Главная идея проекта: в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры дошкольников.
Цель: Формирование у дошкольников познавательно – исследовательского, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе родного края.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мир природы родного края»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей
№17 «Звездочка» города Лесосибирска»
ПРОЕКТ
«Мир природы родного края»
Составитель: старший воспитатель
Самсонова Жанна Алексеевна
ПРОЕКТ
«Мир природы родного края»
Вид проекта: познавательно – исследовательский
Продолжительность проекта: - 1 год
Начало проекта: май 2015 г
Окончание проекта: май 2016 г.
Актуальность проблемы:
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому очень важно в системе работы с дошкольниками по экологическому воспитанию вынести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто сведений о природных объектах и явлениях.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Мы считаем, что важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.
Дети лучше знают представителей животного, растительного мира тропиков, тундры, саванны и других природных зон, чем представителей природы родного края. Недостаточно внимания уделяется развитию экологической культуры дошкольников. Выступая с этой проблемой на педагогическом совете, родительском собрании группы, изучив литературу пришли к выводу о разработке и внедрении проекта «Мир природы родного края».
Главная идея проекта: в соответствии с требованиями современных программ создать благоприятные условия для изучения природы родного края и развития экологической культуры дошкольников.
Цель: Формирование у дошкольников познавательно – исследовательского, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к природе родного края.
Задачи:
- Продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи в явлениях природы родного края, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления воспитанников об окружающем мире;
- Формирование экологической культуры личности;
- Развитие у воспитанников способностей к анализу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
- Воспитание эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
- Привлечь внимание родителей, педагогов ДОУ к проблемам экологического воспитания дошкольников.
- Укрепление связи детского сада – родителей
- Обеспечение психологического комфорта, эмоционального настроя детей на включение в творческую деятельность, воспитание любви к родному краю, городу.
Основные направления:
Познавательное направление работы способствует более глубокому расширению экологических знаний воспитанников через познавательные мероприятия, которые включают следующие формы:
- дидактические игры,
- беседы,
- спектакли;
- викторины.
Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы Красноярского края, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме:
- театрализованные представления на экологическую тему;
- праздники;
- экологические игры;
- игры-путешествия.
Изучение растительного и животного мира, ландшафтов Красноярского края, связанное с практическими действиями (практическое направление работы)
- совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ,
- работа на огороде и аптекарской клумбе;
-оформление цветников;
-подкормка птиц, изготовление и развешивание кормушек и скворечников, способствует привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектно - исследовательской деятельности, экскурсий в природу по малой экологической тропе, фенологических наблюдений, опытов, которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.
Участники проекта:
- Воспитанники ДОУ
- Администрация, педагоги ДОУ;
- Родители;
Роль родителей в реализации проекта:
· - совместное озеленение участка детского сада;
· - участие родителей в экологических развлечениях;
· - участие в тематических выставках поделок из природного материала;
· -организация выставки рисунков о природе.
-Создание малой экологической тропы
· - совместный выпуск экологических бюллетеней, сообщений.
· - участие в экологических экспедициях в парк, сквер.
Этапы реализации проекта:
1. Исследование проблемы: ( 01.05.2015 – 31. 05 2015)
2. Подготовительный этап: (с 31. 05.2015 по 01.09. 2015)
3. Этапы работы: ( с 01.09. 2013 по 30.04. 2016)
4. Подведение результатов: (с 01.05. 2016 по 26.05.2016)
Создание банка данных объектов природы Красноярского края.
План работы с детьми
на 2015 – 2016 учебный год
Планирование мероприятий зависит от природных условий. Одна тема включает в себя несколько мероприятий (чтение, экскурсии, беседы и др.) на усмотрение педагога.
Проектно – исследовательская деятельность ведется в течении года.
Тема
Цель
Краткое содержание
Почему деревья нынче «золотые».
Развивать познавательные интересы, дать представление о красящих веществах содержащихся в листьях деревьев, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
Экскурсия по территории детского сада «Деревья, что нас окружают». Сезонные изменения, характерные особенности. Работа со схемами «Жизнь и развитие листочка». Стихотворение Е.Трутнева «Осень».
