Дошкольное СП МБОУ«СОШ №2 г.Калининска Саратовской области»-Детский сад «Почемучка»
Конспект занятия по развитию речи в рамках проекта «Огород на окне» в средней группе
Тема: «Овощи»
Подготовила:
воспитатель
Литвин С.Ф.
г.Калининск 2015 г
Цели:
Закрепить знания детей об овощах (названия овощей, их части).
Учить находить сходство и различие (по внешнему виду, на ощупь).
Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательную и множественную форму существительных.
Развитие слухового восприятия, логического мышления, тактильного восприятия.
Оборудование: корзина, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей.
Приёмы и ход.
1. Организационный момент.
Восп. Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу - ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла - ох!
Восп. Что принесла хозяйка с базара?
Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзины.
Восп. Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?
2. Рассказ воспитателя.
Люди аккуратно собирают овощи с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту срубают; картошку выкапывают; огурцы, помидоры, перец снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.
Рассматривание овощей (цвет, форма, величина), сравнение моркови и свеклы; огурца и помидора; тыквы и кабачка.
Игра «В огороде у козы Лизы».
Восп. Коза Лиза пошла в огород собрать овощи, давайте поможем ей.
Дети выбирают картинки с изображением овощей, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?
- Хрустящая капуста, волнистый патиссон, свежие огурцы, кудрявая петрушка, сочный салат, хвостатая свекла, сладкая морковь и т. д.
5. Игра «Большой, маленький».
Огурец - огурчик. Помидор - помидорчик. Чеснок - чесночок. Перец - перчик и т. д.
Физкультминутка
Плавно идет капуста,
Осторожно идет редиска,
Важно шагает помидор, (дети имитируют движения)
Легко бежит горошек,
Не спеша, вышагивает редька,
Вприпрыжку спешит морковка,
Маршируют огурцы-молодцы.
6. Дыхательное упражнение «Синьор-помидор».
Кисти рук на грудной клетке. На вдохе руки сопротивляются расхождению ребер. На выдохе плотно сжатые губы препятствуют выдоху воздуха. Руки с силой сжимают грудную клетку.
7. Игра «Назови, какой это сок».
Дети становятся в круг, воспитатель бросает ребенку мяч и называет овощ. Например: «Огурец». Ребенок бросает мяч обратно и отвечает: «Огуречный».
Томат - томатный.
Морковь - морковный.
Свекла - свекольный.
Капуста - капустный.
Тыква - тыквенный и т. д.
8. Игра «Составь предложение».
Помидор круглый, а морковка —.. Огурец овальный, а тыква -.. Лук горький, а морковка -.. Помидор кислый, а чеснок -.. Огурец зеленый, а помидор -..
9. Игра «Выйди на крылечко, доскажи словечко» - узнавание овоща по описанию.
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней. (помидора).
Пушистый и зеленый хвост
На грядках горделиво рос.
Ухватился Ваня ловко:
- «Вылезай на свет.» (морковка).
Сорвала я стручок,
Надавила на бочок.
Он раскрылся.
Ах! Ох! Покатился. (горох).
Круглолица,
Любит вдоволь пить водицы.
У нее листочки с хрустом,
А зовут ее. (капуста).
А на этой грядке
Разыгрались в прятки
Зеленые хитрецы,
Молодые. (огурцы).
10. Игра «Мы считаем».
Воспит. Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Принесли из магазина
Мы огромную корзину.
В ней много разных овощей,
Посчитать-ка их сумей.
- Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)
- Два огурца.
(Счет в игре идет до пяти).
11. Рефлексия
Воспит. О чем мы с вами говорили? Где растут овощи?
- Про какие овощи можно сказать «круглый», «длинный»?