- магнитная доска, фигурки насекомых, предметные картинки с изображением насекомых.
Предварительная работа:
- Изучение деревьев.
-беседы с детьми о насекомых( о каких беседовала)
- рассматривание фотографий, иллюстраций в книгах, сюжетные картинки насекомых.
- чтение рассказов, сказок, стихов, загадывание загадок про насекомых.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Утром встали малыши,
Снова в садик свой пришли,
Гости здесь у нас с утра,
Вам мы рады как всегда
Поздоровайтесь друзья!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, какая прекрасная стоит погода на улице. Солнышко пригревает, на всех деревьях распустились листочки. Весело поют на улице птички. Расцветают цветы. А как называется время года, когда все это происходит в природе. (ответы детей)
А назовите первый месяц весны? (март)
А второй месяц? (апрель)
А какой третий месяц весны? (май)
Воспитатель: Молодцы ребята, А теперь я предлагаю вам перенестись на весеннюю полянку. Для этого мы закроем глазки и скажем раз, два, три на полянке очутись. (Дети, закрыв глаза).
- Открываем глазки. Вот мы и очутились на полянке.
Убирается с доски занавеска, а на доске все картинки вперемешку.
Воспитатель: Ой ребята, а что это с полянкой? Разве так она должна выглядеть? (Нет) Что здесь не так? Что же произошло?
Ребята, а давайте всё исправим.
(Дети расставляют части композиции согласно словесной инструкции)
- в правый верхний угол помести солнышко.
- разместит облака на сверху.
- возьмёт дуб и поместит его на середину полянки.
- возьмёт две ёлки и поместите с право и с лава от дуба.
- возьми два тополя и помести их рядом с ёлками.
- возьмёт две осинка и поместит под тополем.
-….возьмёт цветочек поместит под дубом.
- ..две берёзы и поместит их между цветочками.
включается фонограмма со звуками леса.
Слышите ребятки, наша полянка оживает, и стали раздаваться голоса птиц и животных.
Ой, какая получилась красивая полянка. Вам нравиться она ребятки? (Да) И солнышко так ярко засветила над всей полянкой.
Интересно и кого можно здесь увидеть?
Ой, вижу, вижу спешит к нам первая обитательница этой полянки. Угадайте кто она.
Шевелились у цветка Все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел.
Дети: Бабочка
Бабочка необычна тем, что в своей жизни она полностью преображается
На экране демонстрируется видеофрагмент с бабочками.
Бабочка откладывает яйца, из которых потом появляются гусеницы. Они малопривлекательны, активно поедают листья растений, быстро растут. Этим самым наносят вред растениям. Гусеницы бывают разного цвета. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Потом зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки. И она, будет сидит и сушит свои крылышки. Крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит. А когда бабочка захочет есть она сядет на цветок, раскрутит свой хоботок, который при полете у неё свернут в спираль. Раскручивает и опускают в цветок. Бабочка пьют нектар и переносит с цветка на цветок пыльцу.
Вот такая удивительная бабочка ребята.
Воспитатель: Ребята смотрите какие красивые бабочки к нам прилетели (На доску вывешиваются картинки).. А сколько бабочек прилетело? (Две). Посмотрите, какие они необычные. Давайте мы их рассмотрим. Из каких геометрических фигур состоит первая бабочка? А из каких вторая? Все ли геометрические фигуры одинаковые? Чем эти две бабочки отличаются друг от друга? (формой крыльев, рисунком). А чем похожи? (есть голова круглая, усики, туловище одинаковое)
Дети называют части бабочки, из каких сделаны они геометрических фигур.
Воспитатель: Молодцы ребята! Все фигуры отгадали.
Интересно кого же ещё можно увидеть на полянке? Вижу кого то на тропинке:
Чернокожий карапуз Не по росту тянет груз.
Дети: Муравей.
Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный? Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Если представить, что Коля (вызывается ребенок) – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. (Вызываются 10 человек). Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
И тут мы видим ребята, что все в работе муравьи. Не будем им мешать работать.
Воспитатель: А вот послушайте, про кого я вам загадаю следующую загадку:
Красненькие крылышки,
черные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?
Дети: Божья коровка
Воспитатель: Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей.) Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно. А вот почему вы сейчас узнаете.
Показывается фильм про божью коровку.
А интересно, почему этого божью коровку назвали божьей коровкой?
Представьте, что мы не знаем, как выглядит божья коровка. Тогда когда услышишь такое название, мы подумали, что оно имеет отношение к корове. На самом деле это не так. Познакомимся с божьей коровкой поближе. В природе существует много видов божьих коровок: жёлтая с чёрными пятнами, чёрная с красными. Различаются они и количеством точек: 2, 5, 13. Но чаще всего нам встречаются красные жучки с семью чёрными точками на спинке. Так же точки и яркий цвет помогает божьей коровке защищаться от врагов. Божья коровка ядовитая, однажды съев её птица или хищное насекомое навсегда запоминают, что таких ярких жучков лучше избегать.
