Проект "Ознокомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края"
Проект "Ознокомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края"
Проект"Ознокомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края".
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Для чего нужно изучать природу родного края? Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Иркутской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект "Ознокомление детей старшего дошкольного возраста с природой Родного края" »
Проект
«Ознакомление детей старшего дошкольноговозраста с природой Родного края»
База реализации проекта:
МБОУ «Верх-Рождественская ООШ»
воспитанники подготовительной группы
Разработчик:
Воспитатель: Дурышева Любовь Ивановна
Автор: Дурышева Любовь Ивановна
Тип проекта: методический, исследовательско - творческий, долгосрочный.
Срок реализации: 1 год.
Участники: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению природы родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. К сожалению, мы еще не умело, используем сочетание программного и краеведческого материала с целью формирования у детей общечеловеческих ценностей, представлений о ценности мира, природы, человека. Для чего нужно изучать природу родного края? Рекомендация образования, начиная с дошкольного возраста, выполняет высокую созидательную миссию. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира.
Использование лексического материала краеведческого содержания позволяет ребенку, не только научиться грамматически правильно и свободно излагать свои мысли, но пробудить в себе эмоционально - чувственное отношение к природе нашего края.
Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.
В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сенситивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.
Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о природе Родного края, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволит совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной. Данная программа решит задачи воспитания маленького гражданина не равнодушного к проблемам региона.
Направленность проекта – приобщение детей к природе родного края.
Новизна и актуальность – система подачи задач, методов, средств по знакомству детей старшего дошкольного возраста с природой Иркутской области, с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности.
Наш девиз: «Природа и мы – одно целое!»
Я считаю, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно - философской категорией «Мы», то есть единство.
Мы – это жители планеты, все живое на Земле: люди, животные, растения.
Мы – это выражения нашего родства и гуманного способа совместного проживания.
Мы – это все, от кого зависит жизнь планеты и каждого живущего на ней.
Мы – это те, кто уже владеет опытом взаимодействия с природой и кто только начинает приобщение к нему.
Мы- это дети и взрослые живущие в Сибири и любящие свою природу.
Мы – это коллектив педагогов и родителей, осуществляющих экологическое образования детей!
Успех моей педагогической деятельности.
Готовность осуществлять экологическое образование детей.
Совместно взаимодействовать с детьми в природе.
Каждый день общаться с природой, изучать ее и беречь.
Создавать экологическую развивающую среду в группе.
Быть примером для своих воспитанников в общении с природой.
Быть защитником , а не только потребителем природных богатств.
Мои заповеди.
Прими все, что есть в природе.
Ищи истину в природе вместе с ребенком.
Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.
Искренне восхищайся красотой природы и всем, что есть вокруг.
Цель проекта:
Способствовать формированию приобщения детей к природе родного края посредством поэтапного решения задач.
Задачи проекта:
Познакомить детей с разнообразием растительного и животного мира Иркутской области, ее экологией.
Развитие эмоционально – чувственного отношения у детей к окружающему, средствами регионального компонента.
Воспитание элементов экологической культуры, заботливого и бережного отношения к природе.
Объект проектной деятельности
Развивающая среда как основа приобщения детей дошкольного возраста к экологической культуре Родного края.
Предмет проектной деятельности
Система работы, направленная на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста с Родным краем, с учетом ведущих принципов краеведения и системности, с учетом регионального компонента позволяет совершенствовать экологическую работу в старшем дошкольном возрасте
Принципы работы:
Принципа регионализма, реализация проекта с учетом своеобразия региона и успешной социализации личности в условиях жизнедеятельности своего региона.
Принцип гуманизма, экологическая культура воспитания, осознанного бережного отношения к природным экосистемам региона.
Принципа системности, знания об особенностях животного и растительного мира Родного края.
I этап проекта.
1.Диагностическая методика выявления представлений о природе родного края, старшего дошкольного возраста.
Цель: Определить уровни освоения представлений детей о природе родного края, согласно программе, соответствующие им познавательные, речевые умения, отношения.
2.Составление перспективно - творческого плана. По ознакомлению детей с природой родного края .
1. Блок «Байкал самый, самый».
(знания о географическом положении Байкала, уникальность озера, размер, глубина, возраст, происхождение, климат, ветра).
2. Блок «Растения Сибири».
(знания о растительном мире Сибири, о взаимосвязи, приспособлении к изменению среды обитания: световых, тепловых условий, о многообразии растительного мира).
3. Блок «Животные нашего края».
(знания о типичных представителях нашего края, их приспособлении к среде обитания; показать цепи питания, приспособление к изменению среды обитания).
4. Блок «Защитим природу».
(знания о научно – трудовой деятельности людей в природе, об исследователях, ученых, работниках музеев, туризма, отдыха; проблемы экологии, охраны).
II этап проекта
Цель: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
1. Использование словесных методов:
Беседы, легенды о Байкале (в гости к детям приходил персонаж Сибирячек, знакомил детей с легендами, сказками, рассказами, стихами о нашем крае).
Аудиозаписи о природе и животном мире – закрепление голосов животных и природных шумов (дети слушали шум леса, голоса птиц, зверей. Проводились игры «Узнай по голосу птиц», «О чем поет ручей»).
Составление экологических сказок – развитие творческого рассказывания, воспитание экологической культуры детей и бережного отношения к природе (дети составляли сказки на тему: «Байкал в беде», «Синичкин день», «Все живое на земле - родня»).
Загадалки – обогащение словаря (дети самостоятельно придумывали загадалки, использовали прилагательные, сравнения. Например: рыжая, пушистая, шустрая, прыгучая, похожа на солнышко (белка)).
Чтение художественной и познавательной литературы – поиск новых знаний (дети готовили сообщения и выступали с ними на занятиях: о нерпе, о голомянки, о зимующих птицах и др.)
2.Использование метод экспериментирования и моделирования.
Использование схем, моделей – зрительная опора для придумывания творческих рассказов, сказок (составляли сказки на основе полученных знаний: «В гости к первоцветам», «Приключения волны на Байкале»).
Использование карт, составление планов – развитие мышления, образного восприятия (складывание разрезной карты Байкала, составление маршрута для путешествия по тайге).
Экспериментирование с природным материалом – развитие познавательной деятельности (дети знакомились со свойствами природного материала, происходило формирование грамматических категорий. Например: камни – каменистый, песок – песчаный).
Создание макетов – продуктивная деятельность, использование их в игре, развитие ведущих каналов восприятия («Чьи следы», «Где, чей домик»).
Пиктограммы (мимическое отражение настроения) – формирование словаря чувств. Например: Байкал грустный, грозный, приветливый и др.
3.Практические методы.
Проведение акций: «Берегите елки», «Покормите птиц зимой»; создание плакатов, конкурсы: «Лучшая кормушка», «Жалобная книга природы» - составление творческих рассказов детей, мотивация отношения к природе.
Создание гербариев – поисковая деятельность, закрепление знаний о растениях, правила поведения с растениями. Собрали гербарии: «Деревья и кустарники », «Цветы и травы родного села».
Ведение дневников «Мои наблюдения» - фиксирование результатов наблюдений (дети отражали последовательность изменений в наблюдениях за природными объектами: наблюдение за осенними листьями, эксперименты со снегом и льдом, наблюдения за ветками весной).
Природные поделки – развитие творческих способностей, закрепление знаний (проводились конкурсы «Осенние фантазии», «Вторая жизнь вещей, «Лесная сказка).
4.Наглядные методы.
Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий – донести детям всю красоту нашего края («Заповедники», «Цветы Сибири», «Легенды»).
5.Создание зон экологической среды.
Уголок познавательной литературы (энциклопедии, познавательная и художественная литература, журналы «Сибирячек», легенды, сказки).
Экологическая мини – лаборатория (стаканчики для опытов, бумага для фильтрования, лупы, природный материал: камушки, песок, разная по составу земля, листья, ветки, шишки, мох, спилы разных деревьев; журналы наблюдений).
6.Работа с родителями.
Беседы родителей с детьми о природе родного края.
Помощь в составлении гербариев.
Участие в оснащении мини – музея.
Организация поездок – экскурсий на Байкал.
Пополнение художественной и научной литературы.
Участие в соревнованиях (викторины, КВН).
Выполнение домашних заданий (составление рассказов, фотомонтажи, природные поделки).
Анкетирование.
Ожидаемый результат.
Знание детей приближаются к системным.
Дети проявляют устойчивый, познавательный интерес, его экологии.
Могут прогнозировать негативные воздействия человека на окружающую среду.
Проявляют чувства гордости и восхищения за родное село.
Литература:
1.Л.А. Мишарина «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал»
2.Золотова Е.И, «Знакомим дошкольников с миром животных»/Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. М.: «Просвещение», 1988г.
3.Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». Пособие для работников дошкольных учреждений. Сфера, 2003 год.
4.Марковская М.М. «Уголок природы в детском саду». – М.: «Политиэдат», 1990 год.
5.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». М.: «Сфера», 2003 год.
6.Рыжова Н., Логинова Л. «Мини – Музей в детском саду». – М: 2008 год.
7.Кондратьева Н.Н, «Мы. Программа экологического образования детей». «Детство – пресс», 2000 год.