Для большинства людей, проживающих на территории ЯНАО, традиционная культура местных народов остаётся загадкой.
Вещи, как и люди, - один выглядит очень броско, как бы кричат, требуя к себе внимания, но за ними стоят верования и легенды: другие ведут себя скромно, преданно служат своим хозяевам и несут в себе частичку их души. Например, сумочка <<тутчан>> может рассказать о том, какое место в ненецкой культуре отводится ей.
Сумочка «тутчан» доверяет её владелица свои переживания. Если вдруг стало тоскливо на душе у хозяйки и глаза застилают слёзы, она склоняется к сумке и прячет в ней свое лицо. Если женщина не в силах пережить смерть своего мужа и желает последовать за ним, она укладывает ему в могилу свою «тутчан», чтобы скорее отыскать супруга в стране мертвых, ведь у мужа и жены одна «тутчан» на двоих.
Обыкновенная традиционная обувь также может рассказать о многом. Поперечные полоски на меховых кисах означают, что они принадлежат женщине. Орнамент «заячьи ушки» свидетельствуют, что обувь принадлежит девочке, так как девочка также пуглива, как и заяц.
Особый разговор о куклах. К куклам относились бережно. Ненцы считали, что по судьбе кукол можно предсказать судьбу девочки.
И так, перешагнем порог детства. Поможем нам в этом ОЛЭМ – птица сна. По традициям угорских народов, Олэм представлялась в образе глухарки, приходила к человеку из леса и уходила после его смерти снова в лес. Находилась всегда рядом, когда он спал. И во сне человек видел те места, где бродила его Олэм.
Вместе с Олэм юноша или девушка отправлялись на волне воспоминаний в страну детства, в родное стойбище, где смешались родственные культуры, где бабушка поёт Национальные песни, а мама шьет хантыйские сахи.
И вот мы ступаем на землю ханты и ненцев.
Первые два месяца мать и дитя живут в отдельном маленьком чуме. Они отгорожены от мира, так как считаются нечистыми, находящимися во власти духа земли, выполняющих волю хантыйской богини Пугос – Анки. Эта богиня одаривает человека жизненной силой.
Связь младенца с Пугос – Анки прекращается, когда он начинает улыбаться. И хотя он отныне уже не принадлежит миру природы, он пока ещё получеловек. Чтобы стать человеком, ему необходимо обзавести домом /колыбелью/ , одеждой, именем, пройти через определённые обряды. А пока младенеца нужно тщательно оберегать от злых духов.
Проводится обряд очищения роженицы и ребёнка, при котором младенца перекладывают в новую люльку, прежнюю относят в лес и подвешивают на берёзе.
На новой люльке изображают птицу сна Олэм. Это делается для того, чтобы Олэм закрепила свою связь с не утвердившимся в мире людей младенцем. Она должна оберегать его спокойствие и сон.
Родившейся младенец – получеловек позднее начинает узнавать свою мать, в него вселяется душа и занимает прежде пустовавшее тело. Причём у мужчины пять душ, а у женщины их четыре. Каждая из этих душ по – своему представлена в одежде или украшениях.
В том, как человек одет, выражаются его намерения или состояния: торжество, радость, вражда, траур, сон, младенчество, зрелость, старость, тепло, холод. Даже покров и орнамент одежды могут сказать о многом…
Пришло время новорожденному перебраться в большой чистый чум. Его туда относят в новой колыбели, при этом перешагивают через очистительный костёр. Отныне в женской половине этого чума ребёнок проведёт первые годы своей жизни.
Если встать лицом к выходу из чума, то левая сторона будет женской. Хранительное начало женщины проявляется в самом её предназначении: дающая жизни должна более других заботиться о её сохранении. Женским считается и привходное пространство чума. Противоположное ему место считается мужским, священным.
Разделение сфер жизнедеятельности не припятствует, а на оборот – способствует целостности жилища.
Чум. Он считается материальной плотью, дух которой – хозяин и члены его семьи.
Около часа зимой или получаса летом тратят женщины на установку или разбор чума. Мужчинам в этом участвовать ни к чему. Поэтому неженатый хант, не имеющий женщины в семье, но владеющей стадом оленей, не считает себя в состоянии кочевать, так как некому ставить чум.
В чуме очаг /костёр, печь/ занимает центральное место. Огонь считается хранителем семьи – он своим потрескиванием предупреждает хозяев о грозящей им опасности.
Огонь согревает, очищает, он ест дрова, спит в остывших углях, он способен уберечь от тёмных сил оставленного в люльке ребёнка, его нельзя ворошить железными предметами /кочергой/: огонь живой, у него, как и у человека, есть душа.
Всякий предмет в чуме имеет свое место, является собственностью его хозяина. Сделанное человеком соответствует его привычкам, является вместилищем его души. Предметы, принадлежащие женщине, находятся в основном у входа, в её половине чума.
