kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я разработала раздел учебной программы по окружающему миру для того, чтобы показать его экологическую направленность,которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Учебный курс"Мир вокруг нас" носит личностно-развивающий характер. Его цель-воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностноокрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всего живого. На этой основе происходит становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека- доброта, терпимость, ответственность.

Особое значение придаётся новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1.Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2.Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем(моделей);

3.Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведению в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил,которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Раздел "Природа" составляет первую содержательную линию курса "Мир вокруг нас". В этой теме предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. Важное место в курсе занимает знакомство  с конкретными природными объктами ( воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления.Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде, следования которым составляет основу экологической культуры личности.

В разделе "Природа" учебный материал отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической направленности. Это естественнонаучные и экологические знания.Учебный материал рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Раздел курса реализует познавательные, развивающие и воспитательные цели и задачи.Учитываются возрастные особенности младших школьников.

В ходе усвоения программного материала раздела "Природа" начинает складываться целостное прдставление детей об окружающем мире. Начинается формирование бережного отношения учащихся к богатствам природы, навыков и правил поведения в природе. Раскрываются взаимосвязи, существующие в природной среде.

Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается за его пределами (домашние опыты, чтение, наблюдение, внеклассные занятия и др.).

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру »

Методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру Тема: Природа Выполнила: Учитель начальных классов МОУ Можаров-Майданская СОШ Селезнёва Людмила Евгеньевна

Методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру

Тема: Природа

Выполнила:

Учитель начальных классов

МОУ Можаров-Майданская СОШ

Селезнёва Людмила Евгеньевна

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года- Это всё вокруг природа.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года-

Это всё вокруг природа.

Актуальность выбранной темы  Природа. Как она прекрасна и в то же время очень ранима. В последнее время мы всё чаще и чаще слышим и произносим слова: «Природа в опасности», «экологическая катастрофа», «гибель человечества». С началом 3-го тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.  Я выбрала для методической разработки раздел «Природа», т. к. он имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Актуальность выбранной темы

Природа. Как она прекрасна и в то же время очень ранима. В последнее время мы всё чаще и чаще слышим и произносим слова: «Природа в опасности», «экологическая катастрофа», «гибель человечества». С началом 3-го тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

Я выбрала для методической разработки раздел «Природа», т. к. он имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.

Цель, задачи, новизна программы

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель- воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающегося мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека- доброта, терпимость, ответственность.

Особое значение придаётся новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1. Распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2. Моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3. Эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведению в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Содержание раздела  Раздел «Природа» составляет первую содержательную линию курса «Мир вокруг нас». В этой теме предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде, следования которым составляет основу экологической культуры личности.

Содержание раздела

Раздел «Природа» составляет первую содержательную линию курса «Мир вокруг нас». В этой теме предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные и др. важное место в курсе занимает знакомство с конкретными природными объектами (воздух, вода, различные виды растений и животных). Дети учатся распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространённые породы собак и т. д. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание в курсе уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувство милосердия, норм поведения в природной среде, следования которым составляет основу экологической культуры личности.

Отбор учебного материала  В разделе «Природа» учебный материал отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической направленности. Это естественнонаучные и экологические знания. Учебный материал рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.  Учебный курс обеспечен развёрнутым учебно-методическим комплектом. Для учащихся предложены новые виды пособий. Это атлас-определитель «От земли до неба», книга по экологической этике «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», пособие «Зелёные страницы».

Отбор учебного материала

В разделе «Природа» учебный материал отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической направленности. Это естественнонаучные и экологические знания. Учебный материал рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Учебный курс обеспечен развёрнутым учебно-методическим комплектом. Для учащихся предложены новые виды пособий. Это атлас-определитель «От земли до неба», книга по экологической этике «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики», пособие «Зелёные страницы».

Цели и задачи раздела 1. Познавательные.  Учащиеся должны знать:  -сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе; Учащиеся должны уметь: - различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

Цели и задачи раздела

1. Познавательные.

Учащиеся должны знать:

-сведения о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности; правила поведения в природе;

Учащиеся должны уметь:

- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;

2. Развивающие.  Развивать мышление, память, внимание; интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает; экологическую культуру; моральные ценностные ориентации по отношению к природе; вырабатывать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды. 3. Воспитательные. Воспитывать наблюдательность; любовь и бережное отношение к живой и неживой природе; уважительное и бережное отношение к природному и культурному достоянию человечества.

2. Развивающие.

Развивать мышление, память, внимание; интерес к познанию самого себя и окружающего мира. Формировать чувство ответственности за всё живое, что нас окружает; экологическую культуру; моральные ценностные ориентации по отношению к природе; вырабатывать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

3. Воспитательные.

Воспитывать наблюдательность; любовь и бережное отношение к живой и неживой природе; уважительное и бережное отношение к природному и культурному достоянию человечества.

Учёт возрастных особенностей младших школьников Для всестороннего развития познавательных возможностей школьников на уроках раздела «Природа» необходимо учитывать их возрастные особенности: 1. Учитывая особенности работоспособности и внимания, среди методов устного изложения рациональнее отдать предпочтение рассказу-беседе. 2. Частое применение наглядных методов и приёмов познавательной деятельности репродуктивного характера. Начинает расти удельный вес различных методов самостоятельной работы. 3. Стимулирование познавательных интересов учащихся занимательностью содержания учебного материала.

Учёт возрастных особенностей младших школьников

  • Для всестороннего развития познавательных возможностей школьников на уроках раздела «Природа» необходимо учитывать их возрастные особенности:
  • 1. Учитывая особенности работоспособности и внимания, среди методов устного изложения рациональнее отдать предпочтение рассказу-беседе.
  • 2. Частое применение наглядных методов и приёмов познавательной деятельности репродуктивного характера. Начинает расти удельный вес различных методов самостоятельной работы.
  • 3. Стимулирование познавательных интересов учащихся занимательностью содержания учебного материала.

4. Достаточно высока степень непосредственного управления учебной деятельностью младших школьников. 5. Для поддержания работоспособности и интереса учащихся на уроке следует разнообразить методы обучения. 6. Объём учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке невелик.
  • 4. Достаточно высока степень непосредственного управления учебной деятельностью младших школьников.
  • 5. Для поддержания работоспособности и интереса учащихся на уроке следует разнообразить методы обучения.
  • 6. Объём учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке невелик.

.

Результаты усвоения раздела «Природа» В ходе усвоения программного материала раздела «Природа» начинает складываться целостное представление детей об окружающем мире. Начинается формирование бережного отношения учащихся к богатствам природы, навыков и правил поведения в природе. Раскрываются взаимосвязи, существующие в природной среде.

Результаты усвоения раздела «Природа»

  • В ходе усвоения программного материала раздела «Природа» начинает складываться целостное представление детей об окружающем мире. Начинается формирование бережного отношения учащихся к богатствам природы, навыков и правил поведения в природе. Раскрываются взаимосвязи, существующие в природной среде.

Обоснование используемых в разделе «Природа» образовательных технологий В основе методики преподавания раздела лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного раздела. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практическую работу. Можно провести дидактические и ролевые игры. Важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается за его пределами (домашние опыты, чтение, наблюдение, внеклассные занятия и др.).

Обоснование используемых в разделе «Природа» образовательных технологий

  • В основе методики преподавания раздела лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного раздела. Поэтому рекомендуется использовать разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы, выполняют практическую работу. Можно провести дидактические и ролевые игры.
  • Важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
  • Познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается за его пределами (домашние опыты, чтение, наблюдение, внеклассные занятия и др.).

Календарно-тематическое планирование № УРОКА ДАТА Природа 22ч. ТЕМА УРОКА 1 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 2 Неживая и живая природа. Явления природы 3 Как измеряют температуру? 4 Практическая работа «Измерение температуры» 5 Что такое погода? В гости к осени 6 Неживая и живая природа осенью 7 Экскурсия Звёздное небо 8 Заглянём в кладовые земли Про воздух…

Календарно-тематическое планирование

УРОКА

ДАТА

Природа 22ч.

ТЕМА УРОКА

1

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2

Неживая и живая природа. Явления природы

3

Как измеряют температуру?

4

Практическая работа «Измерение температуры»

5

Что такое погода?

В гости к осени

6

Неживая и живая природа осенью

7

Экскурсия

Звёздное небо

8

Заглянём в кладовые земли

Про воздух…

9 10 … И про воду 11 Какие бывают растения? Какие бывают животные? 12 13 Невидимые нити 14 Невидимые нити в осеннем лесу 15 16 Дикорастущие и культурные растения Дикие и домашние животные 17 Комнатные растения 18 19 Животные живого уголка 20 Про кошек и собак Красная книга 21 22 Возьми под защиту! Будь природе другом! Обобщение по разделу «Природа»

9

10

И про воду

11

Какие бывают растения?

Какие бывают животные?

12

13

Невидимые нити

14

Невидимые нити в осеннем лесу

15

16

Дикорастущие и культурные растения

Дикие и домашние животные

17

Комнатные растения

18

19

Животные живого уголка

20

Про кошек и собак

Красная книга

21

22

Возьми под защиту!

Будь природе другом!

Обобщение по разделу «Природа»

Проект урока

  • Урок окружающего мира.
  • Тема урока: « С кем дружит дуб».
  • Раздел программы: «Природа ».
  • Программа: « Школа России» Концепция и программы для начальных классов. Научный руководитель А.А.Плешаков, М., Просвещение, 2008 год.
  • Технология проблемно- поискового урока.
  • Тип урока: Комб инированный урок
  • Цель урока: Знакомство учащихся с невидимой пищевой сетью и невидимой пирамидой в дубовом лесу; воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдательности.
  • Задачи:

Обучающая: учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; учить работать самостоятельно.

Развивающая: развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности детей, познавательный интерес к изучению предмета;

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.

  • Средства обучения: Учебник « Мир вокруг нас» для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, А.А.Плешаков, М., «Просвещение», 2012 год.

Тетрадь по окружающему миру для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, А.А.Плешаков, М., «Просвещение», 2012 год.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приемы обучения: словесные: объяснение, работа с книгой; наглядные: практические: выполнение упражнений в тетради; игра: работа по карточкам

Оборудование : Схема пищевой сети в дубовом лесу(картинка); схемы-значки «Правила поведения в лесу»; иллюстрации животных.

Список используемой литературы Абрамова Г.С.. Возрастная психология. - «Академический Проект», 2005. Плешаков А.А., Учебник « Окружающий мир» для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, М., «Просвещение», 2012 . Плешаков А.А., « Школа России» Концепция и программы для начальных классов, М., Просвещение, 2008. Поурочные разработки по предмету  « Окружающий мир» к учебному комплекту А.А.Плешакова, М., « Экзамен», 2012г.  Ф. А. Сулейманова Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» 2008г. Цифровые образовательные ресурсы.

Список используемой литературы

  • Абрамова Г.С.. Возрастная психология. - «Академический Проект», 2005.
  • Плешаков А.А., Учебник « Окружающий мир» для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1, М., «Просвещение», 2012 .
  • Плешаков А.А., « Школа России» Концепция и программы для начальных классов, М., Просвещение, 2008.
  • Поурочные разработки по предмету

« Окружающий мир» к учебному комплекту А.А.Плешакова, М., « Экзамен», 2012г.

  • Ф. А. Сулейманова Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир» 2008г.
  • Цифровые образовательные ресурсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка раздела учебной программы по окружающему миру

Автор: Селезнёва Людмила Евгеньевна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124515

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173951"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070515"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ("Планета знаний") "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-2-klassa-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "172409"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423816843"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "ФГОС и содержание основ безопасности жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах "
    ["seo_title"] => string(125) "fgos-i-sodierzhaniie-osnov-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-doshkol-nikov-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-proghrammakh"
    ["file_id"] => string(6) "140709"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417987208"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства