Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе на тему: “Семья, семейные ценности”»
Конспект занятия в старшей группе на тему:
“Семья, семейные ценности”
Выполнила:
Бибаева Мария Ильинична
Конспект занятия в старшей группе на тему: “Семья, семейные ценности”
Актуальность методической разработки:
Семья-это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Дети не имеют достаточных знаний о членах своей семьи. А, ведь еще древние педагоги считали, что воспитывать детей нужно в любви и уважении к родителям и почитании предков, растить будущего семьянина с малых лет. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род. Эту ситуацию можно изменить за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ, проведением занятий.
Цели: воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия.
Задачи:
Подвести детей к пониманию слова «традиция»
Формировать уважительное отношение к родителям, окружающим, способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности, способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.
Побуждать их к рассказыванию, учить правильно, строить простые и сложные предложения.
Педагогические приемы: беседа, рассказ педагога, демонстрация, пальчиковая игра, загадка.
Полученные результаты:
закреплены знания детей о своей семье;
дети знают что такое «традиции», «семья»
сформировано уважительное отношение к родителям, окружающим;
развитие нравственных качеств (доброта, отзывчивость, честность)
акитивизирование речевого словаря
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных воспитанников! Но не только я рада вас видеть. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко!
Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам?
А чтобы этот день и занятие оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа и пожелайте успехов ему сегодня.
-Сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее отгадайте.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой –
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы – одна… (Семья!)
Сегодня на занятии мы должны будем выяснить: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей?
Воспитатель:
Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, преданность, дружба.
Семья – это самое дорогое, что есть у человека.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом
В семейном кругу, все корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. А что такое в вашем понимании семья? Какой должна быть семья?
Воспитатель: у каждого из вас есть своя семья. Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей
Воспитатель: семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?
Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.
Воспитатель: Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама) Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в вашей семье играет мама? (ответы детей)
Кто нам расскажет о своей маме? (Рассказы детей)
Воспитатель: Сейчас давайте поговорим о папе. Какую роль играет папа в вашей семье? (Ответы детей)
Кто нам расскажет о своем папе? (Рассказы детей)
Воспитатель:
Вы правы, папа должен уметь все
Папа сильный и большой
Самый добрый и простой
Он заботой и трудом всю семью содержит, дом
Он заботиться о детях, бережет свою семью
И конечно очень любит милую жену свою.
Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, заботился о ней, дарил ей ласковые слова. Давайте поможем нашим папам подобрать ласковые слова для мам.
Воспитатель: а сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы отвечать
1) Если в семье все заботятся друг о друге.
То какая это семья? (ответы)
- Заботливая семья –
2) - В семье все дружат друг с другом.
Какая семья? (ответы) - Дружная семья –
3) -В семье все играют на музыкальных инструментах, слушают музыку.
Какая семья? (ответы)
- Музыкальная семья –
4) - В семье все занимаются спортом.
Какая семья? (ответы)
-Спортивная семья,
5) - В семье много детей.
Какая семья? (ответы)
- Многодетная семья –
Пальчиковое упражнение «Семья»
Первый пальчик - дедушка, Второй пальчик - бабушка, Третий пальчик - папочка, Четвёртый пальчик - мамочка, Пятый пальчик - Я. Вот и вся моя семья!
Воспитатель: ребята смотрите пока мы с вами рассказывали о своих семьях у нас появился цветок. Непростой цветок – волшебный! На его лепестках есть хорошие высказывания – пословицы о семье давайте их послушаем!
Пословицы о семье. В хорошей семье хорошие дети растут. Везде хорошо, но дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте. Дерево держится корнями, а человек семьей. Человек без братьев и сестер — одинокое дерево. Человек без семьи, что дерево без плодов. Братская любовь лучше каменных стен.
Воспитатель: Как вы думаете, нашу группу можно назвать семьёй? (Ответы) - Давайте для нашей семьи-группы придумаем свои традиции. - А я для вас придумала традицию. (Поднос с предметами) - Что это? Краски. - Кто ими рисует? Художник. Мы с вами будем художниками, и нарисуем большой красивый дом нашей семьи – группы. Согласны!
Физкультминутка
Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я.
Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться.
Мы – счастливая семья, Мама, папа, брат и я.
Нравится вам такая традиция?
Подведение итога занятия:
Понравилось вам занятие? О чем мы с вами говорили? Что больше всего понравилось?
Используемая литература:
Астахов П.А., Я и семья. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.: ил. – (Детям о праве).
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., ил.
Краснощекова Н.В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
Приложение:
В хорошей семье хорошие дети растут. Везде хорошо, но дома лучше. Вся семья вместе, так и душа на месте. Дерево держится корнями, а человек семьей. Человек без братьев и сестер — одинокое дерево. Человек без семьи, что дерево без плодов. Братская любовь лучше каменных стен.