Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и "Учусь учиться" 2 класс "Школа России" по теме «Размножение и развитие животных»
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и "Учусь учиться" 2 класс "Школа России" по теме «Размножение и развитие животных»
Данный конспект предполпгает интеграцию урока окружающего мира и факультативного занятия "Учусь учиться"(по Дзятковской Е.Н) и изучает проблему - что делать, если не хватает информации, как сделать информацию понятнее на материале "Размножение и развитие животных". Данное интегрированное занятие помогает учащимся определииться с выбором методов поиска информации для решения учебной задачи по проблеме "Размножение и развитие животных" на примере насекомых, рыб, птиц, млекопитающих,земноводных; расширяет знания ребят о многообразии животного мира, учит работать с таблицей, схемами, составлять алгоритмы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и "Учусь учиться" 2 класс "Школа России" по теме «Размножение и развитие животных»»
Интегрированное занятие по УМК «Учусь учиться» и урока «Окружающий мир»
Дата проведения: 25.11.2010 г.
Программа «Школа России»
Класс: 2
Тема: Что делать, если не хватает информации, как сделать информацию понятнее на материале «Размножение и развитие животных».
Учебные задачи:
1. Образовательные:
Помочь учащимся определиться с выбором методов поиска информации для решения учебной задачи по проблеме «Размножение и развитие животных» на примере насекомых, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, земноводных.
• расширить знания учащихся о многообразии животного мира, научив работать с таблицей, схемой - опорой.
2. Развивающие:
•развивать у школьников самостоятельность мышления;
• учить сравнивать, обобщать, систематизировать знания в таблицах;
• развивать познавательный интерес.
3. Воспитательные:
•прививать любовь к родной природе;
• воспитывать бережное отношение к детёнышам животных;
• развивать у учащихся любознательность, любовь к предмету.
• Формировать умение работать в команде, договариваться, определять единую позицию.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы учениками, рассмотрение проблемной ситуации как экологической (человек – общество- природа).
У. Ребята, на предыдущих уроках вы уже многое узнали о животном мире: о его многообразии, о том, кто как приспособлен в жизни, выяснили, кто чем питается. А сегодня мы будем исследовать самую таинственную, полную загадок тему.
Но прежде чем начать работу по новой теме, давайте представим, какими хорошенькими и смешными вы были маленькими. И вообще, какое счастье, когда в семье появляется ребенок.
Итак, у людей – ребенок;
у лисы – (лисенок);
у кошки – (котенок);
у утки – (утенок)?;
у бабочки – ?;
у кузнечика – ?
-Это первая загадка природы, и нам на уроке нужно её решить.
III.Превращение экологической ситуации в учебную (определение границ своего знания и незнания для решения экологической ситуации).
-Ребята, а кем в детстве была лягушка? А морской конек? Дельфин? Змея?
Вот видите, сколько тайн преподносит нам природа!
IV. Формулирование с помощью учителя учебной задачи (какие УУД надо освоить, чтобы приобрести необходимые знания и умения решать проблемы)
-Так где же найти нам нужную информацию?
(УУД – умение работать с о справочной литературой для поиска нужной информации, УУД – составление алгоритма действия)
Предлагаю для знакомства каждой группе несколько самых разнообразных по тематике энциклопедий (животные, растения, насекомые, культура, живопись, наука, химия и др.
-Поделитесь, как легче работать с энциклопедией?
Составление алгоритма работы с энциклопедией.
Выясняем, в каких энциклопедиях может быть данная информация (о животных, о насекомых)
Находим такие энциклопедии (лишние – убираем).
Находим в них алфавитный указатель.
Выбираем данное для поиска информации слово (бабочка, кузнечик), определяем № страницы.
Открываем необходимую страницу.
Читаем информацию.
-Представьте, что я уже занималась поиском данной информации. Для работы я подобрала вам два текста из энциклопедии о бабочке. Прочтите их и подумайте, какой из текстов ближе подходит для решения нашей проблемы.
Выбор текста из двух предложенных учителем.
УУД – умение сортировать информацию в зависимости от решаемой задачи.
Бабочки, несомненно, самые заметные и привлекательные из многочисленных насекомых, обитающих в лесах. В ясный летний день разноцветные дневные бабочки, порхающие над цветами, — непременное украшение лесных полян. С ранней весны до осени радуют белые или жёлтые белянки со скромным чёрным рисунком. Очень красивы редкие и крупные жёлтые или белые, с чёрным и оранжевым рисунком парусники — махаон, аполлон. Обильны на лесных полянах мелкие синие или голубые голубянки.
Бабочка-крапивница откладывает яйца на крапиву. Из яиц вылупляются личинки. Личинки бабочек называются гусеницами. Они совсем не похожи на взрослых бабочек. Гусеницы питаются листьями крапивы, быстро растут, а потом превращаются в неподвижных куколок. Пройдёт немного времени, и из каждой куколки появится взрослая бабочка.
