Оборудование: музыкальный центр, фонограмма «Звуки весны», кукла Весна, игрушечный снеговик,картинка «Снеговик» в конверте, схемы - алгоритмы для рассказа о признаках весны, конверты с карточками с изображением признаков времен года (по числу детей), фланелеграф, картинки для фланелеграфа, «снежинки» для развития направленного выдоха (сдувания), массажные коврики «Комфорт»,2 одинаковые емкости: пустая, с водой, бумажные цветочки - подснежники.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие (формирование готовности к совместной деятельности, формирование первичных представлений о явлениях окружающего мира, развитие познавательной мотивации, речевого общения детей в ходе непрерывной непосредственно образовательной деятельности)
художественно-эстетическое развитие (создание комфортного микроклимата, формирование восприятия мира природы, формирование элементов музыкальной культуры, развитие сенсорного восприятия)
физическое развитие (создание доступных условий для развития двигательной активности, развития общей и мелкой моторики, дыхания)
Цель:
Формировать у детей представление о времени года «Весна» на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Задачи: Обучающие
Расширять и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, выделяя существенные признаки.
Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира. Коррекционно-развивающие
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Весна идет, весне дорогу"»
Конспект занятия
по формированию целостной картины мира по теме
«Весна идет, весне дорогу»
в старшей группе детей с ОВЗ
Тема занятия: Весна.
Тип занятия: объяснение нового материала
Оборудование: музыкальный центр, фонограмма «Звуки весны», кукла Весна, игрушечный снеговик,картинка «Снеговик» в конверте, схемы - алгоритмы для рассказа о признаках весны, конверты с карточками с изображением признаков времен года (по числу детей), фланелеграф, картинки для фланелеграфа, «снежинки» для развития направленного выдоха (сдувания), массажные коврики «Комфорт»,2 одинаковые емкости: пустая, с водой, бумажные цветочки - подснежники.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие (формирование готовности к совместной деятельности, формирование первичных представлений о явлениях окружающего мира, развитие познавательной мотивации, речевого общения детей в ходе непрерывной непосредственно образовательной деятельности)
художественно-эстетическое развитие (создание комфортного микроклимата, формирование восприятия мира природы, формирование элементов музыкальной культуры, развитие сенсорного восприятия)
физическое развитие (создание доступных условий для развития двигательной активности, развития общей и мелкой моторики, дыхания)
Цель:
Формировать у детей представление о времени года «Весна» на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Задачи:
Обучающие
Расширять и систематизировать представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, выделяя существенные признаки.
Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира.
Развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
Воспитывающие
Воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей природе.
Формировать положительную установку к участию в непосредственно образовательной деятельности, потребность в общении и желание взаимодействовать.
Словарная работа: уточнять и расширять словарь по теме - ласковое, греет, капель, тает, журчит, расцветают, набухают, почки, подснежник, первоцветы, пробуждается/просыпается.
Предварительная работа: первичные наблюдения на прогулках в ДОУ и с родителями, рассматривание иллюстраций, просмотр видеопрезентации «Весна» из цикла «Времена года», мультфильмов «Летний Снеговик», «12 месяцев», «Снегурочка», «Маша и медведь. Весна пришла».
Ход занятия:
Орг. момент.
Звучит музыкальное сопровождение (звуки весны). Учитель-дефектолог предлагает каждому из детей сесть за столы, называя каждому определенный цвет конверта, лежащего на столе.
- Ребята, прислушайтесь. Скажите, какие звуки вы слышите? (поют птички, капают сосульки, играет красивая музыка).
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня утром я шла в детский сад и промочила ноги. Откуда же столько воды под ногами? (тает снег)
- Да. А почему он тает? (На улице стало теплее, солнце греет)
- Конечно, это весна. Сегодня мы поговорим о весне.
3. Сообщение нового материала.
Раздается стук. На пороге за дверью стоит Весна (кукла).
- Какая красивая девочка. Проходи, пожалуйста. Ребята, давайте с ней поздороваемся и познакомимся. (Дети называют свои имена)
- А это - Весна. Она заглянула к нам в гости и хочет остаться здесь. Весна, присаживайся на стульчик и послушай нас.
- У каждого из вас на столе есть карточки с картинками. Давайте внимательно посмотрим на них и вспомним, о чем говорилось в стихотворении. Поставьте пальчик в верхний левый уголок карточки, а потом следите за красными стрелочками.
Учитель-дефектолог рассказывает по схеме-алгоритму, дети работают на местах.
1. Ласковое солнышко согревает нас и все вокруг своими лучами 2. На крышах домов появились сосульки, звенит капель 3. Тает снег и на земле появляются темные проталинки 4. На речке трещит и лопается лед. 5. На деревьях набухают почки, скоро появятся первые зеленые листочки 6. Из-под снега выглядывают подснежники 7. Из теплых краев домой прилетели птицы и стали вить гнезда 8. Люди помогают птицам и делают для них скворечники. 9. Весной природа пробуждается, даже медведь проснулся и вышел из своей берлоги.
- Что такое капель? (тают и капают сосульки)
- Что такое проталинки? (видно землю там, где тает снег)
- Почему появляются первые листочки? (просыпаются деревья)
- Как люди помогают птицам весной? (делают домики)
Раздается стук.
- Кто бы это мог быть? (дети в недоумении)
На пороге за дверью стоит снеговик, около него лежит конверт.
- Ребята, это Снеговик. Он принес нам какое-то письмо. Как вы думаете, от кого оно? (из леса, от зайчика, от Весны, от деда Мороза, от Зимы).
Учитель-дефектолог открывает конверт белого цвета со снежинками, достает из него картинку с изображением снеговика. Переворачивает конверт, с другой стороны на нем изображение Зимы.
- Ребята, кто это? (Зима). Значит, от кого это письмо? (от Зимы)
- Помните, как зимой мы вместе лепили снеговика? Пока весь снег не растаял, давайте поиграем в снежки. Вставайте на коврики в кружок.
4. Физ. минутка.
Раз, два, три, четыре, движения ладошками, как будто
мы с тобой снежок слепили. «лепят снежок»
Круглый, круговые движения небольшого диаметра
крепкий, сжимают ладошки
очень гладкий одна ладошка гладит другую
и совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, два – поймаем, «подбрасывают», «ловят»
три – уроним и сломаем. «роняют», «топчут ногами»
Повторяют 3 раза, каждый раз интонационно голосом обозначая размер снежка, при этом увеличивая размах рук и высоту подъема коленей.
5. Развитие дыхания, выработка направленной воздушной струи.
Учитель-дефектолог достает снежинки из конверта, кладет каждому ребенку на руку, уточняя, что это «правая ладонь».
- Возьмите снежинки. Какие же они холодные! Чтобы руки не замерзли, сдуйте их с ладошки. Вдохните носом, подуйте, не надувая щек: пфф-ф-ф.
Дети «сдувают» снежинки 3-4 раза.
- Ребята, в детском саду не должно быть снега, давайте соберем снежинки. Собирают снежинки и снеговика и складывают в емкость, которую
учитель-дефектолог ставит за ширму на окно.
6. Закрепление знаний.
- Весна каждому из вас тоже отправила письмо. Откройте свои конверты.
Дети открывают конверты. В них по 4 картинки для фланелеграфа с изображением разных примет разных времен года.
- Ой! Все картинки перепутались… Помогите нашей гостье, чтобы она не расстраивалась. Вам нужно выбрать только те, которые относятся к весне. (Дети работают на местах самостоятельно, д/игра)
7. Коллективная работа на фланелеграфе.
- Какие вы молодцы! Весна подарила вам такие красивые картинки. А я думаю, что вы сможете «нарисовать» из них весеннюю картину для нее.
Дети берут картинки (яркое солнышко, голубое облако, ручеек, подснежники, дерево со скворечником, серый зайчик, стайка птиц, медведица с медвежатами и т.п.) и располагают их на фланелеграфе, коллективно создавая общий весенний сюжет, договариваясь друг с другом.
- Какая красивая картина у нас получилась! Только снеговик не видел вашу картину и совсем загрустил на окошке. Давайте покажем ему?
- Это самые первые весенние цветы, их называют первоцветы. Как вы думаете, можно их срывать? Правильно, можно только смотреть глазками и любоваться на них. Они еще не распустились, давайте им поможем.
Каждый ребенок опускает свой цветочек в емкость с водой, цветы распускаются на глазах у детей.
- Спасибо вам, ребята, вы молодцы. Давайте и мы потянемся к солнышку, как цветочки.
Тянут руки вверх, потом опускают их, «бросая» вдоль туловища 2-3 раза.
9. Итог занятия. Рефлексия.
- Что на нашем занятии было самое интересное? Было ли что-то трудное?
Что вам особенно понравилось на сегодняшнем занятии? (ответы детей)
- А мне очень понравилось, как вы внимательно слушали и наблюдали, как выбирали правильные картинки, собрали все снежинки, как дружно вы нарисовали весеннюю картину и т.д.
- Сегодня на прогулке найдите, пожалуйста, приметы весны на участке. А дома вспомните, о чем мы говорили и расскажите родителям то, что вы узнали о весне.
Учитель-дефектолог и Весна благодарят детей и прощаются с ними.