Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «ЗИМА»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе по теме: «ЗИМА»
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.
На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционно-образовательные: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, расширять словарный запас.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества, умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие обездоленным.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе). Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование:опора-схема для подбора эпитетов, снег в ведёрке, снежки на тарелочке; шишки, пушистики или пёрышки, ватные палочки; бумажные снежинки на металлическом разносе, фланелеграф с изображением леса без учёта времени года, предметные картинки на фланели (животные и птицы зимнего леса); схема рассказа по теме «Зима», картина на сравнение «Два снеговика». ДВД диск «Уроки тётушки совы – Времена года», аудио запись вьюги, СД диск «Пальчиковая гимнастика»..
Речевой материал:
Снег (какой?) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
Зима (какая?) – морозная, холодная, вьюжная, метельная и т. д.
Снежинки (какие?) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
Кого можно увидеть в зимнем лесу? - …(зайца, волка, белку, снегиря и др.)
Снегопад, вьюга, сугроб.
Ход занятия
Организационный момент. Ребята, посмотрите, кто это прячется? Вы видите? Как он здесь оказался, что он сейчас должен делать? Спросите его, почему он здесь, не спит?
Медвежонок: «Мама мне сказала, зимой я должен спать.
Но что зимой бывает, мне хочется узнать
Вы мне поможете?»
Ребята, поможем медвежонку узнать, что же бывает зимой?
Просмотр видео ролика с изображением картинки о зиме: ДВД «Уроки тётушки совы» Сначала мы посмотрим, что тетушка сова рассказывает о зиме. И ты, мишка, садись и послушай. (Просмотр ролика – мультфильма о декабре)
Ребята, посмотрите, что я принесла с улицы. Что это? Какой снег? Потрогайте. На улице холодно, и снег холодный. Пальчики замерзли.
Давайте согреем свои пальчики дыханием (дуем – произносим Х-Х-Х)
Не согрелись наши пальчики. Давайте разотрём их (самомассаж).
Шишки в руки мы возьмём
Наши ручки разотрём
Медвежонок – Мишка,
тоже бери шишку!
В руки перышки возьмём
И тихонько проведём
(чередуем шишки и пёрышки).
Мишка вам покажет свой способ, как согреть пальчики (Массаж точек на подушечках пальцев ватными палочками.)
Зачерпнём снег на блюдце и посмотрим: Какой снег? Выставляю опорную схему – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый
5.Дыхательная и речевая зарядкаСнег из чего состоит? Из снежинокСнежинки(какие?) – … (белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, прозрачные, холодные и др.)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Падают бумажные снежинки на разнос
Если снег падает тихо, не спеша, как называется это явление? (Снегопад) Вот какой сугроб получился.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Белые пушинки.
Ветер дует, снег летит, кружится. (Дети дуют) Как называется это явление? (метель, вьюга) Давайте послушаем, как воет вьюга. Включаю звукозапись с завыванием вьюги.
Проговариваем вместе с детьми:
Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «3-з-з-з-э-з».
(С усилением звука, руки медленно вытягивать вперёд)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».
(Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут Дубы! М м-м-м-м м».
(Громко, низким голосом.)
Стонут березы М-м-м-м-м-м».
(Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «ш ш ш ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюги: «С-с-с-с-с-с.
(руки плавно опускать вниз)
Сравнение двух снеговиков. Что можно лепить из снега? (Снеговика.) Посмотрите, (на плакате два снеговика) на полянке слепили двух снеговиков.
Медвежонок у реки встал на задних лапах
Перед ним снеговики: снежные и в шляпах.
Мишка смотрит, он притих: но что разного у них,
Он понять не может. Кто ему поможет.
Давайте посмотрим внимательно, они одинаковые? Чем они отличаются. Кто найдет отличие, тот снежинку прицепит на доску. Сколько снежинок, столько отличий. (дети находят отличие, называют его: У этого снеговика две пуговицы, а у этого одна. И т. д. В конце считают количество снежинок)
Физминутка «Поиграем в снежки»
Ребята, из чего лепят снеговиков? Из комочков, снежков
Давайте и мы поиграем в снежки.
Диск с пальчиковой гимнастикой «Поиграем в снежки»
7. СОБИРАЕМ КАРТИНУ: (наборное полотно – фланелеграф с изображением леса без признаков времен года. Белый заяц на серой земле)
Слышите, кто-то плачет? Отгадайте загадку, кто это?
Маленький, беленький, по лесочку прыг, прыг, По снежочку тык, тык.(Зайка)
Зайка по полянке скачет,
зайка стонет, зайка плачет
и не знает, где же спрятаться ему?
Ребята, почему?
(Зайцу негде спрятаться.Нужно полянку сделать зимней.) Что для этого нужно: (Снег, сугробы.)
Какая зимняя картина получилась! Да, и заяц больше не плачет.
8. Спряжение существительных в родительном падеже.
Ребята, а кого можно встретить в зимнем лесу? (дети называют и выкладывают на наборное полотно: В зимнем лесу можно встретить снегиря и т.д. медведя нельзя, он спит)
9. Рассказ о зиме
Но, чтобы ты, Медвежонок, не забывал о зиме, дети расскажут тебе о её приметах. А помогут ребятам картинки, чтобы они ничего не забыли. (На доске выложена схема рассказа о зиме. Дети составляют рассказ.)
Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков.
Итог. Медвежонок:Да, теперь, я знаю, какая зима. Спасибо вам. А за то, что вы мне помогли, я угощу вас снежными комочками, вот я сколько налепил.
Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть)
Медвежонок расстроился. Не расстраивайся, наши ребята знают волшебные слова Мороза. Сейчас мы их произнесем и посмотрим, что получится.
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже сосны, ели!
Всё, что есть в моём лесу,
Я засыплю, занесу!
(снежные комочки превращаются в сладкие)
Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т.д.
И тебе спасибо, Мишка, тебе пора в лес, засыпай и спи до весны. Приходи к нам ещё.
Список литературы
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада
Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада
Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.
Громова О.Е. Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет.
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). – СПб.:Паритет, 2008.
Пожиленко Е. А. - Артикуляционная гимнастика (Популярная логопедия). – 2007
Использованные материалы
Мультипликационные ВРЕМЕНА ГОДА с тётушкойСовой. Обучающая программа для детей от 2-х до7-ми лет. DVD, Творческое объединение «МАСКИ»
Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Природа, птицы, животные, деревня. Audio CD.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(183) "Конспект занятия по развитию речи в рамках проекта «Огород на окне» в средней группе Тема: «Овощи» "
["seo_title"] => string(111) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-v-ramkakh-proiekta-oghorod-na-oknie-v-sriedniei-ghruppie-tiema-ovoshchi"
["file_id"] => string(6) "226010"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1440008345"
}
}