kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные  методические  рекомендации   являются  результатом практического опыта работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОО»

структурное подразделение «Детский сад «Аленький цветочек»» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 2 с.Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области










Методические рекомендации

для музыкальных руководителей ДОО

по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста











Подготовила: музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Татьяна Анатольевна Бутина











с. Приволжье

2025 г.

Данные методические рекомендации являются результатом практического опыта работы.

Актуальность

Стандарты нового поколения требуют формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда

содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной

творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.» [1, п. 2.6 ] Музыкальный руководитель должен помочь ребенку войти в мир музыкальных образов, развивать музыкальность и художественный вкус, творческие устремления. Конечным же результатом такой работы будет музыкально – эстетическое развитие ребенка дошкольника.

Основные цели и задачи музыкальной деятельности в детском саду «приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.» [2, с. 104]

Цель данных методических рекомендаций – оказание методической помощи музыкальным руководителям ДОО по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста на примере моего опыта работы.

Считаю необходимым обозначить ряд основных правил, которые соблюдаю в своей работе:

  • Всѐ новое – это хорошо забытое старое. Лишь изучив и освоив труды педагогов-классиков можно двигаться вперѐд: варьировать и внедрять инновации.

  • Во всех видах музыкальной деятельности участвуют все дети группы с учѐтом индивидуальных способностей. Сольные номера, дуэты или ансамбли готовим на индивидуальных занятиях или по подгруппам.

  • Нельзя нагружать детей подготовкой одновременно к нескольким

«грандиозным» мероприятиям. Практика показывает, что реалии сегодняшнего дня: участие в конкурсах, фестивалях, праздниках и череде различных мероприятий ДОО, вносят определѐнные коррективы в работу всего детского сада и в работу музыкального руководителя, в частности. В Программе ДОО прописан план основных праздников. Все остальные мероприятия проходят в форме тематических или комплексных занятий, развлечений, музыкальных гостиных, не требующих огромной подготовки детей. Составляют и проводят их воспитатели, музыкальный руководитель помогает музыкальным оформлением: используем уже знакомый детям

музыкальный репертуар, танцы по показу, игры, импровизации. Очень доступно раскрывает эту тему (и многие другие в том числе) Татьяна Эдуардовна Тютюнникова [4, с. 68]

  • Музыкальный репертуар подбираем очень тщательно! Он состоит из классической музыки русских и зарубежных композиторов, детских произведений советских композиторов, фольклорных образцов, детской современной музыки. «Музыкальные произведения, которые призваны осуществлять задачи воспитания, обучения и развития дошкольников, должны отвечать требованиям художественности, доступности и соответствовать педагогическим задачам». [3, с. 26]

Музыкальные произведения «из интернета» довольно часто не соответствуют данным критериям. Мы не делаем шоу с использованием взрослой «попсы». Мы занимаемся развитием и воспитанием детей дошкольного возраста! И эта ответственность лежит на наших плечах. Плечах специалистов – музыкальных руководителей ДОО.

  • Пение под фонограмму используем крайне редко, когда уже уверенно освоено музыкальное произведение.

  • Довольно часто поѐм без сопровождения, «что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон». [5, с. 3] Очень редко мы слышим пение a capella вообще. Если честно, то не слышим почти никогда! А оно должно присутствовать! Иначе у детей складывается стереотип: петь, не имея сопровождения, вообще невозможно! Возможно, потому что у каждого из нас есть свой единственный и неповторимый музыкальный инструмент – голос, и сопровождение – наше тело (хлопаем, топаем, щѐлкаем и тд.).

По всем видам музыкальной деятельности детей дошкольного возраста существуют различные образовательные технологии. Их использование определяется различными факторами: ФГОС ДО (п. 2.10), общеобразовательной программой дошкольного образования, уровнем образования и подготовки музыкального руководителя.

В работе с дошкольниками по всем видам музыкальной деятельности использую элементы следующих технологий:

Слушание музыки.

Элементы технологии формирования основ музыкальной культуры у дошкольников «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой использую при проведении всех видов занятий, бесед-концертов, интегрированных занятий познавательного цикла и по художественному творчеству, театрализованных постановок, праздников, концертов, физкультурно-спортивных мероприятий [6, с. 17], а также рекомендую родителям для домашнего прослушивания.

Ребѐнку нужно накопить музыкальные впечатления и постепенно пополнять примерный словарь, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки; музыкальный руководитель должен уметь увлечь детей беседой о музыкальном произведении; знакомство с произведением никогда не предваряю показом иллюстраций, но читаю созвучные по настроению стихи и сообщаю детям название произведения; важно дать понять, что, изображая какие-либо конкретные жизненные явления, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства; если ребѐнок сам находит выход из проблемной ситуации, то он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы; большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи педагога, мимика, и манера его общения с детьми (в соответствии с методическими рекомендациями автора) [6, 20-29]

Пение.

Художественно – педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждѐнном, естественном пении.

Системная работа позволяет учесть и вокальные, и физиологические особенности каждого ребѐнка, поэтому приоритетным в работе считаю индивидуальный подход к способностям каждого ребѐнка.

Основные задачи в процессе занятий следующие:

  • формировать у детей певческие умения, навыки, способствующие выразительному исполнению;

  • учить детей исполнять песни с помощью воспитателя и самостоятельно в сопровождении и без сопровождения инструмента на занятиях и вне их;

  • развивать музыкальный слух, приучая различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их длительность, направление движения мелодии, слышать себя во время пения, замечать и исправлять ошибки (слуховой самоконтроль);

  • развивать голос, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон, преодолевая монотонное "гудение" у низко и неточно поющих детей;

  • помогать проявлению творческих способностей, самостоятельному использованию знакомых песен в играх, хороводах, игре на детских музыкальных инструментах.

Чтобы успешно решить задачи, необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку и вокально - хоровые навыки» [3] (дыхание, звукообразование, дикция, артикуляция, чистота интонирования, пение в ансамбле).

Освоенный материал использую в проведении различных мероприятий ДОО. Мы делаем упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой ("Ладошки", "Кошка", "Обними плечи", "Насос" и другие) и системы Д. Огороднова («Понюхать цветок»).

В вокальной работе использую упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, С. Мерзляковой, Г. Струве.

Успешность вокально-хоровой работы определяет тщательный подбор репертуара. Перед тем как разучивать с детьми песню, музыкальный руководитель должен внимательно проанализировать еѐ примерно по следующей схеме:

  1. Воспитательная ценность: основная идея и характер музыкального воплощения.

  2. Литературный текст: общая оценка художественных качеств, особенности текста – наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

  3. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм, тесситура и диапазон.

  4. Структура (форма) песни: одночастная, двухчастная (запев, припев), куплетная. [3, с. 92]

С желанием занимаемся с детьми песенным творчеством. Начиная с младшей, средней групп выявляем склонности к нему и содействуем их успешному развитию. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более сложном и качественном уровне.

Результаты работы следующие:
    • дети любят петь;

    • понимают многие вокальные термины и дирижѐрские жесты;

    • научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

    • умеют начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно и вовремя попадая на первый звук;

    • научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Музыкально-ритмические движения.

Элементы технологии развития ритмической пластики у детей дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной применяю для формирования средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей и качеств личности. При освоении материала по данной технологии использую «вовлекающий» показ. Полисенсорная основа (вижу, слышу, чувствую) способствует гармоничному развитию личности ребѐнка. В качестве музыкального сопровождения – целостные произведения. Предлагаемый репертуар – ритмические композиции – используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на праздниках и утренниках. Технология применяется в работе с детьми 3-7 лет. Рекомендую к использованию материалы дисков № 1 «Коммуникативные танцы-игры», № 2 «Игры, этюды и упражнения». У материалов дисков №3 «Характерные и сюжетные танцы» и №4

«Пластические композиции» уровень сложности материала достаточно высокий. К данной программе автором написана великолепная пояснительная записка, планирование и методические рекомендации.

Игра на детских музыкальных инструментах

Технология Н.Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» исчерпывающе и доступно освещает все методы и подходы в освоении данного вида деятельности. Мы используем не озвученные и озвученные музыкальные игрушки-инструменты, но, к сожалению, не в таком многообразии, в каком предлагает автор.

Элементы технологии развития природной музыкальности у дошкольников Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» использую для открытия пути к совместной музыкальной деятельности, инструментального музицирования, развития творческой активности и музыкальных способностей детей 3-7лет. Для применения данной технологии существуют различные музыкальные инструменты: изготовленные на производстве и те, которые мы мастерим своими руками или при помощи родителей. Более широкое использование технологии сдерживают наличие готовых музыкальных инструментов и их высокая стоимость.

Принцип построения занятий – традиционный, но с введением необычных игровых моментов, сюрпризов, которые так нравятся детям. Каждое занятие включает в себя: музыкально-ритмические движения, пальчиковую гимнастику, распевание, развитие чувства ритма, пение, слушание музыки, игры, танцы и пляски.

Элементы технологии «Основы народной культуры» А.В. Кулѐва использую для художественно-эстетического развития детей средствами русской традиционной народной культуры. Данную технологию широко применяю в работе с детьми, начиная с раннего возраста: потешки, частушки, колыбельные песенки. Мы осваиваем наши русские традиции и дружно отмечаем праздники народного календаря. В работе использую различные жанры фольклорного материала: игры, песни, скороговорки, считалки.

Необходимо обратить внимание на музыкально-дидактические игры дошкольников, так как они объединяют все виды музыкальной деятельности.

«Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие у них музыкальных способностей:

мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм». [7, с. 2] Рекомендую использовать труды Н.Г. Кононовой «Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя» и Э.П. Костиной «Музыкально-дидактические игры: методическое пособие для формирования и развития музыкального слуха детей» [8].

Воспитанники нашего детского сада с удовольствием музицируют не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Мною пока освоены не все технологии, но это вопрос времени. Только лишь совершенствование профессионализма педагога позволяет успешно осуществлять педагогическую деятельность– трудиться музыкальным руководителем ДОО на благо воспитания и развития подрастающего поколения!

Список использованной и рекомендуемой литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Подред. Н.Е. Вераксы,Т.С.

Комаровой, М.А.Васильевой.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016

  1. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкол. воспитание» / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – 271 с., ил.

  2. ТЮТЮННИКОВА Т. Зазеркалье: Учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию для старших воспитателей, музыкальных руководителей, учителей музыки. – МОСКВА, 2017. – 75 с.

  3. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./Оформление обложки А.Ф. Лурье. – СПб.: Издательство

«Лань».1997.–64с.

  1. Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке.– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с. (1)

  2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.- М.: Просвещение, 1982.- 96 с., ил.

  3. Костина Э.П. Музыкально-дидактические игры: методическое пособие для формирования и развития музыкального слуха детей : звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического.- Ростов-на-Дону : Феникс, 2010.- 211 с.

  1. Буренина А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012. – 192 с.

  2. Ветлугина Н.А.Музыкальный букварь-М.:Просвещение,1985.

  3. Зимина А.И. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2004

  4. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А "Ладушки"

  5. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. Сада: Из опыта работы.- М.: Провсещение, 1990.- 159 с.: ли., нот.

  6. Мерзлякова С.И. Учим петь детей. Песни и упражнения для развития голоса. ФГОС ДО.- М.: ТЦ СФЕРА. – 2015

  7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – с. 336

  8. Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Ремесло и искусство педагога. Концептуально-методические основы муз. воспитания.– БИНОМДЕТСТВА, 2019. – 80с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации для музыкальных руководителей ДОО

Автор: Бутина Татьяна Анатольевна

Дата: 01.12.2025

Номер свидетельства: 678104

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "«Концептуальная модель включения учащихся в управление образовательным учреждением» "
    ["seo_title"] => string(102) "kontsieptual-naia-modiel-vkliuchieniia-uchashchikhsia-v-upravlieniie-obrazovatiel-nym-uchriezhdieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "106160"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402950630"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Технологическая карта интегрированной НОД «Путешествие в Подводное царство» для детей с ЗПР старшего возраста."
    ["seo_title"] => string(80) "tekhnologicheskaia_karta_integrirovannoi_nod_puteshestvie_v_podvodnoe_tsarstvo_d"
    ["file_id"] => string(6) "522246"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1570722480"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ, а так же организация их досуга "
    ["seo_title"] => string(95) "sokhranieniie-i-ukrieplieniie-zdorov-ia-vospitannikov-dou-a-tak-zhie-orghanizatsiia-ikh-dosugha"
    ["file_id"] => string(6) "178433"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424838589"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект занятия по теме "Театральные профессии" ( (Для детей 5-7 лет). "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-zaniatiia-po-tiemie-tieatral-nyie-profiessii-dlia-dietiei-5-7-liet"
    ["file_id"] => string(6) "108767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403852166"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка сценария педагогического совета для воспитателей ДОУ"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-stsienariia-piedaghoghichieskogho-sovieta-dlia-vospitatieliei-dou"
    ["file_id"] => string(6) "290139"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454927191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства