Водоемы».
Беседы на темы:
Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной? Какие свойства воды ты знаешь?
Зачем человеку нужна вода?
А еще кому нужна вода?
Что было бы, если бы с земли ушла вода?
Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.
Составление кроссвордов, ребусов.
Отгадывание загадок.
Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).
словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.
Совместная деятельность с родителями:
Создание выставки рисунков «Мир воды».
Посещение с ребенком сельской библиотеки для накопления информации о воде.
Создание коллажа «Круговорот воды в природе»
Изготовление книжек – малышек о воде.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ
Методические рекомендации по данной теме.
Привлечение музыкального руководителя
Поиск методической литературы.
Заключительный этап проекта:
Развлечение на тему «Волшебница вода»
Конечный продукт проекта:
Методические разработки занятий, подборка экспериментов с водой.
Методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Список используемой литературы:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Мю: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная
деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в
мире поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ
Сфера, 2009.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова; худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. – 2003.
Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.:Вентана – Граф, 2012.