Мужчина без особой нужды не притронется к женским вещам, не задержится в женской половине. В свою очередь женщине запрещается проходить в мужское, Священное место чума.
При всей занятости женщины поддержанием огня в костре основное время она проводит поблизости у входа за скобление, разминание и раскройкой шкур, сучением нитей из оленьих сухожилий и шитьем. Здесь же, у входа, проводит последние дни умирающая старуха. Пока способна двигать руками, она шьет. Даже если уже слепа, её руки продолжают шить…
И так, ребенок растет и большую часть времени проводит не в чуме, а возле него. У него уже есть свой любимый олень. Обычно он растёт из оленёнка, родившегося в апреле первым. Его берут в дом, чтобы поддержать, уберечь от взрослых оленей. Вооще – то, когда рождается человек, ему сразу дарят олениху /важенку/. Он взрослеет, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо.
А пока он запрягает оленей в маленькие нарты и ездит вокруг стойбища. На таких нартах возят дрова.
Чтобы дети далеко от стойбища не убегали, бабушка рассказывает им страшные сказки про злую ведьму Парнэ, которая может веселиться в заблудившегося ребенка или его одежду, брошенную на землю. Поэтому ханты вешают одежду на деревье.
За пределами чума перед ребенком простирается таинственная, непознанная земля. В языке ханты есть понятие «Ях», которым обозначают заселенную людьми или зверями местность. Это понятие условное. У него нет выраженных границ. Нам нередко приходилось встречать географические обозначение: Пыть – Ях, Хаса – Яха, Янга – Яха, Вынта – Яха и т.д.
Границы познания окружающего мира с каждым днём расширяются … Взросление ребенка отмечается мне годами, а вехами. Вот он уже дорос до охоты на белок. Затем – на мелкого лесного зверя, на крупного, на хищного волка, медведя…
Большое значение в познании окружающего мира отводится игрушкам, для создания которых используются косточки птиц и птичьи клювы, шкуры мелких животных.
По одежде, по куклам, в которые играют девочки, можно легко узнать, на берегах какой реки живет хозяйка и многое другое.
Вот и закончилось путешествие в сказку, где мы прикоснулись к незнакомому миру культуры народов Севера, к тайнам, которые хранят их древние легенды и сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура народов Севера. /беседа/ »
Культура народов Севера.
/беседа/
Для большинства людей, проживающих на территории ЯНАО, традиционная культура местных народов остаётся загадкой.
Вещи, как и люди, - один выглядит очень броско, как бы кричат, требуя к себе внимания, но за ними стоят верования и легенды: другие ведут себя скромно, преданно служат своим хозяевам и несут в себе частичку их души. Например, сумочка может рассказать о том, какое место в ненецкой культуре отводится ей.
Сумочка «тутчан» доверяет её владелица свои переживания. Если вдруг стало тоскливо на душе у хозяйки и глаза застилают слёзы, она склоняется к сумке и прячет в ней свое лицо. Если женщина не в силах пережить смерть своего мужа и желает последовать за ним, она укладывает ему в могилу свою «тутчан», чтобы скорее отыскать супруга в стране мертвых, ведь у мужа и жены одна «тутчан» на двоих.
Обыкновенная традиционная обувь также может рассказать о многом. Поперечные полоски на меховых кисах означают, что они принадлежат женщине. Орнамент «заячьи ушки» свидетельствуют, что обувь принадлежит девочке, так как девочка также пуглива, как и заяц.
Особый разговор о куклах. К куклам относились бережно. Ненцы считали, что по судьбе кукол можно предсказать судьбу девочки.
И так, перешагнем порог детства. Поможем нам в этом ОЛЭМ – птица сна. По традициям угорских народов, Олэм представлялась в образе глухарки, приходила к человеку из леса и уходила после его смерти снова в лес. Находилась всегда рядом, когда он спал. И во сне человек видел те места, где бродила его Олэм.
Вместе с Олэм юноша или девушка отправлялись на волне воспоминаний в страну детства, в родное стойбище, где смешались родственные культуры, где бабушка поёт Национальные песни, а мама шьет хантыйские сахи.
И вот мы ступаем на землю ханты и ненцев.
Первые два месяца мать и дитя живут в отдельном маленьком чуме. Они отгорожены от мира, так как считаются нечистыми, находящимися во власти духа земли, выполняющих волю хантыйской богини Пугос – Анки. Эта богиня одаривает человека жизненной силой.
Связь младенца с Пугос – Анки прекращается, когда он начинает улыбаться. И хотя он отныне уже не принадлежит миру природы, он пока ещё получеловек. Чтобы стать человеком, ему необходимо обзавести домом /колыбелью/ , одеждой, именем, пройти через определённые обряды. А пока младенеца нужно тщательно оберегать от злых духов.
Проводится обряд очищения роженицы и ребёнка, при котором младенца перекладывают в новую люльку, прежнюю относят в лес и подвешивают на берёзе.
На новой люльке изображают птицу сна Олэм. Это делается для того, чтобы Олэм закрепила свою связь с не утвердившимся в мире людей младенцем. Она должна оберегать его спокойствие и сон.
Родившейся младенец – получеловек позднее начинает узнавать свою мать, в него вселяется душа и занимает прежде пустовавшее тело. Причём у мужчины пять душ, а у женщины их четыре. Каждая из этих душ по – своему представлена в одежде или украшениях.
В том, как человек одет, выражаются его намерения или состояния: торжество, радость, вражда, траур, сон, младенчество, зрелость, старость, тепло, холод. Даже покров и орнамент одежды могут сказать о многом…
Пришло время новорожденному перебраться в большой чистый чум. Его туда относят в новой колыбели, при этом перешагивают через очистительный костёр. Отныне в женской половине этого чума ребёнок проведёт первые годы своей жизни.
Если встать лицом к выходу из чума, то левая сторона будет женской. Хранительное начало женщины проявляется в самом её предназначении: дающая жизни должна более других заботиться о её сохранении. Женским считается и привходное пространство чума. Противоположное ему место считается мужским, священным.
Разделение сфер жизнедеятельности не припятствует, а на оборот – способствует целостности жилища.
Чум. Он считается материальной плотью, дух которой – хозяин и члены его семьи.
Около часа зимой или получаса летом тратят женщины на установку или разбор чума. Мужчинам в этом участвовать ни к чему. Поэтому неженатый хант, не имеющий женщины в семье, но владеющей стадом оленей, не считает себя в состоянии кочевать, так как некому ставить чум.
В чуме очаг /костёр, печь/ занимает центральное место. Огонь считается хранителем семьи – он своим потрескиванием предупреждает хозяев о грозящей им опасности.
Огонь согревает, очищает, он ест дрова, спит в остывших углях, он способен уберечь от тёмных сил оставленного в люльке ребёнка, его нельзя ворошить железными предметами /кочергой/: огонь живой, у него, как и у человека, есть душа.
Всякий предмет в чуме имеет свое место, является собственностью его хозяина. Сделанное человеком соответствует его привычкам, является вместилищем его души. Предметы, принадлежащие женщине, находятся в основном у входа, в её половине чума.
Мужчина без особой нужды не притронется к женским вещам, не задержится в женской половине. В свою очередь женщине запрещается проходить в мужское, Священное место чума.
При всей занятости женщины поддержанием огня в костре основное время она проводит поблизости у входа за скобление, разминание и раскройкой шкур, сучением нитей из оленьих сухожилий и шитьем. Здесь же, у входа, проводит последние дни умирающая старуха. Пока способна двигать руками, она шьет. Даже если уже слепа, её руки продолжают шить…
И так, ребенок растет и большую часть времени проводит не в чуме, а возле него. У него уже есть свой любимый олень. Обычно он растёт из оленёнка, родившегося в апреле первым. Его берут в дом, чтобы поддержать, уберечь от взрослых оленей. Вооще – то, когда рождается человек, ему сразу дарят олениху /важенку/. Он взрослеет, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо.
А пока он запрягает оленей в маленькие нарты и ездит вокруг стойбища. На таких нартах возят дрова.
Чтобы дети далеко от стойбища не убегали, бабушка рассказывает им страшные сказки про злую ведьму Парнэ, которая может веселиться в заблудившегося ребенка или его одежду, брошенную на землю. Поэтому ханты вешают одежду на деревье.
За пределами чума перед ребенком простирается таинственная, непознанная земля. В языке ханты есть понятие «Ях», которым обозначают заселенную людьми или зверями местность. Это понятие условное. У него нет выраженных границ. Нам нередко приходилось встречать географические обозначение: Пыть – Ях, Хаса – Яха, Янга – Яха, Вынта – Яха и т.д.
Границы познания окружающего мира с каждым днём расширяются … Взросление ребенка отмечается мне годами, а вехами. Вот он уже дорос до охоты на белок. Затем – на мелкого лесного зверя, на крупного, на хищного волка, медведя…
Большое значение в познании окружающего мира отводится игрушкам, для создания которых используются косточки птиц и птичьи клювы, шкуры мелких животных.
По одежде, по куклам, в которые играют девочки, можно легко узнать, на берегах какой реки живет хозяйка и многое другое.
Вот и закончилось путешествие в сказку, где мы прикоснулись к незнакомому миру культуры народов Севера, к тайнам, которые хранят их древние легенды и сказки.