-Почему текст под №1 не подходит для решения нашей проблемы? (в нем больше описания бабочки)
-Итак, нужный текст выбран, необходимой информацией мы владеем, ее нам достаточно. Сейчас подумаем еще над одной очень важной проблемой, как сделать информацию понятнее, доступнее? На разных уроках мы учились с вами перерабатывать информацию. Как? В виде чего? Как облегчить процесс запоминания информации? При помощи чего легче отвечать на уроке? Как подготовиться к контрольной работе, к тесту, к изложению? (составить план текста, схему по тексту, заполнить таблицу).
- Информацию можно взять и из сети Интернет, что вы и делаете после уроков, сейчас эже времени у вас нет посетить ресурсный центр, поэтому воспользуемся просмотром ресурсов Интернет, которые подготовила я.
Просмотр интерактивного издания энциклопедии «Кирилл и Мефодий». Анимационный сюжет по развитию животных на примере бабочки и кузнечика.
Составление схемы «Размножение и развитие бабочки» на доске сообща всем коллективом.
(УУД – составление схемы – опоры)
Яйцо-личинка-куколка-бабочка.
Заполнение схемы в рабочей тетради на печатной основе стр.48 №2(а).
Просмотр отрывка документального фильма «Бабочка» (стадия куколка – бабочка)
Вывод: один из способов сделать информацию понятнее, доступнее – составить схему – опору.
- Следующий способ, которым мы сейчас воспользуемся – составление таблицы по тексту. Делать мы это будем, работая в группах.
УУД (коммуникативные) – умение работать в команде, договариваться «на берегу», распределять «роли», строить грамотный ответ, учитывать мнение всех членов команды.
Организация групп (выбор организатора группы, который будет следить за порядком в группе, выбор человека, который будет записывать обсуждения, человека, который озвучит ответ группы), выдача заданий группе (текст в учебнике, по которому будет производиться поиск информации), выдача таблиц, которые группа будет заполнять, перерабатывая информацию.
- У вас есть простой карандаш, при помощи которого вы будете подчеркивать в тексте только самое важное для заполнения таблицы.
(УУД – самостоятельное заполнение таблицы по полученной информации).
- К какой группе животных мы отнесем нашу бабочку и кузнечика? (насекомые).
- Какие группы животных вы еще знаете? (пресмыкающиеся, рыбы, звери и т.д.)
- Прочтите названия строк и столбцов таблицы. Какие ассоциации у вас вызывают слова «размножение»? «развитие»?
Знакомство с таблицей ( у каждого учащегося)
Группы животных
Размножение
Развитие
Коллективное заполнение первой строки «Насекомые»
Группы животных
Размножение
Развитие
Насекомые
Откладывают яйца
Яйцо – личинка – куколка - бабочка
Заполнение таблицы по группам:
1 гр. – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (стр.106);
2 гр. – птицы (стр.106-108)
3 гр. – звери (с.108)
Отчет каждой группы, с последующей записью недостающей информации у каждого учащегося (в итоге у каждого ребенка заполненной оказывается своя таблица).
Сравнительная работа по таблице:
УУД – умение работать по переработанной информации в виде таблицы, умение делать сравнительный анализ, классифицировать.
А) назовите группы животных, имеющих одинаковый способ размножения.
Б) назовите группу животных, которая имеет следующую цепочку развития организма: икра – малек – рыба и др.
Рефлексия данного этапа: переверните табличку и найдите шкалу – линеечку самооценивания, оцените свою работу в группе по 5 – балльной шкале.
Закрепление.
Если есть необходимость , воспользуйтесь таблицей для составления следующих цепочек развития организмов (ребята в группе получают 1 конверт с разрезными карточками и составляют цепочки развития животных- малек, яйцо, икра, рыба, личинка, птенец, бабочка, куколка, птица, яйцо)
Просмотр фильма «Забота о потомстве», полученный по сети Интернет (самые интересные факты о размножении и развитии животных) Кучинской Светой и Ислангуловой Юлей.
- Как вы нашли данный фильм в сети? (задали в поиске слова «презентация детеныши животных».
Резерв: самостоятельная работа на оценку: рабочая тетрадь на печатной основе стр. 48-49 №2 (дополнить цепочки размножения и развития животных)
Рефлексия занятия: что получилось? Каковы задачи на будущее?
Д/з:
Тетрадь «Учись учиться» стр. ?;
Учебник «Окружающий мир» стр. 105-108 подготовить пересказ текста по схемам-опорам, таблице.
Для любознательных – на основе новых полученных знаний, таблицы, схем – опор подготовьте сообщение о каком – либо животном любой группы. Если решите, что знаний не хватает, воспользуйтесь методами поиска информации.