kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мир природы родного края

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Главная идея проекта: в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры  дошкольников.

Цель: Формирование у  дошкольников познавательно – исследовательского, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе родного края.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мир природы родного края»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

17 «Звездочка» города Лесосибирска»










ПРОЕКТ 

«Мир природы родного края»







Составитель: старший воспитатель

Самсонова Жанна Алексеевна




ПРОЕКТ 

«Мир природы родного края»

Вид проекта: познавательно – исследовательский                                                               


 Продолжительность проекта:  - 1 год

 

Начало проекта: май 2015 г

 

Окончание проекта: май 2016 г.

 

 

Актуальность проблемы: 

  

Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому очень важно в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

           Дети лучше знают представителей животного, растительного мира тропиков, тундры, саванны и других природных зон, чем представителей природы родного края. Недостаточно внимания уделяется развитию экологической культуры дошкольников. Выступая с этой проблемой на педагогическом совете, родительском собрании группы, изучив литературу пришли к выводу о разработке и внедрении проекта «Мир природы родного края».   

 Главная идея проекта: в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры дошкольников.

 

Цель: Формирование у дошкольников познавательно – исследовательского, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе родного края.

Задачи: 

- Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы родного края, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления воспитанников об окружающем мире;

- Формирование экологической культуры личности;

- Развитие у воспитанников способностей к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;

- Воспитание эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

- Привлечь внимание родителей, педагогов ДОУ к проблемам экологического воспитания дошкольников.

- Укрепление связи детского сада – родителей

- Обеспечение психологического комфорта, эмоционального настроя детей на включение в творческую деятельность, воспитание любви к родному краю, городу.

 

 Основные направления:

  • Познавательное направление работы способствует более глубокому расширению экологических знаний воспитанников через познавательные мероприятия, которые включают следующие формы:

-   дидактические игры,

- беседы,

- спектакли;

- викторины.

  • Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы Красноярского края, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:

 - театрализованные представления на экологическую тему;

- праздники;

- экологические игры;

-  игры-путешествия.

  • Изучение растительного и животного мира, ландшафтов Красноярского края, связанное с практическими действиями (практическое направление работы)

- совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ,

- работа на огороде и аптекарской клумбе;

-оформление цветников;

-подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

  • Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектно - исследовательской деятельности, экскурсий в природу по малой экологической тропе, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.  

Участники проекта: 

- Воспитанники ДОУ

- Администрация, педагоги ДОУ;

- Родители; 

Роль родителей в реализации проекта: 

·        - совместное озеленение участка детского сада;

·        - участие родителей в экологических развлечениях;

·        - участие в тематических выставках поделок из природного материала;

·        -организация выставки рисунков о природе.

-Создание малой экологической тропы

·        -  совместный выпуск экологических бюллетеней, сообщений.

·        - участие в экологических экспедициях в парк, сквер.

 





Этапы реализации проекта: 

1. Исследование проблемы:   ( 01.05.2015 – 31. 05 2015)

2. Подготовительный этап:    (с 31. 05.2015 по 01.09. 2015)

3. Этапы работы:                    ( с 01.09. 2013 по 30.04. 2016)

4. Подведение результатов:   (с 01.05. 2016 по 26.05.2016)

 Итоговые мероприятия:

1. оформление информационных стендов «Экологическое воспитание детей», «Роев ручей», «Заповедник Столбы»;
2. Акция «Берегите елочку»
3. Экологический праздник «День птиц»
4. презентация альбома «Хвойные деревья родного края»;
5. Экологическая викторина  «По лесным тропинкам».

6. выставка семейного рисунка «Наш Батюшка Енесей»;

7.Презентация лекарственной грядки

Проблемы 

Что нужно

знать

Что нужно

создать

Что нужно

организовать

Результат

* Природные условия Красноярского края:

- Климат

- Растительный и животный мир.

Материально – техническое оснащение для экспериментально – исследовательской работы.

Кто может помочь.

- Создание инициативной группы;

- Создание творческой группы;

- Картотеку практического материала;

- Мини лабораторию;

-Малую экологическую тропу на территории ДОУ 

 


-Экскурсии в парк, сквер.

- Анкетирование родителей по проблеме.

-Родительское собрание.

-Семинар для педагогов ДОУ

 

Проведение диагностики воспитанников.

Обобщение положительного опыта исследовательского опыта.

Создание банка данных  объектов природы Красноярского края.

 










План работы с детьми 

на 2015 – 2016 учебный год 

Планирование мероприятий зависит от природных условий. Одна тема включает в себя несколько мероприятий (чтение, экскурсии, беседы и др.) на усмотрение педагога.

Проектно – исследовательская деятельность ведется в течении года.