А чем же питаются сами божьи коровки. Может быть, как и коровы травой? Травоядные среди них встречаются, но крайне редко, большинство божьих коровок хищники, с большим аппетитом поедают они насекомых вредителей: Тлю, Червецов, личинок колорадского жука. Иногда божьих коровок, специально отлавливают и приносят в сады, на которые напали вредители. Маленькие жучки всегда спасают урожай. Полезные качества этого жучка люди заметили ещё в древности. На полях где его встречали, всегда был хороший урожай.
Ребята, а какое животное для крестьян было залогом благополучия и сытой жизни?
Правильно корова. Так может наши предки назвали божью коровку в честь коровы, потому что он так же полезен? Корова даёт молоко, из которого делают сливки, сметану, творог. А божья коровка сохраняет урожай хлеба и овощей от вредителей. Совсем неважно большой ты или маленький, каждый может приносить пользу, совершая хорошие поступки.
И правда, какой необычно красивый жучок.
Воспитатель: А давайте и мы с вами превратимся в цветочек и посмотрим, а кто же к нашему цветочку прилетит. Включается музыка.
Цветочек на клумбе растёт и цветёт,
Одна из рук - "цветочек" стоит на столе, опираясь на локоть.
На солнышке греясь, гостей к себе ждёт.
Ладонь раскрыта, пальцы разведены в стороны (чашечка и лепестки).
К нему прибежал покачаться жучок,
Пальцы второй руки бегут по столу, "жучок заползает в чашечку" (ладонь).
Качает, качает его ветерок.
Рука - цветочек раскачивается. Вторая рука - жучок "сидит" в "чашечке"
Попить сладкий сок прилетел мотылёк,
Перебираем в воздухе пальцами второй руки, кладем их в "чашечку"
Качает, качает его ветерок.
"Цветочек раскачивается"
За мёдом к цветку прилетела пчела,
Перебираем в воздухе пальцами второй руки, снова опускаем их в "чашечку"
Чуть-чуть покачалась и мёд собрала.
Раскачиваем "цветочек", а второй рукой гладим ладошку (собираем мёд)
Но вот улетели пчела, мотылёк,
Перебираем в воздухе пальцами второй руки (улетают пчела и мотылёк)
Жучок убежал, и остался цветок.
Пальцы второй руки "убегают" с цветка (жучок)
На солнышке греясь, он будет стоять,
Вращаем кистью (чашечкой цветка)
А солнце зайдёт, наш цветок будет спать.
Сжимаем кулачок (цветочек закрылся)
Воспитатель: Так кто же к нашему цветочку прилетел? А как их можно назвать одним словом? (Это насекомые)
А сейчас я вам предлагаю сделать одного из насекомого. Догадайтесь какого:
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек
И летать умеет ловко
Это – “божья коровка“
Проходите за столы.
Объяснение этапов работы.
На подносах лежат заготовки.
Для начала возьмем большой черный круг и приклеим на свой листочек. Где будет сидеть наша божья коровка. Теперь возьмем маленький черный круг и приклеим божьей коровке голову. Теперь нужно сделать крылья. Наша божья коровка хочет взлететь и поэтому она расправляет свои крылышки. Наклеиваем два полукруга. Но у вас на столе один красный круг. Как сделать из круга полукруг? Нужно сложить круг пополам и потом разрезать на две части по линии сгиба ножницами. Потом наклеиваем на крылья точки, на правое крыло 3 точки и на левое 3, а посередине где расходятся крылышки одну точку. И получиться у нас семи точечная божья коровка. Осталось глазки на голову приклеить. Вот и получилась у нас божья коровка. Осталось подрисовать лапки фломастером.
Молодцы, ребята, как много нового мы сегодня узнали.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь большой лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Итог занятия.
Вот ребята, сколько мы повидали насекомых. Сколько божьих коровок у нас появилось красивых и мы посадили их на разные листики. А теперь нам пора возвращаться обратно. Но я думаю, мы ещё не раз вернёмся к маленьким обитателям полянки!
Включается песня про «Божью коровку» и дети на ладошках уносят божьих коровок в группу.
Песня про Божью коровку.
"Божья коровка улети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной..."
Эта коровка в поле не гуляет И хвостом усердно Мух не отгоняет. На коровку даже вовсе не похожая, Потому что добрая, потому что Божья.
Припев: Божья коровка, улети на небо, Божья коровка, принеси мне хлеба... А ещё коровка ты из поднебесья Принеси мне песню! Принеси мне песню! Эта коровка бурой не бывает Эта коровка Вас не забодает. В платьице в горошек До того пригожая! Потому что добрая, потому что Божья. Припев: Божья коровка, улети на небо, Божья коровка, принеси мне хлеба... А ещё коровка ты из поднебесья Принеси мне песню! Принеси мне песню!