Просмотр содержимого документа
«Консультация "Создание экологического проекта"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №4 «Солнышко»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА»
Подготовила:
ст.воспитатель
Малыгина Е.Н.
г.Осташков
I. Общие положения.
Проектная деятельность педагогов ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов); способствует развитию креативности и логического мышления; объединяет знания, полученные в ходе методических мероприятий ДОУ и профессиональных сообществ города, а также на курсах повышения квалификации.
Проектная деятельность обязательна для педагогов всех категорий образовательного учреждения.
Проектная деятельность для педагогов - одна из форм организации воспитательно-образовательной работы, повышения компетентности, качества образования.
П. Цель проектной деятельности.
Создание условий для инновационных процессов в ДОУ; применение педагогами знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности (на интеграционной основе).
III. Задачи подготовки педагогов к проектной деятельности.
Развитие навыков планирования (четкого формулирования цели, определения основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств).
Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование).
Развитие экспертно-аналитических умений (креативность и критическое мышление).
Развитие прогностических умений (предполагаемый результат деятельности).
Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, обязательность в выполнении работы в соответствии с установленным планом и графиком).
IV. Основные требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи, требующей интегрированного подхода, поиска ее решения).
Самостоятельная (групповая, парная, индивидуальная) деятельность педагогов под руководством педагога, координирующего проект.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение актуальности проблемы и вытекающих из нее задач проектной деятельности;
выдвижение проектной гипотезы;
поиск проектных методов исследования (мониторинговых процедур, экспериментальных наблюдений, статистических методов);
обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих ответов, просмотров и пр.);
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итоговых, материальных результатов, их презентация (видеофильм, альбом, бортжурнал, доклад, газета и т. д.);
формулирование выводов и выдвижение новых проблем для исследования;
распространение педагогического опыта (стажерские площадки, педагогические чтения, дни открытых дверей и т. д.).
V. Содержание проектной деятельности.
Разработка педагогами проектов и мини-проектов, темы которых выбираются самостоятельно в зависимости от творческого направления деятельности в межаттестационный период.
Четкое формулирование проекта: целей и средств, программы действий.
Оценка проекта по критериям в соответствии с требованиями комплексной системы аттестации (экспертиза образовательного проекта).
Внесение руководителем ДОУ корректив в образовательную программу (предполагаемые темы и типы проектов), обеспечение условий для творческого роста педагогов в сфере избранной ими темы в межаттестационный период.
Проведение презентации и защиты проектов (1 раз в год) и организация конкурса.
Цель презентации:
предоставление педагогам возможности для публичного выступления, самовыражения;
повышение мотивации, интереса к профессиональной деятельности, престижности выполнения проектов;
обучение педагогов умению презентовать себя и свою работу;
обучение педагогов технологии проектной деятельности.
Критерии оценки:
презентации - по технологии проектной деятельности;
защиты - по содержанию и владению материалом представленного проекта.
Оформление педагогом-руководителем визитной карточки проекта и папки.
Консультации педагогов по проектной деятельности руководителями ДОУ.
VI. Функциональные обязанности руководителя проектной деятельности.
Составление календарно-тематического плана занятий, разработка блока совместной деятельности педагога и детей, блока самостоятельной деятельности, форм оценки результатов (промежуточных, тематических, итоговых), мониторинг качества обученное™ дошкольников по теме проекта.
Необходимое для проекта программно-методическое, материально-техническое, дидактическое обеспечение.
Формирование проектной группы, разработка сценария проекта.
VII. Функциональные обязанности руководителя проектной группы.
Выбор проблемной образовательной области, постановка задач, формулирование концептуальной идеи, темы проекта.
Составление обоснования создаваемого проекта, определение конечного результата, его позитивности.
Детализация содержания, структуризация материала проекта и определение его объема, исследовательской роли участников проекта.
Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками его этапов.
Проведение консультаций с членами проектной группы, оказание помощи педагогам в подготовке документации к защите проекта.
Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
Персональная ответственность за грамотное изложение содержания.
VIII. Механизм стимулирования работы членов проектной группы.
Обладатели лучших проектов могут быть рекомендованы для участия в педагогических чтениях, стажерских и опытно-экспериментальных площадках города (моральное стимулирование).
За лучшие проекты по итогам учебного года предусматривается выделение материальных средств из фонда доплат и надбавок.
Литература:
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации//Народное образование, 2000. - №9.
2. Вестник УДО администрации МО «Город Сыктывкар», 2005. - №1.
3. Данюкова А. А вы любите проекты?//Обруч, 2001. - №4.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Кагаров Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. – М.: Учпедгиз, 1926.
6. Кильпатрик В. Метод проектов: применение целевой установки в педагогическом процессе. – М.: Учпедгиз, 1925.
7. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. - №3
8. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа//Экологическое образование, 2002. - №3.
9. Мир природы и ребенок. Учебное пособие./под ред. Л. Н. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Акцидент, 1998.
10. Рыжова Н. А. Экологический проект «Здравствуй, дерево»//Дошкольное образование, 2002. - №3.
11. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула//Директор школы, 1998. - №3.
12. Экологическое воспитание дошкольников/под ред. Л. Н. Прохоровой. – М.: Аркти, 2003.