kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация "Развитие познавательной активности детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным,   требующим от человека поисковой активности. Это заставляет  психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное  использование методов исследования в обучении.  Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и  экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать  процесс развития личности в процесс саморазвития.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способостей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

 Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, игр, занятий, на прогулке.  Для  организации исследовательской деятельности в детском саду   авторы программы «Детство», В.И, Логинова, Л. Маневцова  рекомендуют использовать кружковую работу с детьми в детских лабораториях и экспериментальных центрах.  Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата. Поэтому в старшем дошкольном возрасте широко используется совместная проектная деятельность с детьми.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития.

Предполагаемые нововведения  воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:

- в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

-  в использовании  игрового экспериментирования на занятиях  и вне занятий во всех возрастных группах;

- в создании «Детской лаборатории», для проведения контрольно-диагностических занятий;

- в организации совместной проектной деятельности с детьми и  кружковой работы.

Усовершенствование методической работы заключается:

- в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход по всем возрастным группам;

-  в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;

- в  разработке требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования и Положения о смотре-конкурсе;

- в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных форм работы, пропаганда и поощрение участия педагогов в методической работе ДОУ).

Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями  воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планируется проведение Дней открытых дверей, консультаций, праздников и развлечений, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др.

                  Создание экологической развивающей среды.

 В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности является предметно-развивающая среда ДОУ.

Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

Известно, что на развитие личности ребёнка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду -окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский).

Организация развивающей предметной среды- одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.

Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

         Однако, чтобы предметный материал, который даётся дошкольникам в свободное пользование, действительно стал источником исследовательской, поисковой деятельности, у них должен быть сформирован минимум представлений и способов познания, на которые можно опереться.

         Необходимо в группах детского сада создавать уголки природы (т.е. экологические уголки). Они создают особую, неповторимую обстановку, вызывают положительные эмоции, помогают детям расслабиться, отдохнуть и в то же время делает привлекательной любую деятельность, которая в ней организуется.

         Дети настраиваются на восприятие чего- то необычного, так как уголок природы отличается от всего того, что они видят каждый. Он предназначен  для самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, проведения мероприятий экологической направленности. Коллекционный материал должен быть наглядным и доступным для детей. При сборе образцов следует учитывать разнообразие экспонатов и их безопасность.

         Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает аспект на необходимости заботы о них: ухаживать за растениями надо не для себя, а для них; они живые и нуждаются в нашей заботе.

         Большой интерес для детей представляют собой мини лаборатории. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованный уголок группы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно- экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создаётся для развития у детей интереса к исследовательской деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость этой деятельности. Закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

         Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, он помогает детям организовать опыт, чтобы они сами могли найти нужное решение. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

         Экспериментальная деятельность совершенствует умение анализировать, определять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

         Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природе, основанное на знании её особенностей, на накопленном эмоционально-чувственном опыте общения с ней.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Развитие познавательной активности детей"»

Развитие познавательной активности детей средствами поисково-исследовательской деятельности.

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Окружающий мир с каждым днем становится все более динамичным, требующим от человека поисковой активности. Это заставляет психологов пересматривать роль исследовательского поведения в жизни современного человека, а педагогов ориентирует на более интенсивное использование методов исследования в обучении. Жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Исследовательское поведение ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.

Ребёнок-дошкольник отличается удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребёнок стремится разрешить эти противоречия путём бесконечных вопросов к взрослому и путём маленьких самостоятельных поисков.

Развитие познавательной активности ребёнка, его исследовательских способостей – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Исследования, проведённые Н.Н. Поддъяковым, показали, что лишение детей дошкольного возраста возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддъякова, является ведущим видом деятельности у детей.

Главным его доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской деятельности, для этого могут быть использованы разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время приёма пищи, игр, занятий, на прогулке. Для организации исследовательской деятельности в детском саду авторы программы «Детство», В.И, Логинова, Л. Маневцова рекомендуют использовать кружковую работу с детьми в детских лабораториях и экспериментальных центрах. Детское экспериментирование как деятельность начинает формироваться в период раннего возраста и проявляется в любопытстве и желании что-то сделать любыми доступными средствами. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности. Часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы. Делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения. Дети старшего дошкольного возраста отличаются большими физическими и психическими возможностями. Совершенствуются умственные способности детей, появляется способность анализировать и обобщать. Это проявляется и в осознании проблемы, и в формулировке задачи, прогнозировании результата. Поэтому в старшем дошкольном возрасте широко используется совместная проектная деятельность с детьми.

Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития .




Предполагаемые нововведения воспитательно-образовательной работы с детьми заключаются:

- в преобразовании предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей, создающей ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей;

- в использовании игрового экспериментирования на занятиях и вне занятий во всех возрастных группах;

- в создании «Детской лаборатории», для проведения контрольно-диагностических занятий;

- в организации совместной проектной деятельности с детьми и кружковой работы.


Усовершенствование методической работы заключается:

- в наработке конспектов, позволяющих осуществлять деятельностный подход по всем возрастным группам;

- в подборе диагностических методик для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования во всех возрастных группах;

- в разработке требований к оформлению и содержанию уголков экспериментирования и Положения о смотре-конкурсе;

- в подборке оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала педагогов (гибкость режима в воспитательно-образовательном процессе, постепенный переход к модели личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, мягкость контроля со стороны администрации, использование интерактивных форм работы, пропаганда и поощрение участия педагогов в методической работе ДОУ).


Неотъемлемой частью обновлённого образовательного процесса является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, вовлечение их в дела ДОУ. Для этого планируется проведение Дней открытых дверей, консультаций, праздников и развлечений, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др.
















Создание экологической развивающей среды.


В Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) говорится о том, что ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир

Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Одним из эффективных средств развития познавательной активности является предметно-развивающая среда ДОУ.

Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.

Известно, что на развитие личности ребёнка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов - стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду -окружение, в котором пребывает ребёнок и посредством которого он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ним (Л.П. Буева, Г.С. Костюк, Л.И. Новикова, В.А. Петровский).


Организация развивающей предметной среды- одно из важнейших условий решения задач образования дошкольников, в том числе экологического.

Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т.е. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.

Однако, чтобы предметный материал, который даётся дошкольникам в свободное пользование, действительно стал источником исследовательской, поисковой деятельности, у них должен быть сформирован минимум представлений и способов познания, на которые можно опереться.

Необходимо в группах детского сада создавать уголки природы (т.е. экологические уголки). Они создают особую, неповторимую обстановку, вызывают положительные эмоции, помогают детям расслабиться, отдохнуть и в то же время делает привлекательной любую деятельность, которая в ней организуется.

Дети настраиваются на восприятие чего- то необычного, так как уголок природы отличается от всего того, что они видят каждый. Он предназначен для самостоятельных наблюдений, знакомства с коллекциями природных материалов, проведения мероприятий экологической направленности. Коллекционный материал должен быть наглядным и доступным для детей. При сборе образцов следует учитывать разнообразие экспонатов и их безопасность.

Организуя деятельность по уходу за растениями, воспитатель делает аспект на необходимости заботы о них: ухаживать за растениями надо не для себя, а для них; они живые и нуждаются в нашей заботе.

Большой интерес для детей представляют собой мини лаборатории. Под лабораторией природы мы понимаем специально оборудованный уголок группы для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно- экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создаётся для развития у детей интереса к исследовательской деятельности. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость этой деятельности. Закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, он помогает детям организовать опыт, чтобы они сами могли найти нужное решение. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Экспериментальная деятельность совершенствует умение анализировать, определять проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их.

Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природе, основанное на знании её особенностей, на накопленном эмоционально-чувственном опыте общения с ней.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Консультация "Развитие познавательной активности детей"

Автор: Кочетова Екатерина Евгеньевна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292990

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Консультация для родителей "Развитие познавательной активности детей через экспериментирование" /в рамках инновационной деятельности/"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_razvitiie_poznavatiel_noi_aktivnosti_dietiei_chi"
    ["file_id"] => string(6) "471380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1527544751"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Консультация на тему: Педагогические условия и средства развития познавательных интересов у детей с задержкой психического развития."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_na_temu_pedagogicheskie_usloviia_i_sredstva_razvitiia_poznavatelny"
    ["file_id"] => string(6) "507869"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1555828101"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Консультация для родителей  Дидактическая игра - путь к развитию ребёнка "
    ["seo_title"] => string(80) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-didaktichieskaia-ighra-put-k-razvitiiu-riebionka"
    ["file_id"] => string(6) "164875"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422713896"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Консультация для родителей "Безопастность на дорогах""
    ["seo_title"] => string(53) "konsultatsiia_dlia_roditelei_bezopastnost_na_dorogakh"
    ["file_id"] => string(6) "578272"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1618498480"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства