Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе.
Тема: « Скворцы прилетели».
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, чтение художественной литературы (развитие речи, коммуникация, социализация)
Цели:
- Образовательные: формирование умения с помощью вопросов называть изображение на картине, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ, обобщенного представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.)
- Развивающие: пополнять словарь детей существительными, закреплять умение согласовывать слова в роде и числе с прилагательными. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков.
- Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к птицам, воспитывать любовь детей к родному краю.
Предварительная работа: рассматривание картины "Весна", изображения перелетных птиц, рассматривание изображения скворца, беседа о перелетных птицах, разучить игру "Займи скворечник".
Словарная работа: скворец, скворечник.
Атрибуты: картина, изображающая мальчика и девочку, вешающих скворечник, магнитная доска, атрибуты к игре "Займи скворечник".
Ход деятельности
- Ребята, я сейчас увидела, что к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить?
(Предположения детей)
- А может, она хотела сообщить, что пришла весна? Какое время года настало?
(Ответы детей)
Стало солнце пригревать
Поднять ладошки вверх
Стали капельки стучать
Капля - раз, капля - два,
Пальцем стучать по ладони медленно
Капли медленно сперва
Поскорей, поскорей,
Хлопать в ладоши быстрее
Все быстрее и быстрей.
А потом, потом, потом
Хлопки быстрее
Все бегом, бегом, бегом
Побежали ручейки
Их попробуй догони.
- А с весной к нам вернулись из теплых стран перелетные птицы: грач, ласточка, скворец.
Все теплее воздух вешний,
Светит солнце сквозь туман.
И скворец в свою скворечню
Прилетел из далеких стран.
Уж тает снег, бегут ручьи,
Уж солнце жарче греет.
"Весна идет", - поют скворцы,
Сверкая опереньем.
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о скворце.
В: А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?
Д: Девочку и мальчика.
В: Что делает мальчик?
Д: Вешает скворечник.
В: А что делает девочка?
Д: Помогает мальчику, подает молоток.
В: Правильно, мальчик вешает скворечник, а девочка помогает мальчику, подает инструменты. Мальчика зовут Миша, а девочку - Таня.
Как вы думаете, зачем мальчик и девочка вешают скворечник?
Д: Чтобы там жили птицы - скворцы.
В: Правильно, это домик для скворцов. Называется скворечник. Как вы думаете, кто сделал этот скворечник?
Д: Папа.
В: А что это зеленеет на дереве?
Д: Листочки.
В: Правильно, весной, когда прилетают скворцы, начинают распускаться листья на деревьях. Когда начинают распускаться листья, Настя? прилетают скворцы?
Д: Весной.
В: Значит на картине изображена весна. Как одеты девочка и мальчик?
Д: На девочке Тане - красная курточка, гамаши и ботинки, а на мальчике - зеленая курточка, синяя кепочка, брюки и ботинки.
В: Почему дети одеты тепло?
Д: Потому что холодно.
В: Правильно, весной еще прохладно и нужно одевать курточки, шапки и ботинки. А кто летает рядом с детьми.
Д: Скворцы.
В: Они радуются, что скоро у них будет дом. А теперь, дети, послушайте рассказ как Миша и Таня вешали скворечник.
Наступила весна. Солнце стало греть сильнее. Снег стал таять. На дорогах распустились листья, а на земле вылезла молодая зеленая травка. С приходом весны прилетели скворцы. Дети решили помочь птицам.
Еще зимой папа Миши и Тани сделал скворечник. Миша и Таня оделись потеплее: куртки, теплые гамаши, шапки и ботинки и пошли в парк вешать скворечник на дерево.
Миша вешает скворечник, а Таня ему помогает - подает инструменты. Дети заботятся о птицах.
Скворцы рады. У них скоро будет новый дом.
- А теперь, ребята, поиграем с вами в игру "Займи скворечник"
(На полу разложены кружки. Это скворечники. Их должно быть на 2 - 3 меньше, чем детей. Дети сидят на стульчиках.)
В:Скворушки, скворушки,
Черненькие перышки!
Вы хотите полетать,
Свои крылья поразмять?
Д: Да, хотим! Дети бегают врассыпную.
В: Раз, два, три
Домик свой скорей займи!
- Молодцы, ребята!