Чем красива осенняя природа. Почему осенью желтеют листья. Могут ли березы расти в тундре или в тропиках. Экологическая игра «Разрешается – запрещается». Учить видеть красоту осеннего леса.
Целевая экскурсия по малой экологической тропе
«Осенний переполох в муравейнике».
Расширить знания детей об особенностях жизни насекомых осенью, воспитывать интерес к природе.
Насекомые. Полезные и вредные. Почему осенью исчезают насекомые.
Наблюдение за поведением муравьев, зарисовка наблюдений в дневники.
Занятие на малой экологической тропе:
«Осенний карнавал растений»
Расширить представления воспитанников о морфологических характеристиках растений.
Развивать наблюдательность, учить делать выводы по результатам наблюдений.
Прививать любовь к природе, желание быть хозяином на земле, чувство ответственности за красоту и чистоту природы.
Чем дерево отличается от кустарника.
Рябина. В какое время бывает особенно красива рябина.
Изготовление альбома растения нашего участка.
Эколого - музыкальный праздник «Путешествие в сказочный лес».
Расширить представления детей о осенних приметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её.
Конкурс чтецов «Здравствуй осень». Пословицы, поговорки. Пение песен о природе. Слушание записи пения птиц. Экологические игры «Живые цепочки», «Дерево, кустарник, трава», «Хорошо – плохо»
Улетают, улетели…
Расширение представлений о перелётных птицах. Знакомство с народными приметами и литературными произведениями о перелётных птицах. Воспитание чувства сопричастности к окружающей природе.
Стихотворение Е.Благинина «Улетают, улетели…» Рассказ Г.Скребицкого «Первыми тронулись в путь». Ласточки, скворцы, синички. Разгадывание кроссвордов.
Как звери Красноярского края готовятся к зиме.
Формировать представление о подготовке зверей к зиме, рассмотреть зависимость животного мира от сезонных явлений. Пополнение информационного банка данных в природном уголке.
Презентация детьми сообщений о подготовке животных к зиме.
Солнце – источник тепла и света.
Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света, развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе.
Что может случится, если Солнце станет холодным? Поставить с детьми опыты: где предметы нагреваются быстрее – в тени или на солнце. Отметить наблюдения в дневниках.
Где рождаются снежинки.
Расширять знания детей о природе, об окружающем мире.
Где рождается снег. Произведение С.Покровского «Зима». Поговорки, загадки. Если бы у нас всегда было лето, то мы смогли бы увидеть снежинки?
Зарисовка снежинок в дневниках наблюдениях.
Загадки хвойного леса.
Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположение на побегах хвоинок этих деревьев.
Воспитывать доброту, отзывчивость, эстетические чувства любовь к природе; развивать речь, умение объяснить то или иное явление природы
Д. Зуев «Зимний лес». Пословицы. Поговорки. Загадки.
Акция «Берегите елочку»
Проект:
Они остались зимовать и мы им будем помогать.
Познакомить детей с жизнью пернатых зимой и оказывать им помощь в зимовке. Воспитывать бережное отношение к птицам, испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Подготовка с родителями кормушек, семян растений.
Кормление птиц, наблюдения и зарисовка – работа с дневником наблюдений.
Произведения Г.Карпен «Завтрак», Г.Скребицкий «Сорока». Загадки. З.Александрова «Новая столовая» спектакль
Как зимуют животные нашего края. «Кто главный в лесу?»
Познакомить детей с жизнью животных зимой; учить различать следы зверей; воспитывать любовь к природе, ко всему живому.
Книга зимы. Следы на снегу.
А знаете ли вы, как заяц спать ложится? Помощь животным. Загадки. Бурый медведь (Красная книга). Чем бурый медведь отличается от белого?
Тематическое занятие
«Роев ручей»
Формировать представления о
животных заповедника «Роев ручей»
их пищевой зависимости от человека, учить составлять экологические цепочки, аргументировать свои ответы, закрепить понятия хищники и травоядные, уточнить представления о приспособленности хищников к жизни в вольерах и клетках, воспитывать познавательный интерес.
