kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия: «Живая и неживая природа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие направлено на создание условий для развития познавательного интереса детей к окружающей природе,  развитие представлений о ней, умение выделять признаки живой и неживой природы, формирование у детей представления о том, как взаимосвязана живая и неживая природа. Основной вывод занятия - природу необходимо изучать и беречь.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия: «Живая и неживая природа»»



Методическая разработка занятия модуля

«Экспериментальная биология»

Тема занятия: «Живая и неживая природа»


Цель занятия: Дать представление о живой и неживой природе.

Задачи:

Предметные:

- - научить отличать объекты живой и неживой природы;

- научить выделять признаки живой и неживой природы;

- дать представление о главных условиях существования живой природы;

- формировать у учащихся представления о том, как взаимосвязана живая и неживая природа.

Метапредметные:

- развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы (уважать мнение партнера, вести диалог, дискуссию, отстаивать собственное мнение, корректировать высказывания партнера);

- учиться принимать и сохранять учебную задачу;

- развивать интерес к новому учебному материалу;

- учить подводить под понятия на основе распознавания существенных признаков объектов;

- развивать умение строить рассуждения, проводить сравнение по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.


Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку. Парты расставлены для работы в группах.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: «Ребята, перед каждой группой лежат конверты с картинками. Положите перед собой картинки из конверта №1. Я буду загадывать вам загадки, а вы выкладывайте последовательно друг за другом картинки с отгадками».



-Птица ходит по двору,

Будит деток поутру,

На макушке гребешок,

Кто же это? (петушок)

- Ползёт наоборот, задом наперёд,

Все под водой хватает клешней. (рак)

- Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами – стук,

Как зовут его? (индюк)

- У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (рыба)

- Те, с кем рядом я жужжала,


Помнят – у меня есть жало,

И на брюшке полоса,

Потому, что я … (оса)

- Все деревья с интересом

Изучает доктор леса.

Если дерево есть жук,

Доктор сразу: Тук-тук-тук. (дятел)

- Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)


Учитель: «Положите перед собой лист в клетку и напечатайте на нём первые буквы слов – отгадок. У вас получится слово (природа)».


  1. Открытие новых знаний.

Учитель: «Вспомните, что такое природа».

Дети: «Это все, что нас окружает; окружающий мир; - природа – это то, что вокруг нас, кроме предметов, которые сделал человек».

Учитель: «Рассмотрим признаки природы».

Работа в группах.

Учитель: «Положите перед собой картинки из конверта №2. Расположите картинки по порядку (у 3-х групп разные наборы картинок)».

1 группа.


2 группа.

3 группа.


Учитель: «Что общего в ваших группах картинок?»

Дети: «Они все летают. Это птицы. Они все рождаются из яйца».

Учитель: «Правильно, вылупляются. А можно ли считать этих птиц объектами природы?»

Дети: «Да. Все птицы – это природа».

Учитель: «Как вы думаете, почему птенцы превращаются во взрослых птиц?»

Дети: «Они просто вырастают. Чтобы вырасти, им надо хорошо питаться. Их родители кормят букашками и мошками».

Учитель: «Как вы думаете, как изменяется жизнь взрослых птиц по сравнению с птенцами?»

Дети: «Они улетают от своих родителей».

Учитель: «Не все, петух и индюк не улетают. Они – домашние птицы, поэтому остаются там, где родились».

Дети: «Они сами питаются, не ждут, пока им родители принесут еды. А еще у взрослых птиц рождаются свои дети – птенцы».

Учитель: «Нет. Сначала они оставляют яйца, а из них вылупляются птенцы».

Учитель: «Верно. Сначала взрослая птица откладывает яйца, из них вылупляются птенцы. Они питаются, растут, производят потомство, движутся, т.е. живут, умирают. Поэтому их называют объектами живой природы. А только птиц мы можем назвать объектами живой природы?»

Дети: «Не только птицы считаются живой природой. Все животные, которые питаются, растут, производят потомство, движутся, умирают, могут считаться живой природой».

Учитель: «А человек?»

Дети: «И человек – тоже живая природа».


  1. Проведение экспериментов


Учитель: «Раз мы с вами являемся объектами живой природы, попробуем сделать небольшой опыт. Наберите побольше воздуха и попробуйте задержать дыхание. (Дети задерживают дыхание, но не очень долго) Кто догадался, о каком еще признаке живой природы мы не сказали?»

Дети: «Всем нужен воздух. Живая природа не может не дышать».

Проведем опыт, доказывающий дыхание растений.


Вчера мы положили в одну стеклянную банку свежесрезанные побеги традесканции, во вторую – набухшие семена фасоли, в третью – корнеплоды моркови, четвертая банка пустая (для контроля). Все банки закрыты пластмассовыми крышками. Известно, что при дыхании выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение. Проверим, как изменился состав воздуха. Для этого опустим в каждую из банок зажженную свечу. В первых трех банках свеча гаснет. В четвертой – нет. Следовательно, побеги, прорастающие семена и корнеплоды израсходовали кислород и увеличили содержание углекислого газа.

Вывод: растения дышат.

Учитель: «Правильно. Еще один признак живой природы – дыхание».

Учитель: «Посмотрите на растение, куда тянутся веточки растения на подоконнике?»


Дети: «К солнышку. К свету, к теплу.»

Учитель: «Что необходимо цветку, чтобы он не завял?»

Дети: «Поливать. Нужна вода».

Учитель: «Ребята, может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы? Обоснуйте свой ответ.»

Дети: «Живая природа не может существовать без неживой и наоборот.

Все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, тепла, воздуха и воды».

Учитель: «Нужно ли беречь природу?»

Дети: «Да, природу надо беречь, потому что она дает нам много полезного и мы не можем жить без природы.».


Физминутка.


  1. Первичное закрепление знаний

Работа в группах.

Учитель: «Положите перед собой картинки из конверта №4 (у каждой группы разные наборы картинок). Выберите лишнюю картинку».


1 группа:

2 группа.

3 группа.

Дети выполняют задание.

Учитель: «Что у вас получилось?»

1 группа. «Лишнее – солнце. Оно не рождается, не дышит, не питается, не рождается потомство».

2 группа. «Мы все поняли. К живой природе относятся не только животные, но и растения. Лишнее – облако».

3 группа. «Лишнее – песок».

Учитель делает вывод: «Вы молодцы. Замечательно справились с заданием. К живой природе относят животных и растения (таблица)».


6.Обобщение материала в виде таблицы «Живая и неживая природа»

Учитель: «Обобщим полученные знания в виде таблицы».

Дети называют свойства объектов живой природы.

7. Закрепление материала с помощью тестов


Детям раздаются карточки с тестами

Учитель: «Прочитайте задания к тестам, выполните задания».

1.Природа бывает:

  • живая и неживая

  • живая и мертвая

  • живая, неживая и сделанная руками человека

2. Отметь верное высказывание:

  • Солнце, камни, песок, грибы, дождь, ветер – неживая природа

  • Растения, животные, грибы, люди, машины – живая природа.

  • Птицы, земноводные, рыбы, звери, пресмыкающиеся, насекомые – это животные.

3. Отметь (подчеркни) слова, обозначающие то, что относится к неживой природе.

  • Цветок луна дождь лед

  • камень машина глина песок

4.Отметь (подчеркни) те предметы, которые созданы руками человека.

  • Гриб  дом мост  комар

5.Подчеркни зеленым цветом, если это объект природы, красным – если это изделие.

  • Телевизор радуга стул дождь

6. Что такое природа?

  • Человек, растения, животные, солнце в небе, моря и океаны, космические корабли и пароходы, фабрики и заводы.

  • Солнце, Земля, воздух, вода, человек, растения, животные, грибы и микробы


8. Рефлексия.

  • На уроке я работал - (активно/пассивно)

  • Своей работой на уроке я - (доволен/не доволен)

  • Урок показался мне - (коротким/длинным)

  • За урок я - (устал/не устал)

  • Мое настроение стало - (лучше/хуже)

  • Материал урок мне был – (полезен/бесполезен; интересен/скучен)

  • Домашнее задание кажется мне – (легким/трудным)


Дети: «Мы достигли поставленных задач хорошо поработали в группах, провели эксперименты, с собой тоже, как с живым объектом. Мы понимаем, почему надо беречь природу»


9. Итог урока.


Учитель: «Что нового вы узнали на уроке?»

Дети: «Научились различать объекты живой и неживой природы, изучили свойства живой природы – дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание; рассматривать взаимосвязи между живой и неживой природой, понимаем, почему нужно беречь природу».


Спасибо за урок!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка занятия: «Живая и неживая природа»

Автор: Варигина Светлана Анатольевна

Дата: 03.09.2020

Номер свидетельства: 556878

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Краски осени»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_intieghrirovannoi_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_v"
    ["file_id"] => string(6) "355771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478418661"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-razdiela-uchiebnoi-proghrammy-po-okruzhaiushchiemu-miru"
    ["file_id"] => string(6) "124515"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414702187"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок биологии в 5 классе по теме "Связи живого и неживого" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-sviazi-zhivogho-i-niezhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "129873"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415786851"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОГО МИКРОКАБИНЕТА ГРУППЫ (пример)"
    ["seo_title"] => string(54) "pasport_mietodichieskogo_mikrokabinieta_gruppy_primier"
    ["file_id"] => string(6) "437186"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509980057"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства