kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура народов Севера. /беседа/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для большинства людей, проживающих на территории ЯНАО, традиционная культура местных народов остаётся загадкой.

Вещи, как и люди, - один выглядит очень броско, как бы кричат, требуя к себе внимания, но за ними стоят верования и легенды: другие ведут себя скромно, преданно служат своим хозяевам и несут в себе частичку их души. Например, сумочка <<тутчан>> может рассказать о том, какое место в ненецкой культуре отводится ей.

Сумочка «тутчан» доверяет её владелица свои переживания. Если вдруг стало тоскливо на душе у хозяйки и глаза застилают слёзы, она склоняется к сумке и прячет в ней свое лицо. Если женщина не в силах пережить смерть своего мужа и желает последовать за ним, она укладывает ему в могилу свою «тутчан», чтобы скорее отыскать супруга в стране мертвых, ведь у мужа и жены одна «тутчан» на двоих.

Обыкновенная традиционная обувь также может рассказать о многом. Поперечные полоски на меховых кисах означают, что они принадлежат женщине. Орнамент «заячьи ушки» свидетельствуют, что обувь принадлежит девочке, так как девочка также пуглива, как и заяц.

Особый разговор о куклах. К куклам относились бережно. Ненцы считали, что по судьбе кукол можно предсказать судьбу девочки.

И так, перешагнем порог детства. Поможем нам в этом ОЛЭМ – птица сна. По традициям угорских народов, Олэм представлялась в образе глухарки, приходила к человеку из леса и уходила после его смерти снова в лес. Находилась всегда рядом, когда он спал. И во сне человек видел те места, где бродила его Олэм.

Вместе с Олэм юноша или девушка отправлялись на волне воспоминаний в страну детства, в родное стойбище, где смешались родственные культуры, где бабушка поёт Национальные песни, а мама шьет хантыйские сахи.

И вот мы ступаем на землю ханты и ненцев.

Первые два месяца мать и дитя живут в отдельном маленьком чуме. Они отгорожены от мира, так как считаются нечистыми, находящимися во власти духа земли, выполняющих волю хантыйской богини Пугос – Анки. Эта богиня одаривает человека жизненной силой.

Связь младенца с Пугос – Анки прекращается, когда он начинает улыбаться. И хотя он отныне уже не принадлежит миру природы, он пока ещё получеловек. Чтобы стать человеком, ему необходимо обзавести домом /колыбелью/ , одеждой, именем, пройти через определённые обряды. А пока младенеца нужно тщательно оберегать от злых духов.

Проводится обряд очищения роженицы и ребёнка, при котором младенца перекладывают в новую люльку, прежнюю относят в лес и подвешивают на берёзе.

На новой люльке изображают птицу сна Олэм. Это делается для того, чтобы Олэм закрепила свою связь с не утвердившимся в мире людей младенцем. Она должна оберегать его спокойствие и сон.

Родившейся младенец – получеловек позднее начинает узнавать свою мать, в него вселяется душа и занимает прежде пустовавшее тело. Причём у мужчины пять душ, а у женщины их четыре. Каждая из этих душ по – своему представлена в одежде или украшениях.

В том, как человек одет, выражаются его намерения или состояния: торжество, радость, вражда, траур, сон, младенчество, зрелость, старость, тепло, холод. Даже покров и орнамент одежды могут сказать о многом…

Пришло время новорожденному перебраться в большой чистый чум. Его туда относят в новой колыбели, при этом перешагивают через очистительный костёр. Отныне в женской половине этого чума ребёнок проведёт первые годы своей жизни.

Если встать лицом к выходу из чума, то левая сторона будет женской. Хранительное начало женщины проявляется в самом её предназначении: дающая жизни должна более других заботиться о её сохранении. Женским считается и привходное пространство чума. Противоположное ему место считается мужским, священным.

Разделение сфер жизнедеятельности не припятствует, а на оборот – способствует целостности жилища.

Чум. Он считается материальной плотью, дух которой – хозяин и члены его семьи.

Около часа зимой или получаса летом тратят женщины на установку или разбор чума. Мужчинам в этом участвовать ни к чему. Поэтому неженатый хант, не имеющий женщины в семье, но владеющей стадом оленей, не считает себя в состоянии кочевать, так как некому ставить чум.

В чуме очаг /костёр, печь/ занимает центральное место. Огонь считается хранителем семьи – он своим потрескиванием предупреждает хозяев о грозящей им опасности.

Огонь согревает, очищает, он ест дрова, спит в остывших углях, он способен уберечь от тёмных сил оставленного в люльке ребёнка, его нельзя ворошить железными предметами /кочергой/: огонь живой, у него, как и у человека, есть душа.

Всякий предмет в чуме имеет свое место, является собственностью его хозяина. Сделанное человеком соответствует его привычкам, является вместилищем его души. Предметы, принадлежащие женщине, находятся в основном у входа, в её половине чума.

Мужчина без особой нужды не притронется к женским вещам, не задержится в женской половине. В свою очередь женщине запрещается проходить в мужское, Священное место чума.

При всей занятости женщины поддержанием огня в костре основное время она проводит поблизости у входа за скобление, разминание и раскройкой шкур, сучением нитей из оленьих сухожилий и шитьем. Здесь же, у входа, проводит последние дни умирающая старуха. Пока способна двигать руками, она шьет. Даже если уже слепа, её руки продолжают шить…

И так, ребенок растет и большую часть времени проводит не в чуме, а возле него. У него уже есть свой любимый олень. Обычно он растёт из оленёнка, родившегося в апреле первым. Его берут в дом, чтобы поддержать, уберечь от взрослых оленей. Вооще – то, когда рождается человек, ему сразу дарят олениху  /важенку/. Он взрослеет, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо.

А пока он запрягает оленей в маленькие нарты и ездит вокруг стойбища. На таких нартах возят дрова.

Чтобы дети далеко от стойбища не убегали, бабушка рассказывает им страшные сказки про злую ведьму Парнэ, которая может веселиться в заблудившегося ребенка или его одежду, брошенную на землю. Поэтому ханты вешают одежду на деревье.

За пределами чума перед ребенком простирается таинственная, непознанная земля. В языке ханты есть понятие «Ях», которым обозначают заселенную людьми или зверями местность. Это понятие условное. У него нет выраженных границ. Нам нередко приходилось встречать географические обозначение: Пыть – Ях, Хаса – Яха, Янга – Яха, Вынта – Яха и т.д.

Границы познания окружающего мира с каждым днём расширяются … Взросление ребенка отмечается мне годами, а вехами. Вот он уже дорос до охоты на белок. Затем – на мелкого лесного зверя, на крупного, на хищного волка, медведя…

Большое значение в познании окружающего мира отводится игрушкам, для создания которых используются косточки птиц и птичьи клювы, шкуры мелких животных.

По одежде, по куклам, в которые играют девочки, можно легко узнать, на берегах какой реки живет хозяйка и многое другое.

Вот и закончилось путешествие в сказку, где мы прикоснулись к незнакомому миру культуры народов Севера, к тайнам, которые хранят их древние легенды и сказки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура народов Севера. /беседа/ »

Культура народов Севера.

/беседа/


Для большинства людей, проживающих на территории ЯНАО, традиционная культура местных народов остаётся загадкой.

Вещи, как и люди, - один выглядит очень броско, как бы кричат, требуя к себе внимания, но за ними стоят верования и легенды: другие ведут себя скромно, преданно служат своим хозяевам и несут в себе частичку их души. Например, сумочка может рассказать о том, какое место в ненецкой культуре отводится ей.

Сумочка «тутчан» доверяет её владелица свои переживания. Если вдруг стало тоскливо на душе у хозяйки и глаза застилают слёзы, она склоняется к сумке и прячет в ней свое лицо. Если женщина не в силах пережить смерть своего мужа и желает последовать за ним, она укладывает ему в могилу свою «тутчан», чтобы скорее отыскать супруга в стране мертвых, ведь у мужа и жены одна «тутчан» на двоих.

Обыкновенная традиционная обувь также может рассказать о многом. Поперечные полоски на меховых кисах означают, что они принадлежат женщине. Орнамент «заячьи ушки» свидетельствуют, что обувь принадлежит девочке, так как девочка также пуглива, как и заяц.

Особый разговор о куклах. К куклам относились бережно. Ненцы считали, что по судьбе кукол можно предсказать судьбу девочки.

И так, перешагнем порог детства. Поможем нам в этом ОЛЭМ – птица сна. По традициям угорских народов, Олэм представлялась в образе глухарки, приходила к человеку из леса и уходила после его смерти снова в лес. Находилась всегда рядом, когда он спал. И во сне человек видел те места, где бродила его Олэм.

Вместе с Олэм юноша или девушка отправлялись на волне воспоминаний в страну детства, в родное стойбище, где смешались родственные культуры, где бабушка поёт Национальные песни, а мама шьет хантыйские сахи.

И вот мы ступаем на землю ханты и ненцев.

Первые два месяца мать и дитя живут в отдельном маленьком чуме. Они отгорожены от мира, так как считаются нечистыми, находящимися во власти духа земли, выполняющих волю хантыйской богини Пугос – Анки. Эта богиня одаривает человека жизненной силой.

Связь младенца с Пугос – Анки прекращается, когда он начинает улыбаться. И хотя он отныне уже не принадлежит миру природы, он пока ещё получеловек. Чтобы стать человеком, ему необходимо обзавести домом /колыбелью/ , одеждой, именем, пройти через определённые обряды. А пока младенеца нужно тщательно оберегать от злых духов.

Проводится обряд очищения роженицы и ребёнка, при котором младенца перекладывают в новую люльку, прежнюю относят в лес и подвешивают на берёзе.

На новой люльке изображают птицу сна Олэм. Это делается для того, чтобы Олэм закрепила свою связь с не утвердившимся в мире людей младенцем. Она должна оберегать его спокойствие и сон.

Родившейся младенец – получеловек позднее начинает узнавать свою мать, в него вселяется душа и занимает прежде пустовавшее тело. Причём у мужчины пять душ, а у женщины их четыре. Каждая из этих душ по – своему представлена в одежде или украшениях.

В том, как человек одет, выражаются его намерения или состояния: торжество, радость, вражда, траур, сон, младенчество, зрелость, старость, тепло, холод. Даже покров и орнамент одежды могут сказать о многом…

Пришло время новорожденному перебраться в большой чистый чум. Его туда относят в новой колыбели, при этом перешагивают через очистительный костёр. Отныне в женской половине этого чума ребёнок проведёт первые годы своей жизни.

Если встать лицом к выходу из чума, то левая сторона будет женской. Хранительное начало женщины проявляется в самом её предназначении: дающая жизни должна более других заботиться о её сохранении. Женским считается и привходное пространство чума. Противоположное ему место считается мужским, священным.

Разделение сфер жизнедеятельности не припятствует, а на оборот – способствует целостности жилища.

Чум. Он считается материальной плотью, дух которой – хозяин и члены его семьи.

Около часа зимой или получаса летом тратят женщины на установку или разбор чума. Мужчинам в этом участвовать ни к чему. Поэтому неженатый хант, не имеющий женщины в семье, но владеющей стадом оленей, не считает себя в состоянии кочевать, так как некому ставить чум.

В чуме очаг /костёр, печь/ занимает центральное место. Огонь считается хранителем семьи – он своим потрескиванием предупреждает хозяев о грозящей им опасности.

Огонь согревает, очищает, он ест дрова, спит в остывших углях, он способен уберечь от тёмных сил оставленного в люльке ребёнка, его нельзя ворошить железными предметами /кочергой/: огонь живой, у него, как и у человека, есть душа.

Всякий предмет в чуме имеет свое место, является собственностью его хозяина. Сделанное человеком соответствует его привычкам, является вместилищем его души. Предметы, принадлежащие женщине, находятся в основном у входа, в её половине чума.

Мужчина без особой нужды не притронется к женским вещам, не задержится в женской половине. В свою очередь женщине запрещается проходить в мужское, Священное место чума.

При всей занятости женщины поддержанием огня в костре основное время она проводит поблизости у входа за скобление, разминание и раскройкой шкур, сучением нитей из оленьих сухожилий и шитьем. Здесь же, у входа, проводит последние дни умирающая старуха. Пока способна двигать руками, она шьет. Даже если уже слепа, её руки продолжают шить…

И так, ребенок растет и большую часть времени проводит не в чуме, а возле него. У него уже есть свой любимый олень. Обычно он растёт из оленёнка, родившегося в апреле первым. Его берут в дом, чтобы поддержать, уберечь от взрослых оленей. Вооще – то, когда рождается человек, ему сразу дарят олениху /важенку/. Он взрослеет, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо.

А пока он запрягает оленей в маленькие нарты и ездит вокруг стойбища. На таких нартах возят дрова.

Чтобы дети далеко от стойбища не убегали, бабушка рассказывает им страшные сказки про злую ведьму Парнэ, которая может веселиться в заблудившегося ребенка или его одежду, брошенную на землю. Поэтому ханты вешают одежду на деревье.

За пределами чума перед ребенком простирается таинственная, непознанная земля. В языке ханты есть понятие «Ях», которым обозначают заселенную людьми или зверями местность. Это понятие условное. У него нет выраженных границ. Нам нередко приходилось встречать географические обозначение: Пыть – Ях, Хаса – Яха, Янга – Яха, Вынта – Яха и т.д.

Границы познания окружающего мира с каждым днём расширяются … Взросление ребенка отмечается мне годами, а вехами. Вот он уже дорос до охоты на белок. Затем – на мелкого лесного зверя, на крупного, на хищного волка, медведя…

Большое значение в познании окружающего мира отводится игрушкам, для создания которых используются косточки птиц и птичьи клювы, шкуры мелких животных.

По одежде, по куклам, в которые играют девочки, можно легко узнать, на берегах какой реки живет хозяйка и многое другое.

Вот и закончилось путешествие в сказку, где мы прикоснулись к незнакомому миру культуры народов Севера, к тайнам, которые хранят их древние легенды и сказки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Культура народов Севера. /беседа/

Автор: Подолянец Галина Анатольевна

Дата: 01.10.2014

Номер свидетельства: 115915

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Тема " Коренные народы Ямала  и особенности спортивных национальных игр" "
    ["seo_title"] => string(77) "tiema-koriennyie-narody-iamala-i-osobiennosti-sportivnykh-natsional-nykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "130105"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415817674"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока на тему: "Образ человека и природы Крайнего Севера" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obraz-chielovieka-i-prirody-krainiegho-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "243298"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445691095"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Каникулы" программа организации каникулярного отдыха "
    ["seo_title"] => string(57) "kanikuly-proghramma-orghanizatsii-kanikuliarnogho-otdykha"
    ["file_id"] => string(6) "111250"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407298966"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока на тему: "Образ  культуры средневековой Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obraz-kul-tury-sriednieviekovoi-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "281972"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453632071"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Подвижная ненецкая игра "Сова и мыши" "
    ["seo_title"] => string(43) "podvizhnaia-nienietskaia-ighra-sova-i-myshi"
    ["file_id"] => string(6) "214739"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432459504"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1620 руб.
2320 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1710 руб.
2440 руб.
1360 руб.
1940 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства