Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "В мире загадочных звуков"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
ПЛАН - КОНСПЕКТ
открытого занятия
«В мире загадочных звуков».
Студии эстетического развития
I – год обучения
Педагог дополнительного образования:
Абрамченкова Е.В.
Пояснительная записка к занятию по музыке
в студии эстетического развития «Солнышко»
1 год обучения.
Тема: «В мире загадочных звуков».
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, которое должно составлять фундамент для музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил распространение во всём мире.
Творческим коллективам педагогов МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Людиново разработана программа «Ступени творчества». По форме организации содержания и процесса образовательной деятельности программа является комплексной. Главная особенность программы – её развивающий характер, который обеспечивается интегративным подходом. Программа рассчитана на три года обучения.
1 ступень – обучающиеся 4-5 лет;
2 ступень - обучающиеся 5-6 лет;
3 ступень - обучающиеся 6-7 лет;
Блок «В мире музыки» - включает в себя следующие разделы:
- слушанье музыки;
- теоретические знания;
- музыкально-ритмическое творчество;
- пение и развитие вокально-хоровых навыков.
При этом решаются следующие задачи:
обогащать музыкальные впечатления детей, знакомя их с разнообразными музыкальными произведениями;
познакомить с элементарными музыкальными понятиями;
обучить простейшим практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности;
воспитывать у детей интерес к музыке путём развития музыкальной восприимчивости, музыкального слуха;
Тема занятия: «В мере загадочных звуков».
Форма проведения: музыкальная гостиная.
Цель: Создать совместную деятельность родителей и детей дошкольного возраста при ознакомлении с многообразием мира музыкальных инструментов.
Место проведения занятия: кабинет музыки МБОУ ДОД «Дом детского творчества».
Объединение: Студия эстетического развития «Солнышко».
Учебная группа: дошкольники, 1 год обучения.
Возраст обучающихся: 4-5 лет.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, практической работы, словестный, наглядный, игровой, развивающего обучения.
Занятие основано на современных тенденциях лично – ориентированного образования и на следующих педагогических принципах:
коммуникативно – ориентированной направленности;
дифференцированного обучения;
учёт возрастных особенностей;
воспитывающего обучения;
сознательности;
активности через организацию здоровьесбережение;
наглядности.
Основными результативными моментами, подтверждающими эффективность занятия, являются:
Обучающие задачи:
Знакомить детей с различными видами музыкальных инструментов, их звучанием.
Учить взаимодействовать взрослых и детей, создать благоприятную эмоциональную обстановку.
Развивающие задачи:
Развитие музыкального вкуса детей, эмоциональной отзывчивости на музыку.
Развитие творческих способностей, фантазии, воображения.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать любовь к музыке и желанию участвовать в музыкальном процессе.
Организация занятия направлена не только на понимания классификации музыкальных инструментов и обобщения знаний по теме, но и на совместную деятельность с родителями, которая помогает в игровой форме закреплять полученные знания, что позволяет решить поставленную цель. Поддержанию интереса детей способствует общий игровой характер занятия. Использование разных видов деятельности на занятии: игра, составление коллажа, загадки, музыкальная сказка – снижает психическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус детей, что положительно сказывается на продуктивности занятия и создании благоприятной эмоциональной обстановки. Такая форма занятия позволяет детям усвоить тему предусмотренную программой.
Оборудование:
Декоративная таблица.
Панно и заготовки для изготовления музыкального коллажа.
Музыкальные инструменты: ложки, бубны, маракасы, треугольники, колокольчики, трещотки, гитара, саксофон.
Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Ход занятия.
Дети входят в празднично оформленный зал в стиле музыкальнойгостиной. Звучит фонограмма пьесы Эдварда Грига «Утро».
Педагог: Здравствуйте! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной и приглашаю окунуться в мир загадочных звуков.
Дети отвечают на приветствие.
Педагог. Я знаю, что вы очень воспитанные и вежливые ребята. Но, моя гостиная – музыкальная, я хочу услышать музыкальное приветствие. Как мы еще можем поприветствовать друг друга, кроме как, сказав слово «Здравствуй!».
Ответы детей. Поклоном, рукопожатием, взмахом руки, объятиями.
Педагог. Все верно. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра «Поздоровайся со мной»
Описание. Дети двигаются поскоками по залу в произвольном направлении под музыку. Когда музыка перестанет звучать дети должны:
1раз – поклониться руг другу;
2 раз – пожать другу;
3 раз – помахать рукой, сказав «привет»;
4 раз – обнять друг друга.
Педагог.Молодцы, ребята. Вы уже знаете, что звуки окружают нас по всюду с самого нашего рождения. А как вы думаете, какая бы была у нас жизнь, если бы из неё исчезли все-все-все звуки?
Ответы детей:
Не интересной!
Не яркой!
Скучной!
Педагог. Ребята, а что мы знаем о звуках? Какие они бывают?
Ответы детей:
Звуки бывают шумовыми и музыкальными.
Звуки бывают громкие и тихие
Звуки высокие и низкие
Звуки имеют длительность. Они бывают короткие и длинные.
Педагог. Все ваши ответы – правильные. Вы очень много знаете о том, какие бывают звуки.
Я думаю, что могу пригласить вас посетить прекрасную страну Музыки.
Страна музыки
Есть на Земле одна страна.
Зовется музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки.
Но чьи их оживляют руки?
Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?
Конечно это музыкант!
Его порыв, его талант.
Его желание творить
И людям красоту дарить!
- Ребята, а что необходимо музыканту, для того, чтобы зазвучала музыка?
Дети:Музыкальные инструменты.
Педагог. Правильно. В стране Музыки музыкальные звуки живут в домиках – музыкальных инструментах. Для того, чтобы это было легче представить, я предлагаю вам создать сказочный, музыкальный коллаж. Это поможет нам и нашим гостям получше познакомиться со страной Музыки.
Дети подходят к рабочей зоне, где для них приготовлены красочные картинки с изображением музыкальных инструментов, деревьев, цветов. Дети выбирают понравившиеся картинки и наклеивают их на основное панно, подготовленное педагогом заранее. Для ускорения процесса создания коллажа рекомендуется использовать двухсторонний скотч.
Педагог.Ребята, посмотрите, как красива наша страна Музыки. Сколько в ней различных музыкальных инструментов мы разместили. Они все такие разные, но все же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.
Педагог: Молодцы, ребята! В каждой из этих групп живет очень много различных инструментов. Они готовились к встрече с вами, так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Мы должны им помочь занять свои места. Чтобы они больше не путались, я придумала для них вот такой большой просторный дом, где у каждого инструмента будет своя комната.
Педагог демонстрирует детям таблицу.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Ну, а в этом домике живут музыкальные инструменты.
-Первыми в очереди на вселение у нас стоят ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадайка»
Родители загадывают детям загадки о музыкальных инструментах.
1.
Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно, …………….
(Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, приклеивает картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.
Педагог: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информация на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко. Ведь звук большого барабана преодолевал большие расстояния намного быстрее, чем человек. Потому, что этот звук летел по воздуху, а у человека на пути встречалось множество преград. А еще он своим ритмичным звучанием помогал воинам – охотникам настроиться на успешную охоту.
Мальчики исполняют «ритуальный» танец охотников с гимнастическими палками.
2.
Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи хлебать,
А можно и «Барыню» сыграть.
(Деревянные ложки)
Карточку с изображением деревянных ложек размещают в ячейке таблицы.
3.
Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, трещит, гремит.
Ему совсем не больно.
(Бубен)
Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.
Дети исполняют оркестром на бубнах и ложках Р.Н.П. «Ах, ты берёза».
4.
Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос звонкий,
Деревянный, озорной.
(Трещотка)
Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она так громко трещала на ветру, что ни одна ворона или грач, а также другие огородные хулиганы не осмеливались губить урожай.
5.
Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон?
(Колокольчик)
Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.
6.
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка.
(Маракас)
Карточку с изображением маракаса размещают в таблице.
7.
В самый сказочный момент
Вступит этот инструмент.
Но совсем не каждый знает,
Что в оркестре он играет.
Тихо, нежно зазвенит,
Будто все посеребрит.
А затем умолкнет скоро.
По сигналу дирижера.
Знает это каждый школьник
Что такое……….
(Треугольник)
Карточка с изображением треугольника размещается в ячейке таблицы.
8.
Знайте, они с барабаном соседи.
Только сделаны из меди.
Вовремя нужно руками взмахнуть,
Звонко ударить, потом отдохнуть.
Партия их не пустяк, не безделка.
В музыке тоже бывают …..
(Тарелки)
Карточка с изображением медных тарелок размещается в ячейке таблицы.
Педагог: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Они сейчас поведают вам сказку «Медведь и пчелы»
Родитель рассказывает сказку.
Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку.
Медведь и пчелы
- Шел однажды по лесу медведь. Захотелось ему медку покушать. Вдруг видит он улей, полный меда, а пчелы в нем так и жужжат. Знал медведь, что связываться с пчелами опасно, но уж больно меда ему захотелось. «Авось не покусают», - подумал медведь и полез в улей. Тут пчелы накинулись на него и стали больно жалить. Завыл медведь, застонал медведь. Еле ноги унес! Бежит по лесу , а сам пчелам грозит: «Вот ужо я вас! Спилю сейчас сук побольше и всех вас разгоню!» Вскарабкался он на дерево, сел на самый толстый сук и начал пилить его.
Летела мимо птичка – синичка. Увидела она медведя и говорит ему: «Не пили, медведь, ветку! И сам упадешь и гнездышко мое разоришь!» - прощебетала она ему тоненьким голосом.
«Без тебя обойдусь!» - прорычал в ответ медведь, а сам продолжает пилить ветку.
Скакала по веткам белочка.Увидела она медведя и говорит ему: «Перестань, косолапый, пилить. Всех бельчат разбудишь и сам упадешь!»
«Скачи своей дорогой», - буркнул медведь, а сам дальше пилит.
Пробегал мимо олень с оленятами. «Не пили, медведь, сук! Нас без свежей листвы оставишь и сам упадёшь!»
Не слушает медведь никого, знай себе, пилит.
Вылезли из нор своих все маленькие зверьки: мышки, ежики, кроты. Смотрят, а медведь все пилит. Тут мимо ворона летела и каркнула: «Ой, упадет медведь!»
Тут сук обломился и рухнул. Упал медведь с дерева, все бока себе отшиб. Заплакал, застонал: «Простите меня, друзья! Всех вас обидел и сам пострадал!»
Пожалели звери незадачливого медведя. Помогли подняться. И впредь ему наказали: «Никогда не пили сук, на котором сидишь!»
Педагог: Вот такую поучительную сказку мы с вами услышали. А теперь настало время для игры. Игра называется «Почта».
Игра «Почта»
Описание: Дети встают в круг. В центр круга выбирается ведущий, который с колокольчиком в руках оббегает детей.
Ведущий: Динь-динь-динь!
Дети: Кто там?
Ведущий: Почта.
Дети: От куда?
Ведущий: Из города.
Дети: А что делают жители города?
Ведущий: Отгадайте!
Звучит отрывок музыкального произведения, характер которого указывает, что жители города: спят, поют, танцуют, маршируют. Прослушав отрывок, дети должны угадать, чем занимаются жители музыкального города.
Педагог предлагает посмотреть русский народный танец в исполнении
Обучающейся в студии хореография и гимнастический номер.
Педагог: Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже хотят поселиться в домик, но их нужно позвать.
Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились напредыдущих занятиях: жалейка, рожок, свирель, флейта, гобой, кларнет, волынка, медные трубы.
Педагог: Духовые инструменты предают нам звуковые приветы.
В исполнении Дехтярева Евгения музыкальный номер на саксофоне.
Педагог: Ребята, посмотрите на наш чудесный домик. Он уже наполовину заселен. Сколько инструментов уютно разместилось в его окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательны и у вас много друзей в стране Музыки. Поэтому я предлагаю вам сыграть в музыкальную игру «Меня зовут Ваня, я играю на баяне».
Игра «Меня зовут Ваня, я играю на баяне»
Описание: Дети встают в круг, и, каждый, по очереди произносит ключевую фразу, только вместо имени Вани он произносит свое имя, а также называет любой, знакомый ему инструмент, имитируя при этом способ игры на нем. Дети повторяют за ним. Затем ход переходит к следующему игроку, стоящему в кругу. Игра длится до тех пор, пока все дети не назовут свой инструмент. Поощряются дети, которые не повторяют за другими, а стараются назвать новый инструмент.
Педагог. Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты тоже хотели нам очень понравиться, поэтому подготовили для нас музыкальный номер в исполнении Дмитрикова Ивана на гитаре «Полька».
Педагог: Ребята, лишь несколько окошек остались свободными. Какую группу инструментов мы поселим в них?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.
Педагог. Первое почетное место должно занять наше старое, доброе пианино, которое исполнило для нас много музыкальных произведений, и было главным помощником на наших праздниках.
Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.
Педагог: А еще этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Это потому, что этот инструмент более сложный в отличие от барабана и трещотки, да и дудочка с ним не сравниться по богатству оттенков звучания. Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают сильные, красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.
Применив метод «Хор рук» дети выполняют творческую импровизацию под пьесу «Бабочки».
Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.
Педагог. Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Музыки. Мы помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Создали прекрасный коллаж.