Просмотр документального фильма «Из жизни обитателей заповедника»
Беседа по просмотренному фильму.
Загадки.
Необычное в обычном «Красноярский столбы»
Познакомить детей с созданием заповедника «Столбы», знакомить с растениями, животными этого заповедника;
Просмотр фрагмента документального фильма «Заповедник столбы», обсуждение.
Весна. Цветение растений
Расширять знания о природе; знакомить с растениями своего города. Воспитывать бережное отношение к одуванчику и лекарственным растениям. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Развивать наблюдательность.
Беседа о наблюдении за весенней природой. Деревья, которые цветут – черёмуха, вишня.
Д.Кайгородов « Букет из перелесок». Лекарственные растения: мать – и – мачеха, одуванчики.
Пора вить гнезда
Сформировать у детей представление о жизни птиц весной. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живем.
Гнезда. Сорока. Скворечник. Наблюдение за гнездами сорок на территории детского сада.
Экологический праздник «Здравствуйте, пернатые
друзья!»
Создать атмосферу увлеченности коллективной, творческой деятельностью. Привлечь родителей к изготовлению и размещению скворечников. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живём.
Весенние русские – народные заклички, песенки.
Народные игры и забавы.
О.Цингер «Летят перелётные птицы».
Помощь людей птицам закрепление на участке скворечников.
Экологический праздник «День птиц»
Проснулись насекомые.
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность.
Насекомые. Шмели. Муравьи. Наблюдение за муравейником на участке, что с ним происходит после зимы.
Деревья Тайги.
Воспитывать любовь к природе; формировать у дошкольников ответственное отношение к природным богатствам края.
Знакомство с деревьями: кедр, ель, осина, сосна.
Сказка пестрого луга
Научить определять травы, отличать полезные травы от сорных, лесные цветы; воспитывать бережное, ответственное отношение природе.
Экскурсия по малой экологической тропе: лекарственные клумбы и цветники.
Сформировать представление о реках как экосистеме и показать его роль в природе и в жизни человека. Познакомить детей с самой могучей рекой края «Енисей» и малыми реками Красноярского края. (Ангара, Тасей)
Видео презентация (просмотр и обсуждение)
выставка семейного рисунка «Наш Батюшка Енесей»;
Итоговые занятие.
КВН «Мы – друзья природы»
Обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь; воспитание любви к природе.
Экологическая игра
«По лесным тропинкам».
Викторина.
Акция «Зеленый участок»
Привлечь детей, родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада. Создание гармоничного жизненного пространства для детей. Создать максимальные условия для воспитательно – образовательной работы с детьми на прогулке.
Разработка плана – проекта участка.
Подбор материала, рассады.
Трудовые поручения.
«Не торопись сорвать, подумай»
(Летние работы на цветниках)
Учить детей осуществлять уход за растениями в цветнике. Закрепить знания о лекарственных травах (ромашка, календула, мелиса и др.) Развивать внимание, наблюдательность. Учить проявлять заботу о растениях.
Привлечь детей к разбивке цветника, посадке рассады лечебных трав, поливу растений и прополке серников.
Зарисовка роста растений.
Как климатические условия влияют на рост растений.
Результаты реализации проекта:
1.Усвоение дошкольниками полученных знаний;
2. изменение поведения по отношению к окружающим объектам и мотивации поступков;
3.приобретение и самостоятельная реализация элементарных навыков экологически безопасного поведения в быту и природе;
4. участие в посильной практической деятельности;
5.воспитание чувства ответственности за свои поступки и понимание их последствий для окружающего мира;
6.умение и желание прогнозировать некоторые последствия своих поступков; способствовать видеть красоту окружающего мира, образное восприятие природы.
7. Создание предметно – развивающей среды для проведения исследовательской работы.
8. Изготовленный совместно с родителями, «банка» данных о растениях и животных Красноярского края.