Занятие кружка «Экология для любознательных» Пискунова О.В.
2 класс
Тема: «Вредные и полезные насекомые»
Цели:
-Формировать представление о целостности природы и взаимосвязи ее объектов;
- Развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира;
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Актуализация.
Однажды мудрец сказал: «Великая книга природы открыта перед нами, но в этой книге до сих пор прочитаны только первые страницы». Сегодня на нашем занятии мы продолжаем читать великую книгу под названием природа и открывать её тайны.
2. –Что же мы сегодня найдем в сундучке у мудреца? видеофрагмент
- Кто просыпается вместе с солнышком? Вместе с цветами?
-Кому принадлежат эти звуки? (насекомым)
-Что вам уже известно про насекомых? (осн. признаки)
-Каких насекомых вы знаете?
Насекомых более 30 млн. видов. Если их разделить на всех жителей планеты, то каждый получит по 300 штук!
- А кто прилетел к нам сегодня на полянку? Давайте посмотрим (рисунок пчеломухи).
-Что за загадочное насекомое?
- Кого вы в нем узнаете?
Правильно, это пчела и муха.
- На прошлом занятии мы говорили про пчелу.
-Какие интересные факты вы запомнили?
-Какая польза от пчел?
4. Кто уже догадался, о ком мы сегодня будем говорить на нашем занятии? (о мухе)
Муха – самая многочисленная группа насекомых. Только одних мух насчитывается 80 разных видов.
Муха – постоянный спутник человека и надо сказать, не самый приятный.
Выступление подготовленного ребенка.
По моей просьбе Ваня нашёл некоторую информацию о мухах.
Мухи ищут еду повсюду, включая мусор и нечистоты. В грязи и в пыли, пристающих к мухе, могут быть бактерии, вызывающие различные заболевания. Поэтому муха может быть переносчиком опасных болезней.
И в нашей речи со словом «муха» связаны не самые лестные эпитеты.
Послушаем Никиту.
Про человека, который нам чем-то докучает, мы говорим: назойливый как муха, жужжит как муха. Про нерасторопного человека мы скажем сонная муха, а про ленивого, что он мух считает. А у сердитого спросим: «Какая муха тебя укусила?»
- Сегодня вы будете маленькими учеными-исследователями и попробуете доказать, что муха –
уникальный природный объект, а не только назойливый сосед человека.
Итак, работают 4 учебных группы.
Распределите роли в группе.
Повторите правила работы в группе.
У вас на столах синий конверт. Извлеките содержимое. Чтобы узнать задание, каждая группа должна сложить из фрагментов картинку с мухой.
1группа прочитайте ваше задание.
Найти ответ на вопрос «Почему муха ползает по потолку и не падает?»
- Рассмотреть в микроскоп лапку мухи.
- Прочитайте научную статью.
- Обсудить.
2группа
Найти ответ на вопрос «Почему муха жужжит при полете?»
- Рассмотреть в микроскоп крылышко мухи.
- Прочитайте научную статью.
- Обсудить.
3группа
Найти ответ на вопрос «Как питается комнатная муха?»
- Рассмотреть в микроскоп хоботок мухи.
- Прочитайте научную статью.
- Обсудить.
4группа
Найти ответ на вопрос «Почему муху очень трудно поймать на лету?»
- Рассматривает в микроскоп чувствительные усики мухи.
- Прочитайте научную статью.
- Обсудить.
Вам предстоит работа с микроскопом. Вспомним правила.
- Не делать резких движений – микроскоп подключен к электрической розетке.
- На дисплей можно смотреть по очереди, осторожно поворачивая микроскоп.
- Все настройки выполняет организатор группы.
Прочитайте инструкцию и приступите к работе с микроскопом.
- Включить микроскоп - повернуть чёрное колечко внизу слева до щелчка.
- Включить свет - повернуть чёрное колечко внизу слева до щелчка.
- Включить дисплей – маленькая круглая кнопочка справа.
- Регулировка вверх–вниз – кручу короткую ручку справа.
- Регулировка вправо – влево – кручу короткую ручку справа.
- Завершив работу, выключу микроскоп и подсветку.
На выполнение задания вам 5 минут.
Группа 1
У лапки мухи есть крючки и небольшое утолщение. В этих «коробочках» содержится липкая жидкость. Она служит для мухи присосками, с помощью которых муха как бы присасывается к потолку и может ходить вверх ногами. Присоски также являются дополнительным органом вкуса. Муха буквально определяет вкус «ногами».
Группа 2
У мухи есть две пары крыльев, но для полета используется лишь одна. А вот вторая пара крыльев служит мухе рулём при полете. Называется жужжальца. Когда насекомое летит, жужжальца очень быстро двигаются, в результате чего образуется столь противный жужжащий звук. Из-за этого муху называют назойливым насекомым.
Группа 3
Хоботок мухи похож на хобот как у слона. Это длинная трубка. Через нее муха всасывает жидкость, как будто через соломинку. Комнатная муха питается жидкой пищей. Мухи очень прожорливы и больше часа голода обычно не выдерживают. Обнаружив еду, тут же расправляют и прикладывают свой хоботок.
Группа 4
На голове насекомого много торчащих вверх щетинок, они как антенны. Щетинки - это органы чувств мухи, они предупреждают её об опасности. Поэтому мухи чрезвычайно быстры в полете, их нелегко схватить на лету. Чувствительные усики случат мухе «носом»! Усики способны определять запахи на большом расстоянии.
Не только усики помогают мухе быть такой ловкой. Уникальными является и глаза мухи. Большие, шарообразные глаза насекомого состоят из множества сеточек и занимают почти всю голову. С их помощью муха может одновременно смотреть в нескольких направлениях, различать цвета. Пролетая со скоростью 5 м/с, муха хорошо различает предметы размером менее 1 см. Человеческому глазу это недоступно.
- Что же получается, муха переносит опасные болезни, назойливо жужжит, иногда кусает.
-Так зачем же природа наделила муху таким уникальным строением? (способность к выживанию)
-А почему в природе так много мух?
- Какая же польза от мух?
- А давайте представим, чтобы сказала нам муха, если бы она вдруг смогла заговорить человеческим голосом?
Аудиозапись (ребенок от имени мухи).
Моя роль в природе велика. Мухи – санитары природы. Уничтожая гниющие растительные остатки, отбросы и гнилое мясо, мухи проводят огромную санитарную работу. Без нас луга, поляны, леса были бы покрыты остатками погибших растений, насекомых и зверей.
В природе мухами питаются другие животные - пауки, жуки, стрекозы, жабы, птицы. Без мух погибли бы другие животные.
Вывод: Природа – очень хитрый механизм. Каждый живой организм является важным звеном в одной большой цепочке. Без мух эта цепочка могла быть разрушена.
- А как звали муху, воспетую в стихах известного детского поэта? (Муха Цокотуха)
Муха Цокотуха прислала вам на память свой портрет. Аппликация.
На столах конверты с деталями аппликации. Собрать портрет мухи по инструкции.
1. Рассмотри детали:
голова – 1 шт.
туловище – 1 шт.
брюшко – 1 шт.
крыло – 2 шт.
шляпка – 1шт.
2. Склей шляпку.
3. Приклей шляпку к основе.
4. Наклей голову.
5. Приклей крылья.
6. Приклей брюшко
7. Сверху между головой и брюшком наклей туловище.
8. Дорисуй чёрным фломастером 3 пары ножек.
- Рефлексия
Если вам удалось «подружиться» с мухой, посадите свою муху на миску с вареньем (картинки).
Если вы по прежнему считаете, что от мухи один вред, посадите ее на пустую миску.