Яндо Нина Таровна
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Педагог дополнительного образования
Тема: Коренные народы Ямала и особенности спортивных национальных игр.
Цель: Привлечение внимания обучающихся к национальным видам спорта, внедрение в учебно-воспитательный процесс ДО основ физического воспитания в ненецких семьях.
Задачи: - познакомить с культурой, бытом коренных народов Севера, особенностями национальных спортивных игр;
-развивать умение рассуждать, объяснять, понимать;
-воспитывать толерантность и уважительное отношение к традициям народов Севера,
Методы и приемы: беседа, поисковые вопросы, использование видеоматериала, элементов соревнования, использование загадок, поговорок и пословиц, прослушивание записи национальной музыки, мини-экскурсия в музей ДДТ,
Материалы и оборудование: мультимедийный комплекс, магнитофон, диск с национальной музыкой, иллюстрации национальных видов спорта, фотографии спортсменов, одежда, обувь, предметы быта, жилище оленеводов.
Основные понятия и определения: коренные народы, Ямал, малица, ягушка, тынзян, аркан, тройной национальный прыжок, хорей,
Используемая литература:
1. П.Н. Богун /Игра как основа национальных видов спорта.
СПб.:«Просвещение» 2004.
2. Е.Н. Окотэтто /Ненецкие подвижные игры./СПб.:«Просвещение» 2002.
3. В.И. Прокопенко/ Игры и национальные виды спорта народностей Севера./ Свердловск, 1988.
4. Г.Н. Грачева/Традиционное воспитание детей Сибири./ Л.: 1986
Ход мероприятия
Педагог: Здравствуйте или Нани Торова! Дорогие ребята, сегодня мы с вами будем участниками необычной экскурсии в ходе, которой, нам предстоит рассказать самим и узнать новое о земле, на которой мы с вами живем, о культуре народов Ямала и о северных национальных спортивных играх.
Педагог: Скажите, что означает «Ямал»?
Ответы детей:
«Ямал»- в переводе с ненецкого означает «край земли».
Педагог: Скажите, какие коренные народы Ямала вы знаете?
Ответы детей:
Педагог: Самый многочисленный из коренного населения Ямала народ - ненцы, но это еще и место обитания других коренных этносов: ханты, селькупов, манси, коми-зырян. Сейчас в ЯНАО живут более 30 тысяч коренных малочисленных народов - почти половина из них до сих пор, как и столетия назад ведет кочевой образ жизни.
Традиционный вид деятельности для большинства коренных народов -оленеводство. Олень дает практически все, что необходимо для жизни кочующему народу мясо, шкуры для одежды, сухожилия для ниток, кость и
рога для изготовления украшений, различных инструментов и деталей для упряжи. Оленья кровь помогает избежать многих болезней, характерных для местных климатических условий.
Важную роль в жизни коренных народов имеет охота и рыбная ловля.
Одним из классических элементов национальной культуры является чум - незаменимое жилище тундровых кочевников. Жерди для каркаса чума изготавливаются из лиственницы, а покрышки представляют собой большие полотнища, сшитые из 30 зимних шкур оленя.
Одежда максимально приспособлена к условиям жизни в тундре. У мужчин – малица, у женщин - паны, ягушка, детям шьют меховую двухслойную одежду с капюшоном.
В условиях Крайнего Севера физически здоровые люди - это основное богатство. Суровые условия жизни требуют и крепкого здоровья, и профессионального мастерства. И способствуют этому национальные виды спорта. Сегодня мы бы хотели услышать, знают ли наши ребята об этих видах северного многоборья.
Педагог: Какие национальные виды спорта народов Севера вы знаете?
Ответы детей:
Педагог: Правильно, метание топора на дальность, тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег с палкой на 3 км по пересеченной местности, тройной национальный прыжок.
Национальные виды спорта народов Севера, как вид спорта, родились в процессе трудовой деятельности народов Севера, и очень рано стали представлять собой объективно - существовавшие средства физического воспитания. С развитием национальной культуры народов Севера появилась потребность осуществлять свои действия в более эмоциональной форме – в форму состязания в силе, ловкости, выносливости и т.д.
На формировании самобытных видов спорта большое внимание оказали также природные, климатогеографические, производственные и другие особенности, в том числе и этнические. Примером этому может служить использование в состязаниях обязательных компонентов – тынзяна (аркан), хорей (деревянный шест для управления оленьей упряжкой), нарт.
Национальные виды спорта выдержали суровые испытания временем.
Педагог: Какие особенности национальных видов спорта, ребята вы знаете?
У каждой северной народности они свои, продиктованы не только традиционным трудом и бытом, но и темпераментом народа, природными и историческими особенностями.
Одна из особенностей национальных видов спорта, они способствуют развитию морально-волевых и физических качеств, приобретению навыков, необходимых в промыслово-оленеводческой профессии. Умение профессионально метать, прыгать, бегать по лесным овражистым или горным участкам местности – это навык, который необходим и оленеводу, и охотнику и будущему воину.
Укреплению здоровья способствует возможность круглогодично заниматься национальными видами спорта – северным многоборьем.
Педагог: Знаете ли вы историю их возникновения?
Некоторые виды северного многоборья ханты и манси заимствовали у других северных народностей населяющих Западную Сибирь. Среди народа ходит множество разных былин, рассказов, легенд об их возникновении. Об расскажут нам ребята.
Одна из легенд о тройном национальном прыжке, повествует о том, как спасся от клыков волчьей стаи охотник – тундровик.
Собрав, все силы он прыгнул сразу двумя ногами на первый в речке камень, а с него на второй, а со второго на берег и остался живым. С тех пор и стали учиться прыгать тремя прыжками, отталкиваясь сразу двумя ногами.
Красивая легенда, но тайна возникновения тройного прыжка все, же не раскрыта. Наблюдая за соревнующимися пастухами, или спортсменами, заметьте, они прыгают совершенно необычным способом – всякий раз отталкиваются одновременно двумя ногами это и есть тройной национальный прыжок.
Тыртя Тубка, с ненецкого – "Летающий топорик". Метание топора на дальность – это интересный и сложный вид северного многоборья.
Топор всегда был промысловым атрибутом охотника, оленевода, рыбака. С помощью специального топорика оленевод мог подсекнуть на расстоянии ногу оленя и потом его заарканить.
Старинная легенда рассказывает об оленеводе, который любовался полетом над стойбищем лебедей. Он начал искать окружающих его предметов тот, что мог бы взлететь как птица в небо. Тут ему подвернулся топорик. Тундровик хорошенько подстрогал ручку топорика под вид птичьего крыла. Настал день, когда он послал в синеву неба топорик. Тот, словно птица стремительно взмыл в поднебесье и улетел далеко-далеко.
Так ли все это случилось в далеком прошлом, но летающий топорик – самый поэтичный из национальных видов спорта.
Ямб – Уда – Длинная рука – так называют тундровики тынзян.
Пастуху достаточно несколько мгновений, чтобы отловить им среди тысячерогого стада оленя, который выбран. Каждый пастух сплетает тынзян сам, вырезая по кругу из оленьей кожи тонкие полоски. Метание тынзяна на дальность – первый экзамен для молодого оленевода, метание на точность – уже экзамен на аттестат зрелости.
Как только на стойбищах подсохнет земля, оленеводы ставят вряд нарты – через каждые 50 см и подзадоривая друг друга начинают прыгать. Прыжки через нарты – национальный вид спорта. У него свои правила, но только тому доступны высокие результаты в прыжках через нарты, кто постоянно этим занимается.
Бег с палкой по пересеченной местности с незапамятных времен палку использовали при переходе болот, овражистых и горных участков местности, а также во время длительной ходьбы для отдыха плечевых суставов, поясницы. Таким образом, родившись на основе различных трудовых операций и отображая их, используя орудия труда в качестве инвентаря, национальные виды спорта способствуют формированию и развитию тех навыков, которые необходимы для профессиональной трудовой деятельности.
Официальное признание национальные виды спорта получили в 60-х годах 20 века. Они, как правило, приурочивались к государственным или традиционным праздникам – «День рыбака», «День оленевода», «Проводы Зимы» и т.д.
В 1972 году была, создана Всероссийская федерация по национальным видам спорта и были утверждены правила соревнований, спортивная классификация.
С 1973 года начали проводиться ежемесячные чемпионаты РСФСР, в которых начали принимать участие сборные команды округов, краев. Следует отметить, что интерес к национальным видам спорта возрос и в зарубежных странах, таких как Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада и др. В настоящее время наблюдается процесс ускоренного развития национальных видов спорта не только в южных, но и в северных регионах Сибири. Об этом свидетельствует география мест проведения Всероссийских соревнований: гг. Салехард, Анадырь, Палана на Камчатке, Ханты-Мансийск, Нарьян-Мар, Сургут, Дудинка, Якутск, Лянтор, Республика Бурятия, Нижневартовск, Белоярский, Мурманск, Абакан, Красноярск и др.
Педагог: В основу национальных видов спорта заложены национальные игры, которые давали людям не только заряд бодрости, но и профессиональное мастерство, необходимое в быту северян. Эти игры любимы и других северных регионах. Ребята сейчас я предлагаю немного поиграть в игру «Ловля оленей»:
Игра «Ловля оленей»
Играющие делятся на две группы. Одни - «пастухи», другие - «олени». «Пастухи» берутся за руки и становятся полукругом лицом к «оленям», «олени» бегают по площадке. По сигналу «лови» пастухи стараются замкнуть круг и загнать оленей. Круг замыкают тогда, когда поймано большое число оленей. Игроки – олени стараются не попадать в круг, но они не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
Педагог: Молодцы ребята, эта игра развивает быстроту движения, реакцию, ловкость. В эту игру можно играть днем, когда светло и когда позволяют погодные условия. Коренные жители в ненастную погоду или вечером когда в тундре темно загадывают и отгадывают загадки. Давайте и мы с вами попробуем отгадать загадки народов Ямала.
Загадки.
1. Старика-волшебника то одевают, то раздевают. (Чум)
2. Все время остаются серебряные чашки. ( Рыбья чешуя)
3. Без рук, без ног ходит и следов не видно. (Рыба)
4. Кто по снегу, по траве носит лес на голове? (Олень)
5. Олиё, олиё, много рыбы у неё,
Много зверя у неё,
Олиё, олиё, не скупа, наоборот,
Все нам щедро отдает. (Тундра)
6. В тундре зимой без неё ни на шаг, с места рванет - только ветер в ушах.
( Собачья упряжка)
7. Нет зубов, но все же кусается,
Злой, но первым не бросается.
Если тронет он кого,
Не отпустит никого. (Капкан)
8. К небу тянется чудак, не дотянется никак. ( Дым)
9. Длинный Митрошка, стучится в окошко. ( Дождь)
10. Поднялись ворота, всему миру красота. ( Радуга)