Доклад
Тема. Развитие творчества через проект.
Заика Татьяна Дмитриевна
Учитель технологии
Новомихайловская с.ш.
2013г.
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА-ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ
Каждая педагогическая эпоха породила свое поколение технологий.
Интегральная технология, одним из элементов которой является «Проектное
обучение».
Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся
приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических
заданий проектов.
Основными туебованиям к использоеанию этого метода являются:
- наличие социально или личностно значимой проблемы, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска решения; - теоретическая, практическая, познавательная значимостъ
предлагаемых резулътатов; - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
-структурироеание содержательной части проекта (суказанием
поэтапных результатов);
- использование исследовательских методов: определение проблемы и
вытекающих из неёзадач исследования, оформлениерезультатое, анализ
полученных данных, выеоды.
Главная цель педагога - развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов в какой-либо области па осноее широкой познавательной актиености и любознательности. Чтобы решить эту проблему необходимо выделить ряд задач;
- мотшация учебной деятельности;
-разеитие познавательной самостоятельности;
- формироеание и развитие творческих способностей;
- усвоение обобщенных и рациональных способов деятельности;
- формирование опыта самообразования.
Одним из средств решения этих задач на уроках
технологии являются творческие проекты учащихся. Работу над проектом
начинаем с определения и выбора темы проектного задания. Определяем ею
практическую значимость, формируем задачи. Параллельно с определением
материальных и финансовых возможностей ведем подбор и обработку
необходимой информации.
Основной частью проекта является разработка идеи, выполнение проекта с
учетом требований дизайна, и экономики, самообразования и актуализации
знаний при консультативной помощи учителя.
Следующим этапом является обобщение результатов и выводы.
Заключительной частью проекта является оценка качества выполненной
работы, защита проекта, анализ успехов и ошибок.
Творческий проект на уроках технологии - это учебно-трудовое задание, в результате которого создается продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной,
В соответствии с требованиями творческие проекты по изготовлению изделий пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Особое внимание уделяется экономическому расчету, в котором отражают финансовые затраты на изготовление из дел и я, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену.
Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач — от постановки вопроса до представления результатов. В нашей школе, на протяжении нескольких лет, метод проектов применяется на уроках технологии. В каждом классе, в четвёртой четверти, учащиеся занимаются созданием творческих проектов, позволяющие проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой объект труда. Тематика проектов может относиться к какому-то определенному вопросу программы курса «Технология» с целью углубить знания учеников по этой проблеме. Но особый интерес у учащихся вызывают темы связанные с декоративно-прикладным искусством. Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. При организации работы возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает своей деловой активностью, общением, возможность сравнитъ свою работу и расширить зону для самооценки. Такая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам, воспитывает обязательность выполнения задания, позволяет проявить взаимопомощь, стимулирует дух соревнования. Проектная деятельность дает возможность более глубоко изучить национальную культуру пародов Казахстана. Наряду с практическими умениями учащиеся изучают сюжеты и мотивы национальной вышивки, виды орнамента, технику исполнения. Оригинален проект по выполнению украшений и картин из бисера, в котором используются различные технологии и сочетание различных композиционных материалов.
Особое место в реализации творческого проекта занимает позиция учителя. Учитель помогает ученикам в поиске источников информации, сам является источником информации, координирует весь процесс, поощряет учеников. Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Такая работа позволяет раскрыть творческий потенциал учителя. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов. Каждый ученик может получить консультацию учителя. Заключительным этаном работы является оценивание результатов проектирования.
Защита проекта осуществляется по следующим критериям:
- Конструктивные критерии - прочность, надежность, удобство
пользования; - Технологические критерии оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность
технологии, необходимое оборудование, сложность и объем выполненных
работ, расход энергии при производстве; - Экологические критерии - возможность использования отходов
производства; - Эстетические критерии - оригинальность формы, композиционная
завершенность, цветовое решение, стиль, дизайн; - Экономические и маркетинговые критерии - потребность в данном
изделии, практическая направленность, финансовые затраты, вид рекламы,
уровень цены.
При защите проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников и преподавателя в значимости работы, показывают свою компетентность, старательность, добросовестность, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.