Открытое занятие в подготовительной группе на тему «Весна идет, весне дорогу!»
Білікті Образовательная область: Познание, Коммуникация
Тарау Раздел: Развитие речи, Ознакомление с окружающим миром,Экология
Воспитатель: Нурмухамбетова А.А
Цель:
- обобщить и систематизировать знания и представления дошкольников о весне и весенних явлениях в живой и неживой природе;
- углубить представления о сезонных изменений в природе с наступлением весны; продолжать учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи (почему таят снег, потому что солнце стало пригревать сильнее и т.д.).
- продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями о весне (заклички);
- воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение выполнять совместную работу, направленную на достижение коллективного результата.
- развивать мышление, внимание, память и восприятие.
Ход занятия:
I. Мотивационно-побудительный:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО! (обращаемся к гостям)
II. Организационно-поисковый:
- Ребята, сегодня у нас с вами очень познавательное занятие, а для того чтобы узнать о чем оно нужно собрать слово из букв, которые находятся на доске. (слово весна)
- Кто мне скажет на казахском языке? (к?ктем)
- Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу.
- Издавна люди зазывали весну различными за кличками.
- А может кто-нибудь из вас уже знает что такое закличка? (Заклички - это обращения, к природным явлениям)
- Посмотрите ребята, у нас с вами есть специальная доска новых слов, на нее мы и будем их крепить. Итак, какое у нас первое слово? Маша прикрепи его пожалуйста.
- А мы попробуем позвать весну, вдруг она сможет прийти к нам в группу? Шенберге т?рамыз. (в кругу)
Все хором:
Ой, весна моя,
Тывесняночка!
Из-за темных лесов, (1 ребенок)
Из-за синих морей (2 ребенок)
Приходи, солнцем, светом озари! (вместе)
Жаворонки, перепелушки, (3 ребенок)
Птички, ласточки
Прилетите к нам! (4 ребенок)
Весну ясную, весну красную
Принесите к нам! (вместе)
(На доске появляется видео)
- Дорогие ребята, здравствуйте. Я бы с радостью к вам пришла, да не могу.Была у меня корзинка с приметами, да студеный ветер налетел и все мои приметы перепутал, и теперь я не знаю, как прийти, с чем прийти.
- Весна не эта ли твоя корзинка? (Достаю корзину) Ах какой же здесь беспорядок, все приметы перепутались, ребята давайте-ка наведем здесь порядок?
- Как вы думаете, что или кто является первым вестником весны?
(Достаю птиц)
Птицы
Звучит фонограмма голоса птиц(видео птицы прилетели)
- Правильно, первыми вестниками весны являются птицы. Кто знает каких именно птиц называют вестниками весны? (Грачи)
- А каких весенних певцов вы знаете еще?
- Давайте определим и назовем, какие среди данных птиц считаются перелетными. (На мультимедийной доске картинки птиц, если верный ответ, то птица издает звуки летит в гнездо)
- Скажите, чем же заняты птицы весной? (Они ремонтируют старые гнёзда и строят новые)
- А где птицы стоят свои гнёзда? (Птицы строят гнёзда на деревьях)
- На нашем дереве тоже есть гнездо, давайте подойдем и рассмотрим его. Из чего оно построено? (Из сухих веточек)
- Посмотрите внимательно видите, чтобы гнездо прочно держалось на ветке, птицы крепят его проволокой.
- Так же птицы строят свои гнезда из самых различных материалов, и располагают их не только на деревьях, а еще на земле, под крышами домов, в кустах. (Картинки виды гнезд)
- Скажите, а какую помощь можем мы оказать птицам?
- Посмотрите какой красивый скворечник нам сделал Данила вместе со своим папой и мы его обязательно потом повесим на нашем участке.(фото)
- Молодцы. Посадим птиц в гнездо.
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить психогимнастику, которую проведет Даяна.
Психигимнастика «Солнышко»
Вот так солнышко встает выше, выше, выше (Руки тянут вверх)
К ночи солнышко зайдет ниже, ниже, ниже (руки постепенно вниз присели)
Хорошо, хорошо солнышко смеется (фонарики)
А под солнышком всем нам весело живется (хлопки)
Земля
- Итак, птицы начинают прилетать, солнышко пригревает. И что происходит? (тает снег)
- И нам пора снова заглянуть в нашу корзинку и поможет мне в этом Саша. (достаем платочек с землей и развязываю его за столом)
- Посмотрите что же это такое в мешочке? Правильно. Потрогайте ее. Как вы думаете эту землю солнышко прогрело или нет? А давайте мы поможем солнышку прогреть эту землю своим тепло? (Наклоняемся и теплым дыханием прогреваем землю)
- Молодцы прогрели! (отодвигаю замёрзшей кусочек и рассматриваем рыхлую землю)
- Понюхайте, как она пахнет после освобождения ледяной зимней шубы!
- Весной начинается посевная пора. Но так как еще пока рано сажать на огородах и полях мы с вами в эту прогретую солнцем землю посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка.
-Но для начала давайте рассмотрим семена, которые нам предстоит сажать. (лупы)
- Какие они по форме? По цвету? По размеру?
Вывод: все семена разные, у каждого растения свое семя.
(подходим к столу где стоят горшочки с землей и палочки и садим семена)
- Приступим, сначала палочкой нам нужно сделать небольшую ямку, а затем положить туда семя и присыпать землей.
- А пока вы сажаете я вам прочитаю еще одну закличку.
Вот семена и лопата.
Пора за работу, ребята!
В землю, семена, ложитесь!
И скорее пробудитесь!
Силы набирайтесь!
К солнцу пробивайтесь!
- А что необходимо сделать после того как что-то посадить? Правильно полить! (С лейки поливаю землю)
- Жарайсын, балалар!
- Продолжает пригревать солнышко, согревать землю и появляются? (достаю цветочек)
Цветы
– Ребята, а что весной происходит с растениями? (Начинают набухать почки, появляются из под снега первые цветы – подснежники)
– Дети, как по другому можно назвать цветы которые первые цвеиут? (Первоцветы)
– Давайте все вместе проговорим это слово пер-во-цве-ты.
- Артем иди пожалуйста и прикрепи это слово на доску новых слов.
- Сейчас мы с вами попробуем среди цветов найти именно первоцветы.
Приглашаю вас сесть за ноутбуки (работают за ноутбуками)
- Итак, вам нужно найти среди других первый весенний цветок, нажать на него мышкой и если вы выбрали верный вариант, то вам откроется буква, эту букву вам нужно будет записать, а в конце прочитать что же за слово получилось
- Давайте проверим, что у вас получилось? (слайд на доске)
- А теперь вашим глазкам нужно отдохнуть.
Физкультминутка: «Мигалочки»
Светит солнышко в окошко,
Закроем глазки мы немножко.
Подержали – открываем,
А теперь мы поморгаем.
Правый глазик открываем,
А другой не открываем,
А теперь их поменяем.
Левый глазик открываем,
А другой не открываем,
Правый – левый.
- Солнышко еще ярче засветило и мы заглянем снова в корзинку. (достаю траву)
Трава
- Посмотрите, что это? Это первая весенняя травка.
- Давайте рассмотрим ее. Какая она?
- А как вы думаете почему она такая?
- А если бы солнце не светило и не грело ее она бы выросла?
-Все предметы из весенней корзинки мы достали и теперь мы попробуем составить модель весны.
- Какое весной солнце? (ярче чем зимой, поднимается выше над горизонтом) Выйди и прикрепи солнце в нужное место.
- Теперь небо, какое оно весной? (голубое, белые легкие облака)
- Что происходит со снегом? (появляются первые проталины, земля начинает согреваться)
- Что такое проталины? (место, где стаял снег и открылась земля)
- А на проталинах появляются? А что еще?
- Как изменяются деревья?
- Что происходит на водоемах? (таяние льда, ледоход) От каких двух слов образовалось слово ледоход?
-Попробуем теперь всё это назвать на казахском языке. (небо аспан, солнце к?н, облака, дерево а?аш, трава ш?п, цветы г?л, птицы ?устар, река ?зен )
- Итак, давайте попробуем составить небольшой рассказ. Кто попробует?
(Рассказ ребенка: Наступила весна. Солнце все выше поднимается над горизонтом. Солнце светит ярче, поэтому тает снег и лед. Оттаивает почва.)
- Ну, вот ребята мы и навели порядок в корзинке!
(Видео)
Весна: Спасибо вам ребята, что вы навели порядок в моей корзине. Я пришла, вступила в свои права, и никакой студеный ветер меня с пути теперь не собьет. А в благодарность я вам дарю цветные ленточки, которые вы тоже найдете в корзинке. (Достаю ленточки)
- Но сначала ребята, давайте посмотрим на нашу доску новых слов, посчитайте сколько новых слов вы сегодня узнали? Назовите их.
III. Рефлексивно-корригирующий:
-Ребята вам понравилось наше занятие?
- И в заключении нашего занятия я предлагаю вам украсить наше дерево, что бы оно из зимнего, голого и сухого превратилось в яркое, весеннее, живое дерево. Давайте по очереди завяжем на него наши разноцветные ленточки и скажем что в занятии вам понравилось.
- Весной пробуждается не только природа. Теплеют и светлеют взгляды людей, улыбки расцветают на их лицах. Обнимитесь, улыбнитесь друг другу. Чувствуете, как изменилось ваше настроение? Дарите всем окружающим доброту и радость, как это делает Весна.
- Спасибо вам за занятие!