 

Тема

Цель

 

Краткое содержание

 

Почему деревья нынче «золотые».

Развивать познавательные интересы, дать представление о красящих веществах содержащихся в листьях деревьев, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

 

Экскурсия по территории детского сада «Деревья, что нас окружают». Сезонные изменения, характерные особенности. Работа со схемами «Жизнь и развитие листочка». Стихотворение Е.Трутнева «Осень».

Чем красива осенняя природа. Почему осенью желтеют листья. Могут ли березы расти в тундре или в тропиках. Экологическая игра «Разрешается – запрещается».  Учить видеть красоту осеннего леса.

Целевая экскурсия по малой экологической тропе

«Осенний переполох в муравейнике».

Расширить знания детей об особенностях жизни насекомых осенью, воспитывать интерес к природе.

 

Насекомые. Полезные и вредные. Почему осенью исчезают насекомые.

Наблюдение за поведением муравьев, зарисовка наблюдений в дневники.

 

 Занятие на малой экологической тропе:

«Осенний карнавал растений»

Расширить представления воспитанников  о морфологических характеристиках растений.

Развивать наблюдательность, учить делать выводы по результатам наблюдений.

Прививать любовь к природе, желание быть хозяином на земле, чувство ответственности за красоту и чистоту природы.

Чем дерево отличается от кустарника.

Рябина. В какое время бывает особенно красива рябина.

Изготовление альбома растения нашего участка.

Эколого - музыкальный праздник «Путешествие в сказочный лес».

Расширить представления детей о осенних приметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.

 

Конкурс чтецов «Здравствуй осень». Пословицы, поговорки. Пение песен о природе. Слушание записи  пения птиц. Экологические игры «Живые цепочки», «Дерево, кустарник, трава», «Хорошо – плохо»

Улетают, улетели…

Расширение представлений о перелётных птицах. Знакомство с народными приметами и литературными произведениями о перелётных птицах. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.

 

Стихотворение Е.Благинина  «Улетают, улетели…»  Рассказ Г.Скребицкого  «Первыми тронулись в путь». Ласточки, скворцы, синички. Разгадывание кроссвордов.

 Как звери Красноярского края готовятся к зиме.

Формировать представление о подготовке зверей к зиме, рассмотреть зависимость животного мира от сезонных явлений. Пополнение информационного банка данных в природном уголке.

 

Белкина кладовка. Загадки. Медведь. Еж. (Красная книга).

Презентация детьми сообщений о подготовке животных к зиме.

Солнце – источник тепла и света.

Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света, развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе.

Что может случится, если Солнце станет холодным? Поставить с детьми опыты: где предметы нагреваются быстрее – в тени или на солнце. Отметить наблюдения в дневниках.

 

 Где рождаются снежинки.

Расширять знания детей о природе, об окружающем мире.

Где рождается снег. Произведение С.Покровского «Зима». Поговорки, загадки. Если бы у нас всегда было лето, то мы смогли бы увидеть снежинки?

Зарисовка снежинок в дневниках наблюдениях.

 

 Загадки хвойного леса.

Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположение на побегах хвоинок этих деревьев.

Воспитывать доброту, отзывчивость, эстетические чувства любовь к природе; развивать речь, умение объяснить то или иное явление природы

Д. Зуев «Зимний лес». Пословицы. Поговорки. Загадки.

Акция «Берегите елочку»

 

 

Проект:

Они остались зимовать и мы им будем помогать.

Познакомить детей с жизнью пернатых зимой и оказывать им помощь в зимовке. Воспитывать бережное отношение к птицам, испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Подготовка с родителями кормушек, семян растений.

Кормление птиц, наблюдения и зарисовка – работа с дневником наблюдений.

Произведения Г.Карпен «Завтрак», Г.Скребицкий «Сорока». Загадки. З.Александрова «Новая столовая» спектакль

 

 Как зимуют животные нашего края. «Кто главный в лесу?»


Познакомить детей с жизнью животных зимой; учить различать следы зверей; воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Книга зимы. Следы на снегу.

А знаете ли вы, как заяц спать ложится? Помощь животным. Загадки. Бурый медведь (Красная книга). Чем бурый медведь отличается от белого?

Тематическое занятие

«Роев ручей»

 

 

Формировать  представления о

животных заповедника «Роев ручей»

их пищевой зависимости от человека, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные, уточнить представления о приспособленности хищников к жизни в вольерах и клетках, воспитывать познавательный интерес.

Просмотр документального фильма «Из жизни обитателей заповедника»

Беседа по просмотренному фильму.

 

Загадки.

 

Необычное в обычном «Красноярский столбы»

Познакомить детей с созданием заповедника «Столбы», знакомить с растениями, животными этого заповедника;

 Просмотр фрагмента документального фильма «Заповедник столбы», обсуждение. 

 Весна. Цветение растений

Расширять знания о природе; знакомить с растениями своего города. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и лекарственным растениям. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Развивать наблюдательность.

Беседа о наблюдении за весенней природой. Деревья, которые цветут – черёмуха, вишня.

Д.Кайгородов « Букет из перелесок». Лекарственные растения: мать – и – мачеха, одуванчики.

 

 Пора вить гнезда

Сформировать у детей представление о жизни птиц весной. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живем.

Гнезда. Сорока. Скворечник. Наблюдение за гнездами сорок на территории детского сада.

 

Экологический праздник «Здравствуйте, пернатые

друзья!»

Создать атмосферу увлеченности коллективной, творческой деятельностью. Привлечь родителей к изготовлению и размещению скворечников. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живём.

Весенние русские – народные заклички, песенки.

Народные игры и забавы.

О.Цингер «Летят перелётные птицы».

Помощь людей птицам  закрепление на участке скворечников.

Экологический праздник «День птиц»

 

 Проснулись насекомые.

Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность.

Насекомые. Шмели. Муравьи. Наблюдение за муравейником на участке, что с ним происходит после зимы.

 

Деревья Тайги.

Воспитывать любовь к природе; формировать у дошкольников ответственное отношение к природным богатствам края.

 

Знакомство с деревьями: кедр, ель, осина, сосна.

 

Сказка пестрого луга

Научить определять травы, отличать полезные травы от сорных, лесные цветы; воспитывать бережное, ответственное отношение природе.

Экскурсия по малой экологической тропе: лекарственные клумбы и цветники.

Лесные цветы, травы - сорняки. Тысячелистник. Ромашка. Одуванчик. Подорожник. Клевер.

 

 Реки  нашего края.

Сформировать представление о реках как экосистеме и показать его роль в природе и в жизни человека. Познакомить детей с самой могучей рекой края «Енисей» и малыми реками Красноярского края. (Ангара, Тасей)

Видео презентация (просмотр и обсуждение)

выставка семейного рисунка «Наш Батюшка Енесей»;


 Итоговые занятие.

КВН «Мы – друзья природы»

Обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи;  воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь; воспитание любви к природе.

Экологическая игра

 «По лесным тропинкам».

Викторина.

Акция «Зеленый участок»

 

 

 

Привлечь детей, родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада. Создание гармоничного жизненного пространства для детей. Создать максимальные условия для воспитательно – образовательной работы с детьми на прогулке.

Разработка плана – проекта участка.

Подбор материала, рассады.

Трудовые поручения.

 

«Не торопись сорвать, подумай»

(Летние работы на цветниках)

 

 

Учить детей осуществлять уход за растениями в цветнике. Закрепить знания о лекарственных травах (ромашка, календула, мелиса и др.) Развивать внимание, наблюдательность. Учить проявлять заботу о растениях.

Привлечь детей к разбивке цветника, посадке рассады лечебных трав, поливу растений и прополке серников.

Зарисовка  роста растений.

Как климатические условия влияют на рост растений.

 

 

 

 









Результаты реализации проекта: 

1.Усвоение дошкольниками полученных знаний;

2. изменение поведения по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков;

3.приобретение и самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и природе;

4. участие в посильной практической деятельности;

5.воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира;

6.умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков; способствовать видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы.

7. Создание предметно – развивающей среды для проведения исследовательской работы.

8. Изготовленный совместно с родителями, «банка» данных о растениях и животных Красноярского края.

 

 


 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мир природы родного края

Автор: Самсонова Жанна Алексеевна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318100

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Статья «Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_ekologhichieskoie_vospitaniie_doshkol_nikov_v_protsiessie_oznakomlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "422993"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1498218385"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Формирование патриотических чувств у детей через привитие любви к природе, родному краю "
    ["seo_title"] => string(100) "formirovaniie-patriotichieskikh-chuvstv-u-dietiei-chieriez-privitiie-liubvi-k-prirodie-rodnomu-kraiu"
    ["file_id"] => string(6) "109784"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405023584"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Урок развития речи в 9 классе на тему:  «Подготовка к сочинению - рассуждению о природе родного края». "
    ["seo_title"] => string(110) "urok-razvitiia-riechi-v-9-klassie-na-tiemu-podghotovka-k-sochinieniiu-rassuzhdieniiu-o-prirodie-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "219874"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434397428"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Проект "Ознокомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края" "
    ["seo_title"] => string(91) "proiekt-oznokomlieniie-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-s-prirodoi-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "154898"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421225784"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" "
    ["seo_title"] => string(109) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-izuchieniie-prirody-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "116124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412265388"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства